Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О нефтегазовом секторе Саудовской Аравии

Э.О. Касаев

Энергетическая политика Королевства Саудовская Аравия (КСА) имеет внутренний и внешний компоненты и строится на двух факторах: подавляющее значение нефтяного сектора в экономике страны и возможность влиять на мировой рынок за счет наличия уникальных запасов и значительного объема нефтеэкспорта.

Внутренняя составляющая направлена на использование нефтяных доходов для диверсификации национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Внешняя - на поддержание значения «черного золота» в глобальном энергетическом балансе, формирование спроса на энергоноситель при сохранении высокой доли Саудовской Аравии в мировых поставках.

Вопросами, связанными с топливной частью, занимается Министерство нефти и минеральных ресурсов. Координацию энергетической политики страны, включая ее международные аспекты, осуществляет Верховный нефтяной совет (ВНС), в который наряду с королем и членами королевской семьи входят руководители ряда министерств и представители промышленности. ВНС осуществляет стратегическое планирование развития отрасли и утверждает условия подписания нефтегазовых контрактов.

Ключевая роль отведена госкорпорации Saudi Aramco - одной из крупнейших компаний мира по добыче и запасам нефти. Она контролирует 98% нефтегазовых ресурсов Саудовской Аравии, доминируя в сфере добычи, транспортировки, переработки и распределения углеводородов.

В нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности преобладает частно-государственная компания SABIC. Saudi Aramco и SABIC подчинены ВНС.

До недавнего времени мировым лидером по запасам нефти была Саудовская Аравия, однако, согласно данным Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), в 2010 г. ее опередила Венесуэла. Так, доказанные запасы в последней выросли на 40,4% по сравнению с 2009 г. и составили 296,5 млрд баррелей. Это более чем на 30 млрд баррелей превышает показатель КСА.

По состоянию на 2011 г. доказанные саудовские запасы достигли 262,6 млрд баррелей, что составляет более 19% от мирового показателя[i].
В 2010 г. на территории государства было добыто 407 млн т нефти, из которых 393,8 млн т обеспечила Saudi Aramco. Специалисты компании уверены, что в ближайшие годы возможно увеличение ежегодных добычных мощностей до 750 млн т.

В соответствии с отечественной статистикой, Саудовская Аравия занимает второе место после России по объемам добычи нефти в мире (10 млн баррелей в сутки). Однако европейские аналитики считают данную отчетность несколько некорректной. По их расчетам, КСА добывает 10,8 млн баррелей в сутки, а Россия – 9,8 млн баррелей, а не 10,27 млн, как утверждают в Москве[ii]. В качестве доказательства лидерства Эр-Рияда приводится информация, что за отчётный период он несколько раз превышал допустимую квоту.

Примечательно, что в конце прошлого года ОПЕК впервые за несколько лет официально повысила добычную квоту, что сразу же положительно отразилось на официальной саудовской статистике. К примеру, по состоянию на февраль 2012 г., суточная добыча в государстве составила порядка 11 млн баррелей (1,5 млн т)[iii].

Согласно прогнозу компании QNB Capital, исследовательского подразделения «Катарского национального банка», в 2012 г. добыча в Саудовской Аравии с учетом запуска резервных мощностей достигнет 12 млн баррелей в сутки[iv].

Справедливости ради стоит заметить, что в последние годы объем нефтедобычи в КСА имел отнюдь не поступательную тенденцию, как ошибочно полагают некоторые эксперты, а носил, скорее, скачкообразный характер (см. Таблицу).

Таблица

Динамика добычи саудовской нефти, 2005-2010 гг. (млн т)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2010 к 2009, %

466,2

459,0

439,4

459,7

407,9

407,0

-0,2

Источник: Joint Oil Data Initiative

Дело в том, что государство не ставит во главу угла ежегодное стремительное наращивание добычи без учета внешних факторов. Степень работы саудовских добычных мощностей во многом зависит от текущей конъюнктуры на рынках сбыта сырья. КСА зачастую задействует резервные мощности, дабы нивелировать некомфортную разницу между спросом и предложением, возникшую в результате того или иного негативного события.

Мировой финансовый кризис 2008 г. вынудил Эр-Рияд интенсифицировать экспорт сырья, дабы повысить бюджетные поступления. Во многом благодаря саудовским усилиям на европейском нефтяном рынке был восстановлен статус-кво после временного прекращения экспорта углеводородов из Ливии в 2011 г.

В начале этого года Саудовская Аравия не раз выражала готовность восполнить дефицит углеводородов на мировом рынке, который может возникнуть в результате санкций Евросоюза и США, наложенных на нефтяную промышленность Ирана. Однако в марте саудовский министр нефти А.Наими заявил, что мощностей королевства недостаточно для того, чтобы компенсировать потери, причиненные вероятным эмбарго на закупки иранской нефти (более 3 млн баррелей в сутки). Тем не менее, он отметил серьезное возрастание суточной добычи сырья в текущем году по сравнению с предыдущим.

Таким образом, слова чиновника никоим образом не опровергают возможность активизации производственных операций (в разумных пределах) со стороны государства в случае острой необходимости, а также обнажают несостоятельность и необоснованность заявлений ряда исследователей относительно того, что Эр-Рияд блефует, поскольку на практике не способен оперативно повысить уровень добычи углеводородов.

Согласно планам правительства Саудовской Аравии, в 2012 г. суммарные добычные мощности страны должны превысить 670 млн т в год и не менее 75-100 млн т мощностей должны быть резервными.

В ближайшей и среднесрочной перспективе, учитывая крайне напряжённую обстановку в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, с одной стороны, вполне можно ожидать увеличения нефтяного производства в КСА, но, с другой – напротив, его замедления. Первый сценарий вероятен в случае понижения поставок сырья из соседних стран в результате различных диверсий на объектах нефтетранспортной инфраструктуры. Второй сценарий возможен при условии блокирования каких-либо экспортных магистралей, которые использует Саудовская Аравия.

География залежей и сорта нефти

Несомненным преимуществом КСА является то, что там добывается нефть различного качества: от тяжелой до сверхлегкой. Почти 2/3 сырья приходится на легкие и сверхлегкие сорта, которые добываются, в основном, на континентальных месторождениях, более тяжёлые – на шельфовых.

На территории страны открыто около 100 нефтяных и газовых месторождений, причем на 8 крупнейших приходится более половины всех национальных запасов. Большая часть залежей сосредоточена на востоке страны и на шельфе Персидского залива. Основной объем добычи обеспечивают участки «Гавар» (до 250 млн т в год), «Сафания» (до 64 млн т в год), «Хураис» (до 60 млн т в год), «Шейба» (до 37 млн т в год)[v].

В 2009 г. началась разработка нового участка «Нуайим» (5 млн т в год), а также были расширены добычные мощности на «Шейбе». В 2010 г. увеличилось производство на месторождении «Харасания» (24,9 млн т нефти в год). Также продолжалась подготовка к промышленной эксплуатации участка «Манифа» на шельфе Персидского залива (пятое в мире по запасам нефти; планируемые ежегодные производственные мощности составляют 24,9 млн т и 44,8 млн т к 2013 г. и 2014 г. соответственно). В стадии проработки находится проект комплексной модернизации добычных мощностей на «Сафании».

До 2015 г. руководство КСА намеревается вложить порядка 95 млрд долларов на новые проекты в нефтедобыче: 70 млрд на расширение производства и 25 млрд на создание перерабатывающих мощностей. Это во многом делается для того, чтобы найти новые альтернативы «Гавару», который за 60 лет эксплуатации обеспечил добычу 65% саудовских жидких углеводородов.

Помимо основных перспективных участков, разработка которых уже начата, в резерве находятся еще примерно 70 месторождений. По прогнозам специалистов, их освоение позволит к 2030 г. поднять добычу до 18,2 млн баррелей в сутки. Также планируется проводить дополнительное бурение на существующих участках с целью компенсации естественного истощения зрелых месторождений.

Стоит предположить, что недостаток спроса на нефть тяжелых сортов вполне может побудить Saudi Aramco пересмотреть свою производственную стратегию. В этой связи остается неясным, будет ли компания вводить в строй новые месторождения с учетом неустойчивости ситуации на рынке или предпочтёт параллельно с расширением операций на этих участках приостановить добычу на старых для проведения технического обслуживания или более глубокой реабилитации.

Способы нефтедобычи

Традиционно извлечение саудовской нефти осуществляется при помощи фонтанного вида добычи. Не станем углубляться в технологические детали, лишь отметим, что на поверхности скважины устанавливается фонтанная арматура – специальное оборудование для управления скважиной, которое позволяет регулировать добычу – уменьшать или совсем остановить.

Тем не менее, при помощи ведущих международных корпораций (в частности, ExxonMobil, Royal Dutch Shell, Schlumberger) саудовские нефтяники осваивают наряду с устоявшимися способами и передовые технологии добычи «черного золота». К примеру, инженеры Schlumberger и Saudi Aramco совместно разработали и апробировали систему StageFRAC, которая повысила продуктивность скважины в два раза.

Помимо этого, на территории КСА была успешно применена технология горизонтального бурения (месторождение «Хураис»). Горизонтальные скважины дают дебиты в 2-10 раз выше, чем вертикальные стволы. Также уменьшается вероятность прорыва водяных и газовых конусов, что способствует более высокой нефтеотдаче. Экономическая эффективность использования горизонтальной проходки в Саудовской Аравии достигается за счет увеличения производительности скважин на 150-400%, снижения общего числа скважин на 30%, сокращения расходов на бурение, прокладку промыслового оборудования на 20-25%, сокращение на обработку промысловой воды и газа на 50%, увеличения извлекаемых геологических запасов на 5-10%, отсрочки установки газлифтных систем и компрессорного оборудования.

Осваивая новейшие технологии добычи углеводородов, Эр-Рияд без сомнения обеспечивает развитие нефтяной промышленности, однако по-прежнему остаются некоторые сложности, с которыми КСА может столкнуться в перспективе.

Во-первых, даже такой мощной компании, как Saudi Aramco сложно  бесперебойно поднимать планку производительности без постоянного поступления крупных финансовых средств. В этой связи необходимы значительные инвестиции для осуществления дополнительных геологоразведочных работ на месторождениях, где саудовцы собираются вводить новые добычные мощности.

Во-вторых, в ряде случаев для освоения участков требуются современные технологии бурения, которые ранее не использовались в Саудовской Аравии, что обуславливает необходимость привлечения зарубежных сервисных компаний, которые уже имеют солидный опыт в данной сфере.

В-третьих, сегодня наблюдается дефицит свободных мощностей бурового оборудования, в результате на него увеличиваются арендные ставки, что также будет бить по карману саудовских нефтяников.

Для того чтобы Саудовская Аравия оставалась в числе ведущих государств по состоянию и отдаче нефтяного сектора, ей необходимо продолжать вести четкую и прагматичную энергетическую политику и дипломатию, а не выступать с провокационными заявлениями или всячески бравировать объемом углеводородных запасов, вызывая обоснованную зависть некоторых государств. В результате разумных и тонких действий власти и крупного предпринимательства страны нефтяная сфера получит не только закономерные дивиденды, но и гарантии прогрессивного развития в будущем.

Справедливости ради заметим, что топливно-энергетический комплекс - это движущая сила всей саудовской экономики на протяжении многих лет. На его долю приходится около 55% ВВП, 75% бюджетных поступлений и 90% экспортных доходов страны[vi]. В структуре производства абсолютно доминирует нефть (87%), остальной объем приходится на природный газ (13%). В настоящий момент государство нацелено качественно модернизировать       нефтегазовый сектор, поскольку сегодняшняя динамика развития данной отрасли конкурирующих стран побуждает саудовцев оперативно искать и задействовать собственные резервы и «козыри».

Способы экспорта

Поставка нефти специальными судами-перевозчиками обходится дешевле и экономичней других видов. К тому же, из-за географических особенностей страны используется весьма широко. Транспортное подразделение Saudi Aramco компания Vela International Marine обладает одним из самых больших флотов супертанкеров в мире. Туда, в частности, входят суда водоизмещением 160 тыс. т и выше (типа VLCC) и несколько судов водоизмещением свыше 400 тыс. т (типа ULCC). Они перевозят значительную часть экспортной нефти.

В 2010 г. национальная транспортная компания National Shipping Company of Saudi Arabia реализовала проект строительства нескольких танкеров-продуктовозов. В итоге суммарное количество танкеров, составляющих действующий флот государства, превышает 30 судов.

Основные экспортные нефтеналивные терминалы – Рас-Танура и Джуэйма (Персидский залив), а также Янбу (Красное море). Терминал в Рас-Тануре является крупнейшим в мире, через него осуществляется до 75% экспорта жидких углеводородов из Саудовской Аравии, а его мощность достигает 300 млн т в год. Ежегодная пропускная способность терминала в Янбу составляет 225 млн т нефти и 50 млн т нефтепродуктов. Терминал в Джуэйме обладает мощностью в 180 млн т в год.

В последние годы около 90% поставок саудовского топлива осуществляется супертанкерами через Ормузский пролив, который ежедневно обеспечивает 93% всего углеводородного экспорта стран Персидского залива и до 40% мирового нефтеэкспорта морем.

В случае блокирования этого транспортного коридора возможны, конечно, альтернативные пути экспорта. Например, посредством международных трубопроводов. Однако их пропускная способность слишком мала для реализации того объема сырья, который в последнее время добывают саудовцы.

В этой связи, несмотря на постоянную недозагрузку действующих трубопроводов, страна не сбрасывает со счетов изучение новых проектов в сфере транспортировки нефти, что продиктовано как стремлением снизить будущие издержки доставки углеводородов до потребителя, так и попыткой поиска более безопасных маршрутов путем их диверсификации.

Делая ставку на различные новшества и смелые эксперименты, КСА тем самым демонстрирует отход от заложенной в арабском деловом менталитете косности и, напротив, проявляет гибкость и способность идти в ногу со временем.

Справедливости ради заметим, что на сегодняшний день объем трубопроводных поставок саудовского «черного золота», хоть и значительно уступает морскому, но все же не катастрофически мал, как заявляют многие  исследователи. Более того, он имеет тенденцию к росту.

Протяженность магистральных нефтепроводов на территории страны составляет 4,2 тыс. км, продуктопроводов – 1,1 тыс. км, около 1,2 тыс. км трубопроводов используется для транспортировки широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) - базового сырья  для производства шин, сжиженного газа и других продуктов нефтехимической промышленности. ШФЛУ получают из попутного нефтяного газа, отличающегося от природного газа наличием так называемого «жира» - углеводородных фракций, извлекаемых на специальных газоперерабатывающих комбинатах. Компонентный состав ШФЛУ может меняться в зависимости от ресурсной базы производства. Типичный состав выглядит следующим образом: этан (от 2 до 5%), сжиженный газ (60-85%), фракции «пентан+» (остальное).

Основные саудовские нефтепроводы соединяют промысловые районы с нефтеналивными терминалами на Красном море и в Персидском заливе.

Крупнейший инфраструктурный объект нефтяной отрасли КСА – трубопровод «Восток-Запад» протяженностью 1,2 тыс. км и пропускной способностью 250 млн т в год, связывающий Джубейль с Янбу-эль-Бахр. Нынешняя загруженность трубопровода не превышает 50%, так как путь из Янбу через пролив Баб-эль-Мандеб в Азию нерентабелен в силу того, что увеличивается на пять дней. Параллельно проходит трубопровод для транспортировки ШФЛУ мощностью 14,5 млн т в год из Абкайка на нефтехимические предприятия в Янбу.

До 12,5 млн т нефти в год поставляется по нефтепроводу, проложенному по дну Персидского залива из Саудовской Аравии в Бахрейн.

На территории Саудовской Аравии также построены, но в настоящее время не эксплуатируются для транспортировки нефти протяжённые международные нефтепроводы. В частности, «Трансарабский» (пропускной способностью 25 млн т в год; соединял месторождения Персидского залива с Ливанским портом Сидон). Еще один - Иракский нефтепровод через саудовскую территорию (пропускной способностью 80 млн т в год; соединял нефтяные промыслы Ирака и порт Миджиз на Красном море).

В перспективе планируется строительство еще нескольких транспортных артерий.

Во-первых, нефтепровода «Нью-Арабия» протяженностью 115 км и пропускной способностью до 22,5 млн т в год между Саудовской Аравией и Бахрейном.

Во-вторых, подводящих трубопроводов от нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Джубейле до экспортного морского терминала протяженностью около 300 км.

В-третьих, нефтепроводов «Рас-Танура–Катиф–Дахран–Эр-Рияд» протяженностью около 600 км.

В-четвертых, продуктопроводов «Рас-Танура–Дахран» и «Дахран–Эр-Рияд» общей протяжённостью 506 км.

В-пятых, продуктопровода «Табук–Туба» (побережье Красного моря) протяженностью около 250 км.

Вполне возможно, что усиление магистральной инфраструктуры в будущем сослужит КСА хорошую службу, поскольку данный вид транспортировки сырья является наиболее эффективным, если не учитывать танкерный способ.

Сегодня вопрос доведения углеводородов до потребителя стал, пожалуй, основным для Саудовской Аравии, которая сильно зависит от морских перевозок, недостаточно задействует магистральные артерии, а также фактически не имеет соответствующей инфраструктуры для транспортировки сырья железнодорожным путем.

Как представляется, в перспективе государство предпримет необходимые шаги для развития указанных проблемных сфер, однако сразу ожидать позитивных результатов не стоит, поскольку нестабильная региональная обстановка внезапно может выдвинуть на передний план совершенно иные политико-экономические проблемы, которые потребуют оперативного решения и немалых финансовых затрат от ближневосточных государств, включая КСА.

Газовая сфера

     Газовая отрасль играет вторую по значению роль в экономике КСА, обеспечивая 15% ВВП. По состоянию на 2011 г. доказанные запасы «голубого топлива» в Саудовской Аравии составляют 7,8 трлн куб. м  (4,2% от мировых)[vii]. По данному показателю страна занимает четвертое место в мире после России, Ирана и Катара.

Объемы газодобычи в королевстве постоянно растут, и в 2010 г. было извлечено 83,9 млрд куб. м сырья. Весь природный газ идет на внутреннее потребление, экспорт и импорт не осуществляются. Как следствие, физические объемы производства и потребления энергоносителя фактически идентичны.

Основными потребителями являются предприятия электроэнергетики (39%), газохимии (22%) и опреснения воды (16%). Доля потерь природного газа при добыче, сжигании на факелах и закачивании в пласт для поддержания внутрипластового давления при добыче нефти составляет 13-14%.

Около 60% доказанных запасов приходится на попутный газ, основные объемы которого относятся к «Гавару» (около трети всех залежей страны) и шельфовым месторождениям «Сафания» и «Зулуф». Значительные запасы также сосредоточены на северо-западе страны (участок «Мидьян») и в пустыне Руб-эль-Хали на юго-востоке (месторождения «Южное», «Северное», «Шейба»).

Суммарная протяженность газопроводов на территории Саудовской Аравии превышает 2,2 тыс. км. Совместно действующие газотранспортный и газоперерабатывающий комплексы образуют систему Master Gas System. Всего функционирует 7 газоперерабатывающих заводов суммарной мощностью переработки 92 млрд м³ в год и транспортировки – 72 млрд куб. м в год.

Основные газопроводы расположены в восточной части страны и соединяют месторождения природного газа с промышленными потребителями. Для транспортировки «голубого топлива» в Янбу на побережье Красного моря используется участок Иракского нефтепровода через территорию Саудовской Аравии, построенного в 1989 г.

В 2006 г. Министерством нефти и минеральных ресурсов совместно с Saudi Aramco была подготовлена «Стратегия разведки, добычи и потребления природного газа до 2025 года», согласно которой Эр-Рияд намерен привлечь около 20-25 млрд долларов для развития 10 проектов в газовой сфере и увеличить запасы свободного (несвязного) природного газа на 1,4 трлн куб. м. Saudi Aramco планирует, что к 2030 г. внутренний спрос на сырье достигнет 150 млрд куб. м в год, то есть практически в два раза превысит текущие показатели.

Помимо этого, государством ставится задача более широкой разработки запасов газа и модернизации газотранспортной системы страны. В настоящий момент продолжается реализация проекта по освоению шельфового  месторождения «Каран», добыча на котором в текущем году, по прогнозам Saudi Aramco, может достичь 15 млрд куб. м в год. Предполагается строительство 2-ой фазы газопровода «Шедгам-Эр-Рияд-Янбу» протяжённостью около 1 тыс. км от побережья Персидского залива до побережья Красного моря.

Саудиты также рассчитывают расширить использование топлива на внутреннем рынке, ибо это позволит высвободить дополнительные объемы нефти для экспорта.

Примечательно, что в стране действует «Саудовская газовая инициатива», предусматривающая развитие газодобычи и перерабатывающих мощностей с помощью иностранных инвестиций.

В рамках данной госпрограммы «Лукойл Оверсиз» пробурил в 2007-2010 гг. на территории КСА четыре разведочные скважины на двух месторождениях блока А, затратив около 300 млн долларов. После этого скважины были законсервированы до принятия саудовскими властями окончательного решения о перспективности и эффективности проекта. В 2011 г. для получения необходимой технологии разработки и добычи газа из трудноизвлекаемых коллекторов российский концерн заключил контракт с международной инженерно-исследовательской компанией с целью поиска технического решения, которое позволит достичь максимальной производительности скважин для коммерциализации найденных запасов. Работы по контракту были закончены в прошлом году. Решение о дальнейшей работе Эр-Рияд планирует принять в течение 2012 г.

Минувшей осенью президент «Лукойла» В.Ю.Алекперов заявил, что Саудовская Аравия признала газовым конденсатом запасы, которые его компания открыла на блоке А. Ранее шли дискуссии о том, являются  обнаруженные залежи нефтью или газовым конденсатом. Согласно законодательству королевства, право на добычу «черного золота» имеют только национальные компании. Таким образом, если бы запасы были признаны нефтью, «Лукойл Оверсиз» потерял бы право их разработки.

Стоит напомнить, что контрактная территория блока А расположена в центральной части пустыни Руб аль-Хали на Аравийском полуострове в 260 км на юго-восток от Эр-Рияда. В 2010 г. проект перешел в стадию оценки открытых месторождений. Работы выполнялись на территориях месторождений «Тухман» и «Мушаиб». На первом участке завершено бурение и испытание оценочной скважины Тухман-4 (законсервирована с целью подбора технологий и подготовки программы стимуляции для получения дебита). На втором участке выполнено доиспытание поисковой скважины FYDH-LKSR-0002 (законсервирована для изучения и поиска экономически рентабельных технологий разработки низкопроницаемых газовых коллекторов). Доля в проекте «Лукойл Оверсиз» составляет 80%, Saudi Aramco – 20%.

Представляется, что Эр-Рияд примет положительное решение для российской стороны по двум основным причинам. Во-первых, российская компания уже инвестировала солидные средства в геологоразведку и добилась серьезных промежуточных результатов. Во-вторых, Саудовской Аравии необходим опыт квалифицированных специалистов из России при дальнейшей реализации госпрограммы по развитию газового сектора.

Таким образом, в результате проведенного анализа можно прийти к выводу, что главные проекты КСА в нефтегазовой отрасли связаны с поиском и разработкой новых месторождений, совершенствованием и технологической модернизацией транспортной инфраструктуры, строительством перерабатывающих комбинатов.

Осуществляя задуманное, страна стремится не только повысить экспорт углеводородов, но и сохранить высокие мировые позиции среди стран с наиболее развитым нефтегазовым сектором. Что касается России, то, с одной стороны, она конкурирует с КСА на мировом рынке энергоносителей, однако с другой - сотрудничает с этой арабской монархией, помогая ей эффективно развить углеводородный сектор.



[i]           CIA World Factbook 2012.

[ii]          http://stop-news.com/sobytiyafakty/629-dobycha-nefti-i-gaza-v-rossii-v-2011-godu.html

[iii]         http://sunna-press.com/news/businnes/820-saudovskaja-aravija-uvelichila-jeksport-nefti.html

[iv]         Saudi Arabia – Economic Insight, June 2011. P. 15.

[v]          EIA – Saudi Arabia, January 2011. P. 2.

[vi]         CIA World Factbook 2012.

[vii]  Ibidem.

Начало