Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Рост радикальных настроений в ФРГ в контексте событий «арабской весны»

И.С. Берг

Новый год в аспекте борьбы с терроризмом, спровоцированным, в частности, событиями «арабской весны», начался с сообщения Федеральной прокуратуры в Карлсруэ. 2 января прокуратура предъявила живущему в Германии гражданину Афганистана 22-летнему Омиду Х. обвинение в пропаганде терроризма в Интернете. Следствие подозревает его в 20 случаях вербовки новых членов и сторонников для двух террористических группировок — «Аль-Каиды» и «Исламского движения Узбекистана». Омид Х. и его сообщники размещали на сайте информацию радикально-исламской направленности, причем ее интенсивность заметно возросла с начала протестного движения в странах «арабской весны». Всего на сайте опубликовано около 60 материалов, в том числе фотографий и видеороликов, в которых прославляются джихад и уничтожение неверных. В 20 из них содержатся прямые призывы к поддержке «Аль-Каиды» и «Исламского движения Узбекистана», запрещенных на территории ФРГ и имеющих главных идеологов и кураторов в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Это учитывает в работе 59-летний Герхард Шиндлер, с 1 января 2012 г. возглавляющий Федеральную разведывательную службу (BND), а до назначения на этот пост отвечавший в Министерстве внутренних дел ФРГ за борьбу с терроризмом и являющийся одним из ведущих в Германии экспертов в сфере безопасности. Известно, что он предложил новую версию деятельности ведомства, при реализации которой у немецкого общества должны исчезнуть сомнения, стоит ли отпускать на содержание BND почти 0,5 млрд евро в год, при том что Федеральная разведслужба, например, не смогла спрогнозировать такие важные события, как недавняя смена власти в ряде арабских государств. То, что это не в состоянии были сделать коллеги немецких разведчиков в других странах, — слабое утешение, указывает пресса ФРГ. Программа работы ведомства учитывает критику общества в данном направлении, действуя в том числе в русле наказа отправленного на пенсию бывшего главы Федеральной разведслужбы Августа Ханнинга: «BND должна поставлять правительству информацию, которой его никто другой снабдить не в состоянии». Что помешало сделать это самому Ханнингу, шесть лет руководившему ведомством, на сайте BND не уточняется. Важно то, что Германия сегодня пожинает плоды непрофессиональной работы разведчиков. Эти плоды — не только обстановка в сфере безопасности, о которой будет сказано ниже.

Террористическая деятельность радикальных исламистов, позиции которых, несмотря на камуфляжную маркировку «умеренные», наносят огромный вред немецкой экономике. Учитывая, что ФРГ много лет подряд неизменно входит в тройку мировых экспортеров, для Германии этот фактор имеет жизненно большое значение. Точную сумму потерь никогда не подсчитывали, подчеркивает Тильман Брюк из Немецкого института экономических исследований (DIW). Величину ущерба, причиняемого терроризмом, можно оценить лишь предположительно. Так, считается, что соответствующие расходы, понесенные каждой из промышленно развитых зон ФРГ (в частности, юга и юго-запада ФРГ), исчисляются десятками миллиардов евро.

Минувший год, который вошел в историю как год «арабской весны», добавил новые миллиарды расходов. К примеру, события в Тунисе, Египте, Ливии, Алжире повлекли за собой не только прямые затраты германских экономических тяжеловесов, но и косвенные. Так, с января 2011 г. расходы ФРГ на обеспечение внутренней безопасности увеличились в транспортных узлах на 15–30%. Крупнейшие аэропорты в Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Дюссельдорфе, Берлине усилили систему контроля. В Бремерхафене — крупнейшей в Германии перевалочной базе для морских грузов, в том числе в направлении Северной Африки и Ближнего Востока, — ввели дополнительное оборудование для тщательного изучения содержимого контейнеров. Все это вызывает дополнительные расходы для авиаперевозчиков, судоходных и транспортных компаний и значительно замедляет темпы товарооборота в международной торговле. При этом истинный размер подобных затрат не поддается точному исчислению, указывают немецкие аналитики.

В то же время круг экстремистски настроенных граждан Германии «с исламским наполнением» очерчен довольно отчетливо. Так, сегодня, по данным Федерального ведомства по охране Конституции, в ФРГ насчитывается 37 тыс. исламистов, из них 30 тыс. принадлежат турецкой группе Milli Goerues, 1300 — движению «Братья-мусульмане», 900 — «Хизбалле». В то время как названные экстремистские группировки переживают стагнацию, силу набирают салафиты. Активное миссионерское движение в Германии, датированное 2004 г., характеризуется пиковым состоянием именно в последний год. Эксперты ФРГ связывают это с приходом к власти в странах «арабской весны» исламистских партий. «Это является дополнительным фактором, подпитывающим немецких экстремистов и служащим вдохновляющим примером: вот как надо действовать против “гнилых западных демократий”», указывает политический обозреватель Йорг Лау.

В настоящее время салафитов в Германии насчитывается уже более 3 тыс., причем стремительно растет доля конвертированных немцев. В ряде организаций, к примеру, в Islamisches Kulturzentrum Masjid As-Sunnah в Менхенгладбахе, они составляют подавляющее большинство. «Салафиты в Германии в своих идеях не оставляют места для демократии и прав человека, — отмечает Й. Лау. — Они живут по законам исламского права, в единственном масштабе шариата. Особенно тревожат общество джихадистские идеи, которые пропагандируют салафиты. Поэтому их учения плавно подводят к необходимости насилия и террора».

Против решительно выступают представители немецкого общества. Причем не только на государственном уровне. Винфрид Шультц, предприниматель из Менхенгладбаха, выступил инициатором создания «Гражданской партии», цель которой — целенаправленный отпор салафитам и другим исламистским силам, действующим в городе. Центры их сбора — девять мечетей (это на 10 тыс. мусульман в городе). Центры сбора противников радикализации тоже известны. В том числе на городском рынке в районе Айкен. Здесь появляются активисты «Гражданской партии» со щитами «Против салафитов!», которых фундаменталисты причисляют к врагам ислама. Борьба с «врагами ислама» происходит в домашнем формате, поскольку уму-разуму родителей учат их сыновья, принявшие ислам. Стремясь сделать обучение старших более продуктивным, конвертированные немцы приглашают на курс лекций «Добро пожаловать в рай», где разворачивают программу радикализации так, как советуют их наставники, в том числе ближневосточной выучки. Те, кто протестует против работы названного салафитского центра, почти не добиваются цели. Почему? «Нам не обязательно нужны мечети и центры, если существуют компьютеры», — говорит Абу Адам, 25-летний житель города, которого еще недавно все знали, как Свена Лау. Ранее вполне миролюбивый, он превратился в проповедника идей священной войны с неверными, которыми стали его друзья детства и соседи по дому. Идеи он не только проповедует, но и продает: ему принадлежит Zom Zom Shop, где выставлены атрибуты исламского вероучения и установлен компас со стрелкой, которая замерла, указывая на Мекку. Буквально в сотне метров от исламского культурного центра Masjid As-Sunnah и живет В. Шультц, который переселился в город восемь лет назад и занимается внедрением высоких технологий. «Конечно, я не планировал такого соседства, — говорит он. — И сейчас всерьез озабочен безопасностью своих близких, особенно 12-летней дочери, некоторые друзья которой склонны разделить идеи исламских экстремистов». Организация жесткой борьбы с исламистами привела к тому, что В. Шультцу многократно угрожали расправой, если он не прекратит антиисламистскую деятельность. «Поздно, — резюмирует он эти усилия, которые в марте – августе нынешнего года были особенно настойчивы. — Мы не свернем. Приглашение в рай, попадание куда салафитами гарантируется в результате актов насилия, явно не для нашего города. Мы будем его защищать. Наша партия — рупор всех жителей города, которые не желают мириться с исламистской ненавистью к инакомыслящим».

Ненависть, культивируемая в исламистских адептах, неизменно ведет к подготовке терактов на территории Германии. 8 декабря 2011 г. Федеральная прокуратура в Карлсруэ сообщила об операции специального подразделения GSG-9 по задержанию в Бохуме предполагаемого исламского экстремиста, 27-летнего немецкого гражданина Халиля С. Он подозревается в членстве в так называемой дюссельдорфской ячейке террористической сети «Аль-Каида». Данная ячейка уже подверглась разрушению: в конце апреля 2011 г. в ФРГ были арестованы трое предполагаемых ее участников, которых подозревают в подготовке терактов на территории Германии по заданию «Аль-Каиды». По мнению федеральной прокуратуры, арестованный в декабре исламист продолжал работать над выполнением этого задания после поимки сообщников. Своим сообщникам в ФРГ и других странах Халиль С. послал интернет-сообщение: «Братья, позвольте мне завершить начатую вами работу!» Тогда же, в начале декабря 2011 г., в федеральных землях Северный Рейн-Вестфалия, Шлезвиг-Гольштейн и Гамбург одновременно были проведены обыски в 16 частных квартирах и кафе. В операции были задействованы около 150 полицейских. Сообщается, что формированием ячейки был занят Абделадим аль-Кебир. Халиль С. выполнял функцию организатора финансирования и логистики. Создатели террористического звена имели прямые контакты с координаторами и заказчиками терактов в странах Северной Африки, в том числе Марокко.

Комментируя данное событие на пресс-конференции в Висбадене, федеральный министр внутренних дел Ханс-Петер Фридрих отметил, что террористы имеют «зарубежных патронов и покровителей», в том числе из региона Северной Африки и Ближнего Востока, афгано-пакистанского приграничья. Германия остается целью ударов для исламистского террора, отметил министр, подчеркнув, что градус радикальных настроений в ФРГ существенно повышается по различным причинам, в том числе в связи с событиями в странах «арабской весны». Эти события, в частности, показали, сколь важную роль в организации определенных настроений и идеологий может играть Интернет.

Данную особенность отмечает в своем исследовании Рюдигер Лолкер, профессор-востоковед из Университета Вены и руководитель проекта «Джихадизм- Online». Радикализация через Интернет подводит к вооруженной борьбе, считает он. Идея не новая: более десяти лет назад теоретики джихада наподобие Абу Мусаба аль-Сури выдвинули стратегию по использованию Интернета для воплощения своих замыслов. Так организации джихадистов стали создавать собственные веб-сайты. С появлением конвертированных европейцев содержание сайтов стало дублироваться. Был осуществлен переход с арабского на другие языки: английский, испанский, немецкий. Родовые корни и идеологическая подпитка современных вождей джихадизма напрямую связаны с Северной Африкой и Ближним Востоком: Абу Яхья аль-Либи родился в Ливии, изучал исламское право в Мавритании; Абу Мусаб аль-Сури родился в Сирии, лидер «Братьев-мусульман», автор 1600-страничного труда о мировом исламистском сопротивлении; Анвар аль-Авлаки — главный идеолог йеменского центра «Аль-Каиды на Аравийском полуострове»). Их проповеди, нацеленные на европейскую интернет-аудиторию, строятся в контексте событий «арабской весны» на основе скорейшей исламской зачистки в Старом Свете. Они создали, по сути, виртуальные тренировочные лагеря, в которых освещали как вопросы духовного содержания, так и военную тактику, давали технологические инструкции (особенности моделей самолетов, изготовление невидимых чернил, строительство бомб в домашних условиях).

Ислам под подозрением, и потрясения в арабском мире сделали эти подозрения еще более существенными, считает Юлия Лайнингер, научный сотрудник департамента «Управление и безопасность» Германского института политики развития (DIE), одного из ведущих мировых научно-исследовательских центров по вопросам международной политики развития. Начавшиеся в результате «арабской весны» демократические перемены обозначили новую роль исламистов и усиление противостояния религии и светских представлений.

Американский журналист Джозеф Мэйтон, работающий в Каире, исследует актуальную роль религии в египетском обществе и ее возможное влияние на электоральное поведение избирателей. Когда Коран поддержан на высоком уровне и возглас «Нет бога, кроме Аллаха» разносится из уст салафитов по улицам Египта, начинаешь понимать, что в Египте общественная жизнь пойдет по законам шариата. «Я понял это в конце июля, когда консервативные исламисты вышли на улицы, чтобы обозначить первый публичный взрыв фундаментализма. Это была впечатляющая демонстрация организаторских способностей: большинство участников были доставлены на автобусах к площади Ат-Тахрир в Каире из деревень за сотни километров от столицы. Практически в одно мгновение была подавлена позиция левых и других слоев общества, восемь месяцев рекламирующих преимущества светского государства». В начале октября исламисты снова показали, кто хозяин в Египте, когда убили 27 коптов, вооружившись палками и камнями и проделав кровавый путь по центру Каира. Это было новое качество насилия, и безнаказанность насильников стала подтверждением доказательства значительной власти фундаменталистов. Вот каково понимание «демократии по-египетски», подводит итог Джозеф Мэйтон.

Подобные сценарии, но только с массовыми жертвами радикалы в странах «арабской весны» подготовили для Германии. Отработка моделей идет сегодня в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Насколько понятие «демократия» вписывается в реалии Туниса, будет известно в ближайшее время, указывает Юлия Лайнингер. Однако в жизнь общества привнесена новая неопределенность. В этом смысле страх и скептицизм большинства демократически настроенных жителей Севера Африки и Ближнего Востока понятны. С одной стороны, ислам несовместим с демократией как таковой, равно как и христианство. С другой стороны, история показывает, что в странах Старого Света строгое разделение между государством и религией находится практически в центре любой политической системы. Понятно, что каждая религия обладает способностью уживаться с либеральной демократией и уважать универсальные права: христианство и ислам являются не статичными, а динамичными системами убеждений. Они видоизменяются с течением времени и принимают различные формы в различных регионах мира. Например, католическая месса в гаитянском Порт-о-Пренсе сопровождается элементами вуду, и это в порядке вещей. Естественно, такое богослужение не имеет ничего общего с литургией в баварской деревне. Однако у многих экспертов такое же подозрение складывается и в отношении ислама: что общего у положений Корана с современными общедемократическими нормами, чтобы это сочетание можно было воспринимать как трансформацию Северной Африки и ее дрейф в сторону открывающихся общественных горизонтов.

Для возникновения и укрепления демократии важно, чтобы политические и религиозные институты были равными игроками на общественном поле, могли уважать друг друга в соответствии с демократическими нормами. Однако готовы ли принять эти нормы исламисты, приходящие к власти в странах «арабской весны», — в этом основа сомнений экспертов Западной Европы. Эти сомнения усиливаются в связи с прямой зависимостью безопасности в Германии от событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Минувшей осенью, к примеру, радикалы пытались превратить базилики в тунисском городе Кефе в мечеть, а рядом с самой большой синагогой в Тунисе впервые за многие годы прошла многолюдная антиеврейская демонстрация. «Ислам является решением» — начертано на предвыборных плакатах Партии свободы и справедливости в Египте. Глава военного совета Триполи Абдель Хаким Бельхадж — бывший «эмир» ливийского Исламского фронта борьбы, который был связан с «Аль-Каидой». Этот ряд примеров, приведенных в сентябре-ноябре 2011 г. прессой ФРГ, можно продолжить. Все они свидетельствуют о том, что радикально настроенные мусульмане стремятся построить в Северной Африке исламистский плацдарм для наступления на континент, а затем и на Европу, свидетельствуют эксперты ФРГ. Попытки организации терактов на территории Германии, о которых говорилось выше, подтверждают намерения исламистов Северной Африки и Ближнего Востока.

Выводы

Первый. Запад оказывает слабое влияние на процессы в арабском мире, хотя, безусловно, склонен поддерживать тамошних реформаторов, считает председатель комиссии бундестага по внешней политике, известный эксперт Рупрехт Поленц. Успешен ли будет ход демократических преобразований, зависит от того, насколько европейцы зарекомендуют себя как надежные партнеры. «Мы, к примеру, можем поддержать идею верховенства права в этих странах, но должны учитывать, что в Египте или Тунисе уже есть сложившиеся представления на этот счет», говорит Р. Поленц.

Второй. Усиливающееся влияние исламистских партий в Северной Африке и на Ближнем Востоке объясняется в том числе разочарованием народов в методах прежней власти. Тем охотнее протестное движение радикализируется. Радикалы обещают справедливость на основе шариата, тем самым внося коррективы в общественное сознание и удаляя его от светских представлений. Идет отчетливая исламистская экспансия, имеющая воплощение как в аспекте внутренней жизни этих стран, так и в международном аспекте.

Третий. Радикальные идеи в Германии активно подпитываются протестным движением в странах «арабской весны». Мусульманские экстремисты заметно активизируются в результате «второй революции» в Египте, роста исламистских тенденций в Алжире, разворачивающейся гражданской войны в Йемене, прихода к власти исламистов в Тунисе. Это порождает не только усиление нагрузки на структуры в ФРГ, которым поручена борьба с терроризмом (Федеральная уголовная полиция, спецподразделение федеральной полиции по борьбе с терроризмом GSG-9, BND, Федеральное ведомство по охране Конституции и его 16 земельных отделений), но и народные инициативы.

Четвертый. Если немецкий опыт показывает, что религиозные организации способны адаптироваться к демократическому порядку, не вести с ним борьбу, а сотрудничать к взаимной выгоде, без вреда для устойчивой демократии, то исламские фундаменталисты своей деятельностью демонстрируют полностью противоположные тенденции. Устанавливая власть шариата в странах «арабской весны», они экспортируют идеи насилия в Европу, и Германия ощущает это, указывает Юлия Лайнингер.

Использованы данные сайтов ZEIT, Bundeszentrale fuer politische Bildung, Deutschlandfunk, Qantara.de.

Начало