Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О включении сомалийской организации «Аш-Шабаб» в структуру «Аль-Каиды»

С.В.Алейников

На прошлой неделе сомалийскими СМИ были распространены сообщения об официальном присоединении действующей в Сомали экстремистской группировки «Аш-Шабаб» к международной исламистской организации «Аль-Каида». Об этом в своих видео-обращениях, размещенных 9 февраля на исламистских веб-сайтах, заявили лидеры этих организаций шейх Айман аз-Завахири и Ахмед «Годанэ» (Мухтар Абу Зубейр).

Сообщения о том, что «Аш-Шабаб» поддерживает связи с «Аль-Каидой» и фактически является ее филиалом в Восточной Африке, появлялись и раньше, однако об официальном включении сомалийских исламистов в структуру самой известной международной террористической организации объявлено впервые. Что собой сегодня представляет «Аш-Шабаб»?

Напомним, что «Аш-Шабаб» (полное название - Xarakada Mujaahidiinta Al-Shabaab, то есть Движение молодых моджахедов) зародилась в 2003 г. как молодежное исламское (салафитское) движение. До 2006 г. его деятельность была малозаметна, однако начиная с 2007 г., после ввода в Сомали эфиопских войск и поражения Союза исламских судов, организация «Аш-Шабаб» активно включилась в вооруженную борьбу против «оккупантов» и Временного федерального правительства (ВФП), получая финансовую и военную помощь из Эритреи, Йемена, Египта, стран Персидского залива. К середине 2010 г. вооруженные формирования «Аш-Шабаб» заняли почти половину территории Сомали и развернули активное наступление на позиции правительственных войск и миротворческих сил Африканского союза (АМИСОМ) в Могадишо. Хотя полностью захватить столицу исламистам так и не удалось, и они, понеся значительные потери, в августе 2011 г. были вынуждены вывести свои основные силы из Могадишо, тем не менее, под контролем «Аш-Шабаб» еще остается значительная часть южных и центральных провинций страны.

Своей целью руководители «Аш-Шабаб» провозгласили освобождение сомалийского народа от иностранных войск и их «приспешников», создание в Сомали исламского государства на принципах салафизма, с неукоснительным соблюдением законов шариата, распространение «истинного» ислама во всем регионе Африканского Рога и за его пределами.

Идеология «Аш-Шабаб» строится на принципах исламского фундаментализма, точнее неосалафизма, и близка по духу теоритическим установкам основоположников организации «Братья-мусульмане». Идеологи «Аш-Шабаб» утверждают, что Коран в его полном объеме и наиболее достоверная часть Сунны полностью практически пригодны и сегодня, являясь единственным источником человеческих законов, стереотипов поведения, ценностей и т.д. Поскольку божественное происхождение Корана делает его принципиально отличным от всего, созданного человеком, следует отбросить традиционное мусульманское богословие, зачастую искажающее смысл Корана, и вернуться к первоисточнику – «слову Аллаха». В силу этого же любое противоречие между исламом и человеческой мыслью, которая может быть воплощена в законе, государственно-политическом устройстве и т.п., автоматически решается в пользу ислама.

Лидерами и улемами «Аш-Шабаб» в публичных выступлениях и проповедях доказывается необходимость установления в стране и регионе «истинной исламской» политической и общественной системы. Поскольку многие существующие сейчас общества исламскими не являются и пребывают в состоянии «джахилии» (невежества), нужно привести их к «истинному исламу», для чего политическая власть должна оказаться в руках «истинных мусульман». А так как правящие элиты добровольно не уступят власть, ее надо захватить путем джихада (вооруженной борьбы).

По утверждениям идеологов «Аш-Шабаб», для настоящего моджахеда разрыв с «джахилией» должен быть решительным и полным: нужно отбросить чувства патриотизма и национализма, изгнать из сердца привязанность к сородичам, если те не разделяют его убеждений, подавить свою индивидуальность и беспрекословно исполнять приказания своего руководства.

На занятой территории руководством «Аш-Шабаб» созданы восемь исламских вилаятов (Бенадир, Ср. Шабелле, Н. Шабелле, Бай и Бакол, Хиран, Гальгудуд, Джуба, Гедо) со своими органами власти и силами правопорядка. Во всех вилаятах открыты пункты набора новобранцев и лагеря подготовки боевиков, активно ведется пропаганда джихада и вербовка молодежи в отряды моджахедов; введены строгие правила поведения мусульман в общественных местах, применяются публичные казни и экзекуции к нарушителям установленных предписаний. Любые попытки сопротивления со стороны местного населения жестоко подавляются.

Своим основным идейным противником руководство «Аш-Шабаб» считает всех иноверцев и суфийскую организацию «Ахлу Сунна уаль-Джамаа», традиционно пользующуюся авторитетом в широких слоях сомалийского общества. С приходом «Аш-Шабаб» к власти в провинциях Бенадир, Средняя и Нижняя Шабелле были арестованы или пропали без вести сотни суфийских улемов и их сторонников, были разрушены десятки могил почитаемых в народе предков и имамов.

Экономическую основу организации составляют всевозможные налоги, введенные на контролируемой «Аш-Шабаб» территории на все виды предпринимательской деятельности, экспорт, импорт, недвижимость, финансовые сборы под видом закята и взносов на военные нужды, а также пожертвования, поступающие из арабских стран и от сомалийцев, проживающих в США, Канаде и Западной Европе. Годовые финансовые доходы «Аш-Шабаб» внутри страны оцениваются в 70-100 млн долларов США. В 2011 г. исламисты стали испытывать все возрастающие финансовые трудности из-за сокращения зарубежной помощи, снижения собираемости налогов из-за утраты контроля ими главного рынка в Могадишо, а также вследствие сильнейшей засухи, поразившей центральные и южные провинции Сомали.

Тем не менее, несмотря на массовый голод, охвативший указанные провинции, руководство «Аш-Шабаб» так и не сняло введенный им запрет на деятельность в исламских вилаятах Всемирной продовольственной программы (UNDP), других органов ООН и большинства западных гуманитарных организаций. Лидеры «Аш-Шабаб» объясняют этот запрет тем, что гуманитарная деятельность якобы использовалась западными странами в качестве прикрытия для шпионажа, подрывала национальное сельскохозяйственное производство и морально разлагала население. Вместе с тем, «Аш-Шабаб» приветствует помощь исламских государств и организаций, поощряет развитие торговли с арабскими странами.

Несколько поправить свое финансовое положение организация «Аш-Шабаб» рассчитывает за счет сомалийских пиратов, которые за оказываемую исламистами протекцию на берегу (в районе Харардэрэ) вынуждены делиться денежными средствами, получаемыми в качестве выкупа за захваченные иностранные суда и экипажи. Порой размер этих отчислений доходит до 10-15% от суммы выкупа, то есть составляет несколько сотен тысяч долларов США.

Социальную основу группировки «Аш-Шабаб» действительно составляет молодежь – в большинстве своем неграмотные безработные молодые люди и подростки, либо добровольно под воздействием пропаганды, либо по принуждению вступившие в ряды боевиков. К участию в отдельных террористических акциях и правоохранительных мероприятиях привлекаются также специально подготовленные молодые женщины и пожилые мужчины. Хотя лидеры «Аш-Шабаб» декларируют «единство мусульманской уммы» и формально не признают каких-либо родоплеменных различий между моджахедами, на практике большинство вооруженных отрядов организации формируется все же по этническому принципу. Большая часть вооруженных формирований «Аш-Шабаб» (более 30%) представлена племенами раханвейн (дигиль и мирифле). Также довольно широко среди мождахедов представлены племена дарод и хавие – примерно по 20 %, в меньшей степени (до 12%) – племена дир.

В 2011 г. командование «Аш-Шабаб» стало практиковать включение в состав своих вооруженных отрядов авторитетных старейшин племен, на которых возлагается ответственность за своих одноплеменников. Предварительно старейшины проходят в течение месяца специальную религиозную и боевую подготовку, необходимую для ведения джихада. Примечательно, что в южных провинциях функционеры «Аш-Шабаб» стали более терпимо относиться к традициям и обычаям местных племен и допускать применение в урегулировании межплеменных конфликтов традиционного сомалийского права, если оно не противоречит положениям шариата.

Помимо сомалийских граждан в рядах «Аш-Шабаб» насчитывается несколько сотен иностранцев, прибывших из соседней Кении, Судана, Йемена, Ирака, Афганистана, Пакистана, а также несколько десятков этнических сомалийцев, являющихся гражданами США, Канады и стран Западной Европы. Некоторые из них проходят подготовку в качестве террористов-смертников . По меньшей мере, два теракта против африканских миротворцев в Могадишо были совершены с участием граждан США. Поэтому американские и западноевропейские спецслужбы не без оснований опасаются возможного использования «Аш-Шабаб» подготовленных в Сомали диверсантов (граждан США и стран Западной Европы) для осуществления терактов на территории этих государств. После объединения «Аш-Шабаб» с «Аль-Каидой» вероятность разработки таких планов еще более возрастает.

К концу 2011 года, по данным Службы национальной безопасности Сомали, в вооруженных формированиях «Аш-Шабаб» (вместе с исламскими силами правопорядка) насчитывалось до 14 тыс. боевиков (в западных источниках указывается вдвое меньшая численность). На вооружении у них имеются колесные бронемашины, безоткатные орудия, минометы калибра 82-мм и 120-мм, монтируемые на пикапах или грузовиках крупнокалиберные пулеметы и зенитные установки (ЗУ-32-2, ЗУ-23-4), ручные гранатометы (РПГ-2, РПГ-7), противотанковые и противопехотные мины, различное стрелковое оружие. Значительную часть инструкторов составляют опытные боевики из Ирака, Афганистана, Палестины. В отрядах моджахедов поддерживается воинская дисциплина, активно ведется агитационная и пропагандистская работа.

После вступления в октябре-ноябре 2011 г. в военные действия против «Аш-Шабаб» кенийских и эфиопских войск вооруженные отряды исламистов окончательно перешли к тактике партизанской войны. Вместе с тем, руководство «Аш-Шабаб» развернуло широкую мобилизационную кампанию в южных провинциях Сомали по всеобщему участию населения в «джихаде», провело перегруппировку своих сил, организовало оборону на подступах к стратегически важным городам Афмадоу, Кисмайо и Бардере, активизировало диверсионную деятельность в приграничных районах, в том числе и на территории Кении. Эти меры позволили исламистам сохранить контроль над главным портом южного побережья Сомали – Кисмайо – и другими экономически важными территориями. Однако военное давление на «Аш-Шабаб» продолжает усиливаться, и лидеры этой организации вынуждены искать новые пути к сохранению и своих позиций в Сомали.

Публичное заявление лидера сомалийских исламистов об объединении с «Аль-Каидой», очевидно, призвано поднять моральный дух боевиков, повысить авторитет «Аш-Шабаб» в глазах ее сторонников, вывести организацию на международный уровень и получить дополнительную финансовую поддержку из-за рубежа.

По мнению официального руководства Сомали и лидеров ряда проправительственных политических группировок, данное заявление не приведет к каким-либо существенным изменениям в отношении к «Аш-Шабаб» и общей ситуации в стране, поскольку эта экстремистская организация уже давно стала составной частью «Аль-Каиды». Как заявил президент Сомали шейх Шариф Шейх Ахмед, лидеры «Аш-Шабаб», провозгласив о вступлении в ряды международных террористов, продемонстрировали свои истинные, по сути колонизаторские, цели, весьма далекие от идей ислама и интересов сомалийского народа.

В то же время сообщения об официальном включении «Аш-Шабаб» в структуру «Аль-Каиды» вызвало настороженную реакцию правительств США, Великобритании и других западных государств, которые опасаются расширения сети и усиления координации деятельности террористских группировок, подконтрольных руководству «Аль-Каиды». В этой связи со стороны США и стран ЕС можно ожидать активизации контртеррористической деятельности в регионе Африканского Рога и оказание дополнительной помощи ВФП Сомали и АМИСОМ в борьбе против «Аш-Шабаб».

Начало