Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Новый план для Сирии: поиск консенсуса

Владимир Ахмедов

Сегодня, когда стало абсолютно, ясно, что план спецпредставителя ООН и ЛАГ К.Аннана по мирному регулированию в Сирии, практически нереализуем, международное сообщество озаботилось составлением нового плана по выводу САР из кризиса. В ходе выступления в СБ ООН 7 июня с.г. К.Аннан предложил новый план создания так называемой «контактной группы», основной целью которого должно стать содействие выполнению его прежнего плана. Состав «контактной группы» в настоящее время уточняется. Предполагается, что в ней примут участие Иран, Турция, Саудовская Аравия, 5 постоянных членов СБ ООН, а также ЛАГ и ЕС. Главной задачей работы «группы» станет подготовка условий для неконфронтационного устранения Башара Асада с поста президента и мирной передачи власти в руки его преемника. Для решения этой задачи намечается в строго определенные временные сроки проведение в Сирии выборов нового президента, организация новых парламентских выборов и принятие новой конституции. Предполагается, что в рамках этого широкого политического процесса К.Аннан предложит детальный план реформирования сирийских органов безопасности. Главными персонажами «контактной группы» должны стать Россия и Иран. Им отводится основная роль в подборе методов для решения стоящих перед «группой» задач. Считается, что Москва с учетом ее давних связей с силовым блоком сирийского режима может убедить армию и спецслужбы согласиться с этим планом и не противодействовать ему. Так же предполагается, что Россия может «приютить» у себя Асада, который, якобы, уже перевел в ряд московских банков около 6 млрд долларов США из валютных резервов сирийской казны. В закрытой части плана содержится ряд положений, которые гарантируют сохранение интересов России и Ирана в постасадовской Сирии, чтобы облегчить этим странам процесс «расставания» с Асадом. Появления этого плана не случайно и продиктовано складывающейся в Сирии и вокруг нее ситуацией. Во-первых; после событий в Хуле (Хомс) и новой резни в Хаме (05.06. с.г) стало очевидно, что в Сирии полным ходом идет гражданская война, которая стремительно приобретает конфессиональный характер. Во-вторых; острые столкновения в Ливане, начавшиеся на севере страны, а потом распространившиеся в Бейрут и на юг, участившиеся инциденты на сирийско-турецкой границе показали, что сирийский гражданский конфликт быстро распространяется на соседние с Сирией страны и грозит подорвать стабильность в Иордании и Ираке, а также в регионе Ближнего Востока, в целом. В-третьих; результаты заседания Совета ЛАГ 02.06. с.г. в Дохе с участием К.Аннана и сейчас уже бывшего председателя Сирийского национального совета Б.Гальюна показали, что арабские страны настроены весьма решительно не только в отношении режима Асада, но и поддерживающей его России. Так, министры иностранных дел арабских стран высказались за принятие СБ ООН в соответствии с 7 пунктом Устава ООН мер по принуждению сирийского режима к выполнению этого плана и обеспечение силами ООН защиты гражданского населения САР от произвола властей, а также за разрыв всех дипломатических, экономических связей с сирийским режимом. Эти решения получили одобрение ведущих стран Запада Турции и ССАГПЗ, представители которых собрались 5 июня с.г. в Стамбуле. В кулуарах заседаний с подачи Б.Гальюна активно обсуждался вопрос о необходимости принятия различных шагов по оказанию давления на Россию и Китай с тем, что бы вынудить их отказаться от поддержки режима. В-четвертых; последовавший вслед за этим разрыв дипломатических отношений с САР или понижение их уровня ведущими странами Запада и активизировавшиеся спекуляции в ряде столиц стран НАТО о возможности организации военного вторжения в САР с целью свержения режима серьезно насторожили союзников Асада, главным образом Россию. Москва устами генерального секретаря ОДКБ Н.Бордюжи и ряда печатных СМИ дала понять, что может дать адекватный ответ Западу в Сирии. Особую обеспокоенность Москвы вызвал факт возобновления впервые с апреля-мая 2011 года острых столкновений в районе Латакии между вооруженными отрядами сирийской оппозиции и правительственными войсками с применением тяжелой бронетехники и авиации, что напрямую угрожало российскому присутствию на Средиземноморском побережье. В-пятых; провал альтернативных плану К.Аннана предложений по выводу Сирии из кризиса, прежде всего, «йеменского варианта» (США) и международной конференции по Сирии (РФ), по которым США и РФ пока не смогли договориться. В-шестых; новый качественный уровень вооруженного противостояния в САР, в ходе которого все чаше с обеих сторон стало применяться ракетное оружие и длящаяся с 28 мая с.г. забастовка торговой буржуазии Дамаска и Алеппо, что грозит окончательно подорвать и без того падающую сирийскую экономику и ввергнуть страну в состояние полного хаоса. В подобных условиях лучше попытаться найти общий алгоритм взаимодействия по решению сирийского кризиса, тем более, что Запад на деле не испытывает страстного желания вторгаться в САР вооруженным путем, не говоря уже о том, чтобы сталкиваться там с российскими десантниками. Со своей стороны Россия, чья политика в Сирии находится в тупике, также не против того, чтобы договориться на приемлемых для нее условиях. С этой точки зрения любопытен подписанный Асадом 5 июня с.г. указ о назначении нового премьер-министра САР Рияда Хаджаба, которому президент поручил сформировать новый кабинет министров. В этой связи заслуживает внимания тот факт, что когда впервые в конце января - начале февраля 2012 года в недрах сирийского режима стала обсуждаться идея формирования нового кабинета министров на сирийских страничках в “Face book” развернулась острая дискуссия по вопросу о возможных кандидатурах на пост премьера. Среди возможных кандидатов назывались Рияд Хаджаб, Кадри Джамиль, Ареф Далили и ряд других. Характерно, что все трое упомянутых, так или иначе, тесно связаны с Россией. Любопытно и другое обстоятельство. Статья 93 новой сирийской конституции от 27 февраля 2012 года предусматривает, что в случае открытия вакансии поста президента и отсутствия вице-президента полномочия президента осуществляются премьер-министром до избрания путем референдума нового президента в течение 90 дней с момента открытия вакансии. Характерно, что во время выступления Башара Асада 3 июня в парламенте первый вице-президент, который согласно статьям 92, 93 может замещать президента, Фарук Шара отсутствовал, что дало повод ряду зарубежных СМИ выразить обеспокоенность его судьбой. Остается, правда, еще другой вице-президент Наджах Аттар, бывшая министр культуры, чей брат возглавлял один из зарубежных филиалов «Братьев-мусульман» в Западной Европе.

Складывающаяся в Сирии ситуация многовариантна и сложно уверенно сказать как будут развиваться дальше события. Возможно, еще остался шанс решить дело миром.

Начало