Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Египет: второй тур президентских выборов

А.А.Быстров

16-17 июня с.г. в АРЕ состоится второй тур президентских выборов. От его итогов, без всякого преувеличения, зависит развитие ситуации в среднесрочной перспективе не только в этой стране, но и на Ближнем Востоке и в значительной части Африки. Напомним, что претендентов два: это представитель «Братьев-мусульман» М.Мурси (25% голосов в первом туре) и бывший премьер-министр во времена Х.Мубарака А.Шафик (24%). Если брать чисто математический расчет, далекий от политических раскладов, то во втором туре должен победить А.Шафик. Мы сейчас не берем факт поддержки «светского кандидата» Высшим советом вооруженных сил (ВСВС), что очевидно. На самом деле в расчет необходимо принимать совсем другой фактор: смогут ли избиратели (и те политические деятели, которых они поддерживают) переступить через свои личные симпатии ради того, чтобы позволить Египту развиваться в дальнейшем «по светскому пути»? Чисто математически победа Шафика очевидна только в том случае, если этот момент станет преобладающим в головах египтян во время второго тура. Социалист Х.Сабахи набрал в первом туре 20%, бывший генсек ЛАГ А.Муса 11%. В совокупности, это должно принести победу. При этом сомнительно, что «раскольник» А.аль-Футух, в свое время окончательно рассорившийся с руководством «братьев», будет призывать своих сторонников голосовать за кого-либо. Скорее всего, он «отпустит» их в «свободное плавание».

Многие эксперты вместе с тем предрекают победу исламистам. Они полагают, что, несмотря на жесткие разногласия, за кандидата «братьев» негласно проголосуют и салафиты, и сторонники А.аль-Футуха. В данном случае сработает тактика «малых шагов» к победе, что в случае с исламистами логично. Все их партии и объединения отличаются крепкой партийной дисциплиной. В этом случае сторонники различных филиалов исламистов (от «жестких» до относительно «умеренных») получают полный контроль над исполнительной и законодательной ветвями власти. В нижней палате парламента их совокупно – 71%, в верхней – 55%.

Что может произойти в этом случае? Многие политологи говорят, что при таком сценарии Египет начнет скатываться в пучину радикализма с перспективой превращения в «суннитский вариант» раннего Ирана с его идеей исламской революции по всему миру. Попробуем не согласиться. Логика здесь проста: основной движущей силой протестного движения в Египте (и не только в нем) была безработная молодежь (43%), которая не видела никаких перспектив своего «социального лифта» в ближайшем будущем. Вообще вся «арабская весна» в большей степени и состоялась исключительно по этой причине. И победа исламистов или резкий рост их влияния в странах «победившей демократии» в арабском мире объясняется не сколько влечением населения к этой идеологии, а поисками альтернатив тому политическому механизму, который не оправдал их надежд. Именно это обстоятельство и будет определяющим во время второго тура голосования в АРЕ. Основной вопрос – в чью сторону «качнется» в общем-то беспартийная молодежь. И опять же по логике развития политических процессов в настоящее время – это будут исламисты, которые обещают альтернативу. Выбор А.Шафика, возрастного и связанного в прошлом с прежней системой координат, психологически проигрышный. Если бы египетские военные хотя бы немного учитывали этот фактор, то они бы сделали все возможное, чтобы выдвинуть в президенты молодого лидера, минимально связанного с прежним политическим руководством. На данный момент ВСВС сумел отметиться только одним в большей степени вынужденным политтехнологичным шагом. А именно – «разменять» набиравшего силу бывшего руководителя спецслужб Омара Сулеймана, который безусловно устраивал и США, и Израиль, на жесткого лидера салафитов Абу Исмаила. Повторим, что это был во многом вынужденный компромисс, и чтобы нейтрализовать президентские амбиции А.Исмаила пришлось пожертвовать О.Сулейманом. Важен в этой истории тот факт, что такой размен был проведен в рамках неофициальных консультаций с Вашингтоном и руководством «братьев». Взамен на одобрение военными закона о запрете участия в политической жизни бывшим функционерам режима, который принял новый египетский парламент, ЦИК снял с предвыборной гонки нескольких знаковых представителей радикального крыла – того же Абу Исмаила и «за компанию» ради компромисса с теми же салафитами прежнего кандидата «братьев» Х.аш-Шатера. Это означает, что две мощные политические силы Египта на сегодняшний день (военные и «братья») едины в своем видении опасности прихода к власти салафитов. Тот же Абу Исмаил по опросам уверенно выходил во второй тур, что свидетельствует о том, что молодежь тяготеет к радикальному изменению старой политической системы.

Исходя из сказанного, предположим, что при любом варианте голосования серьезных политических потрясений на внешнем направлении ожидать не приходится. Антиизраильская риторика, обещания разблокировать сектор Газа, отход от «турецкой модели» развития, и т.п. вещи объективны для предвыборной борьбы, что совершенно не означает их немедленного выполнения в случае прихода к власти.

Здесь существует другая опасность. Кто бы не пришел сейчас к власти в АРЕ, он не сможет в полной мере соответствовать ожиданиям той самой бунтующей молодежи. И американская помощь (совместно с катарской), которая, безусловно, является инструментом воздействия на поведение новых египетских властей, не сможет быстро совершить экономическое чудо. Она сможет «законсервировать» ситуацию, но не более. Для чудес нужны очень непопулярные реформы, на которые новый египетский президент (кто бы не выиграл выборы) в такой шаткой ситуации вряд ли решится. А это означает потерю рейтинга не только для военных, но и для традиционалистов в лице «братьев». А вот этот момент уже совершенно четко открывает путь во власть со временем настоящим радикалам. Тем более что они опираются не только на идеологию, но и на саудовские финансы.

Начало