Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Судане и Южном Судане: май 2012 г.

В.В. Куделев

С начала мая на границе Судана и Южного Судана продолжались боевые действия с переменным успехом для сторон. 1 мая МИД Судана обвинил Южный Судан в том, что войска последнего, вынужденные 20 апреля оставить удерживавшуюся ими в течение 10 дней нефтеносную зону Хеглиг, оккупировали новые спорные зоны к северу от границы двух стран, на стыке суданского штата Южный Кордофан и южносуданского Единство. В коммюнике подчеркивалось, что Хартум «не потерпит оккупационных войск на своей территории», что предопределило его последующую военную активность.

4 мая формально вступило в силу соглашение о прекращении огня между сторонами, но, похоже, его никто не собирался соблюдать. В тот же день Хартум объявил, что в соответствии с резолюцией Совбеза ООН прекращает боевые действия на территории Южного Судана, однако продолжает их против южносуданских войск, находящихся на территории Судана.

7 и 8 мая продолжилась череда взаимных обвинений. Сначала Южный Судан заявил, что авиация северян подвергла ударам его территорию в штатах Верхний Нил, Единство и Западный Бахр эль-Газаль, нарушив тем самым соглашение о прекращении огня. По данным южан, эти удары наносили истребители МиГ-29 и переоборудованные в бомбардировщики самолеты типа «Антонов». Со своей стороны – как это бывало и ранее – Хартум заявил, что речь идет о суданских территориях, захваченных южанами.

8 мая Всемирный банк выразил «глубокую озабоченность» в связи с тяжелейшим экономическим положением Судана и Южного Судана, во многом обусловленным нерешенными противоречиями, касавшимися дележа доходов от добычи нефти и начавшимся в марте с.г. пограничным конфликтом. В коммюнике банка двум странам предлагалось «незамедлительно возобновить переговоры» по всем спорным темам.

9 мая командование суданской армии объявило, что двумя днями ранее в результате наступления отбило у южносуданских войск две зоны в суданском штате Южный Дарфур, примыкающие к южносуданскому штату Западный Бахр эль-Газаль. Со своей стороны командование армии Южного Судана заявило, что не имело к этим боям никакого отношения. При этом утверждалось, что суданская армия вела там боевые действия против дарфурских повстанцев.

Хартум неоднократно обвинял Джубу в том, что та поддерживает повстанцев как в Дарфуре, так и в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил. Со своей стороны Джуба отвергает эти обвинения и утверждает, что Хартум поддерживает повстанцев, действующих в Южном Судане.

9 мая в парламенте Судана выступил министр финансов Али Махмуд ар-Расуль. По его словам, из-за отсутствия соглашения с Южным Суданом о разделе доходов от добычи нефти Хартум с начала с.г. потерял 6,5 млрд суданских фунтов /2,4 млрд долларов – по официальному курсу обмена, 1,2 млрд долларов – по курсу «черного рынка»/.

Напомним: после достижения Джубой независимости в июле 2011г. остался неурегулированным ключевой вопрос о распределении между Суданом и Южным Суданом доходов от экспорта южносуданской нефти, поскольку экспортный трубопровод проходит через территорию Судана. При этом в Южном Судане добывалось три четверти нефти от общего объема нефтедобычи в «старом» Судане. В начале с.г. Хартум решил сам взимать плату за право транзита, изымая определенное количество нефти из трубы. Этот шаг северян привел к тому, что Джуба в январе приняла решение приостановить добычу нефти. Она до сих пор придерживается этого моратория, от чего обе далеко небогатые страны несут огромные потери. Еще один удар по экономике Судана нанесла 10-дневная оккупация южанами в апреле с.г. нефтедобывающего района Хеглиг, в ходе которой пострадала инфраструктура нефтедобычи. По оценке экспертов, потери Судана из-за этого составили еще свыше 700 млн долларов, хотя уже в начале мая Хартум заявил о восстановлении нефтедобычи в Хеглиге, а также возобновлении работы трубопровода, по которому нефть подавалась на НПЗ в Хартуме. По оценкам суданских экспертов, потребуется несколько месяцев для полного восстановления нефтедобычи в Хеглиге.

В Хеглиге до его захвата южанами добывалось до половины нефти, производимой в Судане, то есть 50 – 55 тысяч баррелей нефти в день. До сих пор остается открытым вопрос – кто разрушил инфраструктуру нефтедобычи в Хеглиге – южане или северяне? Во время 10-дневной оккупации Хеглига южане утверждали, что эта инфраструктура оказалась разрушенной вследствие «ковровых» бомбардировок, выполнявшихся ВВС Судана. Понятно, что северяне возлагали ответственность за это на южан.

Сразу после восстановления контроля над Хеглигом северяне организовали поездку в этот район группы дипломатов, аккредитованных в Хартуме. По их утверждениям, было мало похоже на то, что ущерб объектам нефтедобычи был нанесен в результате бомбардировок с воздуха. По оценкам независимых экспертов, к разрушению объектов нефтедобычи в Хеглиге причастны обе стороны конфликта.

Все это время Южный Судан пытался убедить мировое сообщество в своих мирных намерениях.

11 мая Южный Судан заверил ООН, что он вывел все свои силы со спорной территории Абьей. Со своей стороны ООН заявила, что пытается проверить эту информацию, поскольку уже не раз до этого заявления Хартума и Джубы, мягко говоря, не соответствовали действительности. Что касается Хартума, то он к тому времени продолжал контролировать захваченную в мае 2011г. большую часть Абьей, несмотря на присутствие там 4 тысяч «голубых касок» из Эфиопии. По мнению Хартума, до вывода войск стороны должны заключить соглашение о границе в районе спорных территорий.

Уже 13 мая МИД Судана объявил, что Хартум выведет свои войска из спорного района Абьей, но только после того, как там начнет работу совместная с южанами администрация. Предыдущим соглашением между Хартумом и Джубой предусматривалось, что Судан должен выбрать из трех кандидатов, представленных южанами, руководителя администрации Абьей, Южный Судан должен выбрать из трех кандидатов, представленных северянами, заместителя руководителя администрации. По имеющимся данным, Джуба отвергла кандидатов северян, в то время как Хартум сделал свой выбор.

Напомним: 2 мая Совет Безопасности ООН выдвинул по сути ультиматум двум странам – в двухдневный срок прекратить боевые действия, отвести войска от границы на 10 км и вернуться до 16 мая за стол переговоров по проблеме Абьей и других спорных территорий, пригрозив в противном случае невоенными санкциями.

Ранее предусматривалось, что будущее территории Абьей – ее принадлежность к Судану или Южному Судану – должны были определить ее жители в ходе референдума. Плебисцит не проводился из-за того, что не был определен состав избирательного корпуса.

14 мая парламент Судана отверг призыв ООН к Хартуму начать переговоры с повстанцами, действующими в разных частях территории страны, и в частности, с Суданским народно-освободительным движением – Север /СНОД-С/. Одновременно он запретил международным гуманитарным организациям работать в зонах, контролируемых повстанцами в штатах Южный Кордофан и Голубой Нил на юге страны. СНОД-С в годы гражданской войны /1983 – 2005гг./ было союзником СНОД, ныне правящего в ставшем независимым Южном Судане.

История с Абьей продолжилась 17 мая, когда Совбез ООН потребовал от Судана «немедленного и безусловного» вывода его войск и полиции со спорной территории. Одновременно он продлил на 6 месяцев мандат Разъединительных сил безопасности ООН в Абьей /FISNUA/. Совбез также потребовал от обеих сторон конфликта «в самые краткие сроки создать совместную администрацию в Абьей, решив проблему назначения чиновников на самые высокие должности».

Днем ранее, в установленный ООН срок, так и не смогли начаться переговоры между Суданом и Южным Суданом по решению имеющихся между ними проблем. Джуба обвинила Хартум в блокировании переговоров, которые предполагалось вести под эгидой Африканского союза. За несколько дней до предполагавшейся даты начала диалога президент Судана Омар аль-Башир заявил, что Хартум не пойдет на переговоры до тех пор, пока не будут решены все вопросы, связанные с его безопасностью. Тут же в Хартум бросился посредник Африканского союза Табо Мбеки. Примечательно, что Совбез воздержался от ввода ранее предусмотренных санкций. Это было сделано, судя по всему, чтобы избежать обвинений в предвзятости к одной из сторон.

Тем временем Джуба вновь обвинила Хартум в том, что его самолеты 21 и 22 мая бомбили территории, которые Южный Судан считает своими.

21 мая официальные бюро обмена валюты в Судане получили право вести обменные операции с долларом по курсу «черного» рынка», начав с 5,2 суданских фунтов за 1 доллар при том, что официальный курс остался на уровне 2,7 фунта за 1 доллар. Во время событий в Хеглиге в апреле с.г. доллар на «черном» рынке поднимался до 6 фунтов. Вводя курс «черного» рынка, суданские власти хотели, судя по всему, увеличить в обращении массу долларовой ликвидности и тем самым стабилизировать национальную валюту. Пока сложно говорить, какими будут последствия этого шага для национальной экономики. Однако уже в первый день действия новых правил обмена поднялись цены на импортные товары.

В помощь Табо Мбеки в Хартум приехал еще один посредник – Джимми Картер. Уже 27 мая он заявил о готовности Судана вывести свои войска из Абьей. В тот же день, за два дня до начала нового раунда переговоров в Аддис-Абебе, Судан обратился в Совбез ООН с тем, чтобы добиться осуждения «агрессии» Южного Судана, армия которого, по данным Хартума, захватила ряд населенных пунктов в штате Южный Дарфур.

Как бы там не было, переговоры между Суданом и Южным Суданом возобновились 29 мая в Аддис-Абебе. И международным посредникам предстоит усиленно поработать, чтобы они привели хоть к какому-то результату.

Несмотря на наличие пограничного конфликта между Суданами и действие эмбарго на поставки наступательного оружия ряд стран продолжает поставки в Судан техники, которая может использоваться в военных целях. В частности, 17 мая пресс-служба украинского государственного концерна «Антонов» объявила, что Украина провела переговоры о поставках самолетов семейства Ан-148/158 и Ан-74 в Судан при том, что последний имеет более чем богатый опыт переоборудования самолетов семейства «Антонов» в бомбардировщики.

Начало