Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О преследовании представителей оппозиции в некоторых странах ССАГПЗ

М.А.Субх

Нынешняя неделя ознаменовалась для ряда арабских государств Персидского залива очередным обострением внутриполитических процессов межконфессионального характера между правящими монархическими кругами и представителями местных оппозиционных сил. Основные политические перипетии затронули, прежде всего, Саудовскую Аравию, Бахрейн и Оман.

Как известно, начиная с середины октября минувшего года, восточная провинция Аль-Катыф стала свидетелем первых за последние годы крупных народных демонстраций шиитского меньшинства, требовавших от руководства Саудовской Аравии проведения демократических преобразований с целью расширения прав и свобод граждан в различных сферах общественной жизни.

Известный своей враждебностью к королевской семье шиитский клирик Нимр аль-Нимр, проживающий в одном из крупных городов вышеупомянутой провинции, на протяжении последних лет неоднократно призывал саудовских шиитов «к джихаду против всего рода Аль-Саудов и его приспешников». Несколько раз он поддавался аресту, после чего был отпущен на свободу под залог, вносимый за него сподвижниками и сочувствующими ему соратниками. Чашу терпения саудовских правоохранительных органов переполнили последние публичные заявления шейха Н.аль-Нимра по поводу необходимости автономизации шиитских восточных провинций Саудовской Аравии и присоединения их к Бахрейну для создания единого шиитского государства Персидского залива. Особое беспокойство семьи Аль-Сауд вызвали подобные сепаратистские настроения еще и потому, что провинция Аль-Катыф является одной из наиболее богатых нефтеносных территорий королевства, где ежедневно добывается около 800 тыс. баррелей нефти.

Следует отметить, что Аль-Катыф традиционно являлась источником «головной боли» для саудовского руководства в силу особого конфессионального состава жителей данной провинции, 90% которой представляют шииты (общее число жителей – 350 тыс. чел.). Второй наиболее густонаселенной шиитами местностью в Саудовской Аравии является провинция Аль-Ахсаа, где процент шиитского населения составляет порядка 50% от общего числа жителей. В целом, по последним статистическим данным, процент шиитов в Саудовской Аравии составляет около 15% (примерно, 3 млн чел. из 20 млн коренных граждан КСА).

В современную эпоху истоки суннитско-шиитского противостояния в Саудовской Аравии принято относить к 1979 г., когда в восточных провинциях королевства прокатилась волна антиправительственных демонстраций с требованиями улучшения качества жизни шиитов, обеспечения их культурно-религиозных прав и свобод, развития инфраструктуры в местах их компактного проживания и пр. Исламская революция в Иране придала шиитским движениям Саудовской Аравии «новое дыхание», насторожив тем самым правящую династию Аль-Саудов. Одним из наиболее ожесточенных столкновений с шиитами произошли в 1987 г., когда группой паломников-иранцев в Мекке была организована несанкционированная антиамерикано-израильская демонстрация, к которой подключилось значительное количество саудовских шиитов. Пытаясь разогнать митингующих, саудовские власти применили силу, что привело тогда к гибели около 400 паломников. Опасаясь за свою жизнь, большая часть шиитской интеллигенции эмигрировала за пределы Саудовской Аравии, откуда начала вести целенаправленную антирежимную пропаганду о притеснениях и гонениях, которым подвергаются саудовские шииты внутри королевства.

В 1993 г. семья Аль-Сауд предпринимает ряд попыток наладить диалог с внешней оппозицией путем амнистирования ряда политзаключенных, а также снятия ограничений на въезд в королевство оппозиционеров, покинувших государство, боясь расправы и возмездия за свою активную гражданскую позицию. Данная попытка, однако, не привела к какому-либо существенному продвижению в плане сближения шиитских активистов с правящей властью. Спустя два года, саудовские силовики проводят серию арестов видных шиитских деятелей, обвинив их в поддержке антиправительственных выступлений в соседнем Бахрейне. В 1996 г. шииты восточных провинций КСА снова попадают в немилость со стороны семьи Аль-Сауд после того, как их обвинили в организации взрывов на американской военной базе в городе Хобар, повлекших за собой гибель 19 американских военнослужащих. Несмотря на то, что многие из задержанных спустя некоторое время были оправданы, некоторые из них продолжают находиться в местах лишения свободы без вынесения им каких-либо официальных обвинений.

Запоминающимся стало также и лето 2006 г., когда в восточных провинциях королевства саудовские шииты устроили народные гуляния по случаю, как они говорили, поражения израильской армии во второй израильско-ливанской войне против сил шиитской группировки «Хизбалла». Известны случаи, когда представители саудовских правоохранительных органов без суда и следствия арестовывали всех, кто был прямо или косвенно уличен в симпатии к лидеру движения «Хизбалла» Хасану Насралле или его группировке.

Вместе с тем, важно отметить, что нынешний саудовский монарх Абдалла в бытность своей деятельности на должности наследного принца инициировал проведение первого внутрисаудовского межконфессионального форума в 2003 г., где представители суннитского и шиитского населения страны имели возможность сесть вместе за одним столом с тем, чтобы вынести на обсуждение общественности ряд актуальных проблем межконфессионального характера. К тому же, в 2005 г. властью были значительным образом сняты ограничения на празднование шиитских религиозных праздников, таких как Ашура или Каркеан (шиитский праздник, припадающий на 13-15 день Рамадана) и др.

В одном из отчетов международной правозащитной организации Human Rights Watch отмечается, что в 2005 г., когда в королевстве были впервые разрешены выборы в местные муниципальные собрания, в провинции Аль-Катыф все шесть вакантных депутатских должностей достались шиитам, в то время как в провинции Аль-Ахсаа шииты получили 5 из 6 вынесенных на голосование депутатских мандатов. Вместе с тем, из различных источников известно, что саудовские шииты ежедневно сталкиваются со значительными препятствиями, связанными с ограниченными возможностями карьерного роста, сложностью поступить на воинскую службу. До последнего времени шииты не имели права служить в военно-воздушных войсках, быть пилотами гражданских самолетов, занимать должности судей в судах административной юрисдикции, выступать в качестве свидетелей и т.д. Многие шиитские правозащитники сетуют также на полное отсутствие шиитских кладбищ, а также весьма ограниченное количество мечетей для шиитов, в особенности на востоке королевства.

В высших эшелонах саудовской власти нет ни одного представителя шиитского меньшинства. Их также нет ни среди министров, ни среди высокопоставленных чиновников дипломатической службы страны. Многие саудовские шииты с большой долей критики воспринимают нынешнюю религиозную политику центральной власти королевства, время от времени напоминая семье Аль-Сауд об обещании, данном основателем Саудовской Аравии шейхом Абдулазизом в 1913 г. о том, что род Аль-Сауд будет делать все для того, чтобы гарантировать свободу и безопасность шиитов.

Возвращаясь к событиям этой недели в Саудовской Аравии, напомним, что арест шиитского богослова Н.аль-Нимра стал ответом на неоднократные провокационные заявления последнего, касательно необходимости свержения режима семьи Аль-Сауд с целью создания независимого шиитского государства, в которое войдет ряд восточных провинций КСА, включая Бахрейн. Первые активные действия по пресечению деятельности сторонников Н.аль-Нимра были предприняты в 2009 г., когда силы правопорядка арестовали 11 шиитских активистов, обвинив их в попытке подорвать основы национальной безопасности государства. При этом необходимо упомянуть о том, что еще в 2006 г. шейх Н.аль-Нимр впервые был арестован саудовскими властями по возвращении из Бахрейна. Пребывая в Манаме, Н.аль-Нимр обратился к саудовской власти с требованием официального признания шиизма в качестве второго официального течения в королевстве.

Нынешнее задержание Н.аль-Нимра является, безусловно, крайней мерой, к которой саудовские власти пытались до данного времени не прибегать в силу опасений вызвать «резонансную волну», которую может спровоцировать арест этого видного шиитского богослова, имеющего немалый круг почитателей и единомышленников. Скорее всего, Н.аль-Нимр будет вскоре освобожден из-под стражи в силу тех же причин, поскольку вынесение официальных обвинений лишний раз подтвердит правомерность критики западных правозащитных организаций в систематическом ущемлении прав шиитского меньшинства Саудовской Аравии в вопросах, касающихся реализации права на свободу слова.

Вторым значимым событием во внутриполитической жизни государств ССАГПЗ стало решение бахрейнских властей о роспуске видной оппозиционной шиитской Организации Исламского дела. Причинами, побудившими бахрейнское правосудие пойти на столь радикальный шаг, стало «…отсутствие у данной организации каких-либо официально зарегистрированных банковских счетов, а также открытые призывы к насильственному свержению режима». Среди пунктов обвинения значится также положение о том, что указанная организация за последние несколько лет ни разу не проводила партийных собраний, что может свидетельствовать, по мнению бахрейнских властей, о ее подпольном характере. Следует отметить, что офис данной структуры был закрыт еще в начале 2011 г. одновременно со всплеском первой волны антиправительственных манифестаций, а ее генеральный секретарь М.Махфуз был приговорен к тюремному сроку за неповиновение властям. Известно также, что Организация Исламского дела является наследницей Исламского фронта освобождения Бахрейна – запрещенной в королевстве организации, обвиненной в 1981г. в попытке государственного переворота. Несмотря на то, что Организация Исламского дела так и не смогла получить ни одного парламентского места на выборах, прошедших в Бахрейне в 2006 г., ее представители являлись одними из наиболее активных участников февральских событий 2011 г. в Манаме.

Одновременно с этим было объявлено о вынесении решения о трехмесячном аресте известного бахрейнского оппозиционера Набиля Раджаба за, как говорилось в судебном постановлении, «оскорбление суннитов и подстрекательство против премьер-министра Бахрейна».

Наиболее важным эпизодом противостояния между королевской семьей и оппозиционными силами Бахрейна на нынешнем этапе является то, что, характеризуясь как исключительно внутренний конфликт, бахрейнский кризис на текущей неделе начал отмечаться определенными тенденциями, способными привести к его дальнейшей интернационализации.

Так, 5 июля с.г. ливанская шиитская группировка «Хизбалла» категорически отвергла все адресованные ей обвинения официальных бахрейнских властей в поддержке оппозиционных движений Бахрейна, а также поставке взрывчатки, которая, якобы, была в больших количествах найдена и изъята местной полицией у оппозиционеров в конце июня с.г.

Официальная Манама, в свою очередь, сделала заявление, в котором говорилось о том, что технология изготовления манифестантами зажигательных смесей и взрывчатых элементов может свидетельствовать об импорте соответствующих технологий извне. В качестве одного из поставщиков называлась «Хизбалла», которая в ответ заявила, что упоминание бахрейнскими властями этой шиитской организации в контексте борьбы с оппозицией лишний раз свидетельствует о «беспомощности бахрейнского режима в удовлетворении требований своего народа, мирно вышедшего на улицы с призывами к свободе, демократии и улучшению условии жизни». В данном контексте необходимо напомнить, что в марте 2011 г. МИД Бахрейна в официальной ноте, направленной внешнеполитическому ведомству Ливана уже высказывал свое крайнее недовольство изречениями лидера «Хизбаллы» Х.Насраллы, который в своих выступлениях открыто приветствовал борьбу народа Бахрейна с правящим режимом.

Параллельно с этими событиями, ряд судебных разбирательств прошел в оманской столице Маскате. Как известно, в начале минувшего года очаги народного неповиновения, возникновение которых было связано с ухудшающейся экономической ситуацией в стране, наблюдались в одном из наиболее стабильных в социально-экономическом отношении государств ССАГПЗ – Султанате Оман. Погасить волнения тогда удалось лишь после того, как населению были выплачены единоразовые надбавки к зарплате, созданы новые рабочие места, а оманскому парламенту предоставлены дополнительные властные полномочия.

9 июля с.г. было объявлено о том, что четверо оманских активистов были приговорены к полугодичному тюремному заключению за оскорбление Султана Кабуса, опубликованные ими в социальных сетях Интернета. Вскоре их выпустили под залог ровно так же, как это было сделано в отношении шести других граждан Омана, одна из которых – женщина. Их также обвиняли в том, что, используя сеть Интернет, они разжигали межконфессиональную ненависть в обществе, что, по словам, оманских СМИ, «является абсолютно чуждым многоконфессиональному оманскому обществу, известному своей веротерпимостью и религиозной толерантностью».

По-правде говоря, следует сказать, что в отличие от Саудовской Аравии или Бахрейна, положение шиитов в Омане кардинальным образом отличается от положения их единоверцев в соседних государствах ССАГПЗ. Невзирая на свою малочисленность (около 100 тыс. чел.), оманские шииты издавна занимали важную нишу в торговых связях Омана с зарубежными государствами. Среди оманских шиитов существует большое количество видных бизнесменов, курирующих реализацию ряда национальных инфраструктурных проектов. Местные шииты никогда не испытывали дискриминационного отношения в вопросах карьерного роста. Известно, что в разные годы шиитами были министр торговли и промышленности Омана М.Бин Султан, а также государственный министр по вопросам развития М.Бин Мусса, чего априори нельзя представить, например, в той же Саудовской Аравии или Катаре. Среди видных общественных деятелей шиитского происхождения в Омане можно отметить А.Мекки – первого посла Султаната Оман в США, занимавшего до отъезда в Вашингтон пост министра финансов страны. До недавнего времени за ним был закреплен портфель министра национальной экономики. Также следует вспомнить о женщине-шиитке Л.Дарвиш, которая была избрана депутатом Консультативного Совета Султаната в 2006 г. от провинции Маскат. В том же году она попала в список 100 самых влиятельных женщин планеты по версии журнала «Форбс».

Исходя из этого, во-первых, можно сделать вывод о том, что бахрейнским, а также саудовским властям следует, возможно, прибегнуть к заимствованию успешного опыта соседнего Омана по внедрению элементов демократизации внутриполитической жизни по образу и подобию оманского общества, в котором со значительной долей уверенности можно констатировать высокий уровень общественной свободы и либеральность политических подходов, что позволяет власти избегать «острых углов» в вопросах межконфессионального общения.

Во-вторых, как нам кажется, тиражирование вопроса о межконфессиональных противостояниях в странах ССАГПЗ идет на руку внешним силам, пытающимся перебросить часть собственных проблем на тех, кто взял на себя миссию образно называться «пилотами демократии» на Ближнем Востоке. Подобное же, по нашему мнению, заставит народы данного региона по-настоящему задуматься об истинных причинах того, что принято называть «арабской весной». В случае со странами ССАГПЗ, полагаем, что социально-экономический фактор не может рассматриваться всерьез в качестве потенциально возможной причины распространения пламени революции в силу высокого уровня благосостояния местных обществ, в то время, как на его смену может придти идея углубления межконфессионального суннитско-шиитского раскола, что будет иметь куда более трагические последствия для государств, входящих в ССАГПЗ.

Начало