Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Алжире: февраль 2012г.

В.В.Куделев

В феврале достаточно много событий в Алжире оказались связаными с назначенными на 10 мая парламентскими выборами. Как заявил 2 февраля глава МИД АНДР Мурад Меделси, его страна «открыта для всех международных организаций», которые пожелают получить статус наблюдателей на предстоящих выборах. «Мы выступаем за полную гласность» в ходе этого мероприятия, подчеркнул он. По словам Меделси, международным наблюдателям предлагается разделиться на две группы. Первая будет следить за подготовкой к выборам, вторая – непосредственно за ходом голосования. В частности, к первой группе относится уже работающая в Алжире передовая команда от Евросоюза, по внутреннему статусу которого только после предоставления доклада от этой команды будет принято окончательное решение об участии ЕС в процессе наблюдения за выборами.

Президент Алжира Абдельазиз Бутефлика объявил о приглашении международных наблюдателей на выборы 18 декабря 2011 г. Ранее, со времени введения в стране многопартийности в 1989 г., после каждых выборов оппозиция утверждала о неких подтасовках в пользу пропрезидентских партий. Во многом эти утверждения выдвигались потому, что в Алжире раньше не было практики приглашения на выборы международных наблюдателей.

7 февраля в ходе заседания правительства Бутефлика сообщил, что после выборов число депутатов в Национальной ассамблее /нижняя палата алжирского парламента/ увеличится с 389 до 462 человек.

Перед парламентскими выборами получили разрешения на легальную деятельность и проведение учредительных съездов 17 новых политических партий, что вносит определенную интригу в исход голосования. К концу февраля 8 из них выполнили все условия алжирского законодательства и были признаны полностью легальными.

23 февраля президент Бутефлика выступил в Оране по случаю 41-й годовщины со дня национализации сектора добычи углеводородов. По оценке главы государства, в настоящее время Алжир переживает «период обновления, проходящий в сложных условиях международной конъюнктуры, обусловленных глубокими политическими изменениями, проблемами безопасности, экономическим кризисом и вмешательствами извне». При этом, считает он, алжирцы «ответственно подошли к выражению своих озабоченностей и требований», что позволило стране без особых последствий пережить «арабскую весну».

Из прочих событий наиболее заметным стала кончина бывшего начальника Генштаба Национальной народной армии /ННА/ Алжира корпусного генерала Мохаммеда Ламари. Он умер в результате острой сердечной недостаточности в госпитале в н.п.Толга близ Бискры. Ламари начинал военную службу во французской армии, откуда дезертировал после начала войны за национальное освобождение /1954-1962/. В 1961 г. вступил в Армию национального освобождения. После завоевания Алжиром независимости прошел обучение в одной из академий в СССР. На должность начальника Генштаба ННА назначен в 1993 г. Координировал боевые действия против исламистских бандформирований в самые сложные годы внутриалжирского противостояния и сыграл решающую роль в военной победе государства над вооруженными исламистами.

Вышел в отставку в августе 2004 г., по официальной версии – «по состоянию здоровья». Это случилось 3 месяца спустя после того, как Бутефлика получил второй президентский мандат. Данное обстоятельство дало повод ряду наблюдателей предположить, что тем самым президент хотел понизить роль военных в вопросах принятия важных политических решений. До этого считалось, что в течение 40 лет военные располагали реальной властью в Алжире. На посту начальника Генштаба ННА многое сделал для возобновления военно-технического сотрудничества между Алжиром и Россией.

Самый тревожный сигнал поступил 20 февраля из района алжиро-ливийской границы. Как сообщила газета «Аль-Ватан», там, в 43 км от границы близ н.п. Аин-Аменас алжирские спецслужбы обнаружили тайник, в котором находились 43 переносных зенитных ракетных комплекса /ПЗРК/ различных типов, а также большое количество боеприпасов для стрелкового оружия. Газета не назвала точную дату обнаружения схрона. По ее данным, на склад алжирские спецслужбы навели действующие на юго-востоке Алжира контрабандисты.

Ранее алжирские власти не раз выражали свою обеспокоенность проблемой расползания оружия, расхищенного со складов Каддафи. В случае попадания ПЗРК к боевикам действующей в странах региона «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» они могут создать серьезные проблемы для воздушного сообщения. В то же время не исключено, что обнаруженный тайник – один из многочисленных складов, которые сторонники Каддафи создали вне территории Ливии для последующей борьбы против новых властей этой страны.

По данным газеты «Ан-Нахар», министерство обороны Ливии передало Алжиру документы, обнаруженные в штаб-квартире спецслужб режима Каддафи. В них якобы содержится информация о складах оружия, устроенных сторонниками Каддафи на территории АНДР. Аналогичные склады обустроены и на прилегающих к Ливии территориях Мали и Нигера. Газета утверждает, что алжирские власти якобы не против передачи обнаруженного оружия Ливии.

Из внутриполитических событий следует отметить оформление раскола в одной из правящих партий – Фронте национального освобождения /ФНО/. 16 февраля диссидентствующая группа, взявшая название «Движение исправителей», заявила о намерении представить свои собственные списки кандидатов на избрание. «Мы намерены выдвинуть своих кандидатов во всех префектурах по спискам независимых, называемых «Таасиль» /«возвращение к истокам»/. При этом значительное число мест будет предоставлено молодежи и женщинам», - заявил для АФП представитель «Движения исправителей», бывший министр Мохаммед Сегир Кара. Последний порвал с ФНО в сентябре 2010г. вместе с действующими министром образования и профессиональной подготовки Эль Хади Халди и министром по связям с парламентом Махмудом Хедри. Этим жестом они выразили протест «против недемократических методов руководства делами партии» со стороны генсека ФНО Абдельазиза Бельхадема. По имеющимся данным, пока что лишь 6 из 11-ти министров от ФНО собираются баллотироваться на выборах по спискам этой партии. Таким образом, до 5-ти действующих министров могут отойти к диссидентам.

Без сомнения, раскол ФНО ослабит пропрезидентскую коалицию, из которой еще 1 января с.г. вышло исламистское Движение общества мира /ДОМ/. Теперь в пропрезидентской коалиции всего две партии – ФНО и Национальное демократическое объединение /НДО/. С учетом очень высокой вероятности формирования альянса исламистских партий в Алжире все больше вырисовывается возможность повторения марокканского сценария, подразумевающего формальный допуск исламистов в правительство при одновременной минимизации возможностей исполнительной власти.

23 февраля первый президент Алжира 95-летний Ахмед бен Белла вышел из больницы, опровергнув тем самым распространившиеся ранее в столице АНДР слухи об его кончине. Он пробыл в медучреждении в общей сложности 48 часов с целью рутинной проверки состояния здоровья, в то время как некоторые СМИ поторопились объявить об его смерти. Как сообщил биограф первого главы Алжира Мохаммед Бенельхадж, после смерти в 2008г. супруги бывшего президента Бен Белла ослаб, у него наблюдаются «провалы памяти».

Бен Белла был президентом Алжира в период с 1962 по 1965 гг. Затем он был отстранен от власти его же министром обороны Хуари Бумедьеном.

25 февраля глава правящего в Ливии Переходного национального совета /ПНС/ Мустафа Абдель Джалиль пригрозил пересмотреть дипломатические отношения с теми из соседей его страны, которые оказывают гостеприимство родственникам Муамара Каддафи. Понятно, что эта угроза в первую очередь относилась к Алжиру, который с августа 2011г. принимает вдову бывшего ливийского руководителя Сафийю, его дочь Аишу, сыновей Мохаммеда и Ханнибала, а также других родственников.

По данным газеты «Ведомости», Россия поставит Алжиру дополнительную партию танков Т-90С из 120 машин. Соответствующий контракт был подписан осенью 2011 г. Ранее, в 2010 г., Россия уже поставила Алжиру 185 танков этого типа.

6 февраля министр энергетики и шахт Алжира Юсеф Юсфи объявил, что в 2011 г. алжирский экспорт углеводородов /нефть и природный газ/ достиг 71,5 млрд долларов, что на 27 процентов превышает показатель 2010 г. /56,1 млрд долларов/. Алжир продолжает оставаться вторым по значимости после России поставщиком природного газа в Европу, и 13-м поставщиком нефти. Налоговые поступления за счет экспорта углеводородов составили 37 млрд евро, что на 36 процентов превышает показатель 2010 г.

Начало