Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Сирия: хрупкое перемирие

Ю.Б.Щегловин

В Сирии наступило хрупкое перемирие. Согласно плану специального посланника ООН и ЛАГ по Сирии Кофи Аннана противоборствующие стороны на первом этапе должны прекратить огонь, обеспечить работу иностранных невооруженных наблюдателей и провести подготовительные мероприятия к началу переговорного процесса. Информация западноевропейских и американских высокопоставленных дипломатов и чиновников по поводу «невыполнения» сирийским режимом «условий перемирия» и «вывода войск» является абсолютно надуманной: после годичных боев очень сложно в одно мгновение прекратить столкновения и затормозить маховик гражданской войны. Особенно с учетом того, что одна из конфликтующих сторон представляет собой иррегулярные формирования без единого командования и надежных каналов связи. И в этой ситуации очень важно не делать опрометчивых заявлений о «том, что все пропало». Если конечно имеется действительная заинтересованность в том, чтобы остановить бои и достигнуть некого компромисса по началу мирного диалога.

В этой связи очень примечательно поведение лидера Сирийского национальногог совета (СНС) Б.Гальюна, который призвал сирийское население организовать «миллионные марши протеста после вывода войск и техники из городов». На сегодняшний день этого не случилось, но есть повод констатировать следующее.

1.Руководство СНС явно не заинтересованно в наступлении реального перемирия, а тем более – в проведении конструктивного диалога с властями. Провоцировать выход на улицы миллионов людей в тот период времени, когда необходимо затишье, является открытым намерением сорвать план Аннана и попытаться использовать ситуацию для мирного смещения правящего режима, а также для поднятия своего собственного авторитета в глазах международных спонсоров.

2. То, что Б.Гальюна никто не послушал, свидетельствует о том, что нынешнее руководство СНС пользуется очень малой степенью влияния в стране. Об этом говорили и ранее. Многие эксперты справедливо указывали на то, что эмиграция, которая сейчас составляет «костяк» СНС, оторвана от реальных событий, и в силу своего многолетнего проживания за границей не пользуется влиянием внутри Сирии. Никакие недавние попытки « Группы друзей Сирии» изменить эту ситуацию путем официального признания СНС в «качестве единственной силы, которая представляет сирийский народ», успехом на данный момент времени не увенчались. В любом случае, налицо факт расхождения мнений в оценке ситуации между «внутренней» и «внешней» ветвями оппозиции.

3. При этом на позицию Б.Гальюна серьезно влияют следующие моменты. В Париж приехал посланник Дамаска генерал Тлас, который проводит в закрытом режиме консультации с рядом оппозиционеров из числа руководства СНС. Естественно, что речь идет о достижении компромисса по вопросу инкорпорирования деятелей СНС во властные структуры. При этом сам Б.Гальюн как партнер для переговоров игнорируется, что не может его не беспокоить и не нервировать. На фоне фактически открытого неприятия нынешнего руководителя СНС со стороны основных спонсоров оппозиции в лице Катара и Саудовской Аравии, это обстоятельство еще более его раздражает и стимулирует на необдуманные попытки «завоевать популярность в их глазах» абсолютно политически нецелесообразными высказываниями.

Если мы сейчас постараемся проанализировать складывающуюся ситуацию, то по итогам вновь выразим пессимизм в отношении успеха миссии Аннана. И речь здесь не только в общей неготовности двух сторон вести действительно эффективный диалог. Проблема в больших деньгах, которые начинают поступать в регион «на нужды оппозиции», что начинает очень сильно влиять на готовность ее лидеров к компромиссу.

Хотя, безусловно, моральная усталость от ведения боевых действий и состояния общей нестабильности присутствует у всех. К сожалению, этого пока недостаточно для того, чтобы достигнуть устойчивого мира. Скорее всего, события будут развиваться по следующему сценарию. Стороны, безусловно, некоторое время будут соблюдать перемирие. Причем со стороны Дамаска это будет более мотивированное поведение, поскольку режиму Башара Асада необходимо сбить накал сопротивления любой ценой и перевести конфликт в некое затяжное русло. Для Дамаска сейчас более выгоден момент некого процесса переговоров. Для оппозиции же необходима «мирная передышка», поскольку наступил некий кризис идей в рамках «мирных протестных акций», а дела боевиков еще более незавидны. Если проанализировать географию последних вооруженных столкновений, то мы увидим, что они локально происходят в Хомсе и Идлибе, где недавно были ликвидированы организованные очаги сопротивления. Там идет процесс «зачистки» или поиски боевиков, которые разошлись по квартирам под видом мирных жителей. Второй очаг столкновений – в приграничных районах с Турцией, Ливаном и Ираком, что говорит о попытках боевиков уйти с сирийской территории «для зализывания ран» и проведения перегруппировки. Это важный момент, который объективно подталкивает оппозицию к диалогу, а вернее – к перемирию. После того, как силы боевиков будут восстановлены, столкновения возобновяться.

Теперь для Дамаска очень важно грамотно начать подготовку к началу диалога. Если точнее – к предложению неких компромиссных вариантов, от которых оппозиции будет очень сложно отказаться. Сейчас противодействие переходит более в формат пропагандистской войны, и это очевидно по последним публикациям в СМИ.

Начало