Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (7-13 мая 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии, Алжире и Израиле. В Сирии 7 мая в условиях жесткого противостояния властей и оппозиции прошли выборы в Народный совет (парламент). На состоявшихся 10 мая в Алжире парламентских выборах уверенную победу одержала правящая коалиция во главе с партией Фронт национального освобождения (ФНО). В Израиле создана широкая правительственная коалиция, получившая абсолютное большинство мест в кнессете (парламенте).

Военно-политическая обстановка в Сирии остается очень сложной. В стране продолжается жесткое противостояние властей и оппозиции. Объяв-ленное 12 апреля перемирие в значительной степени не соблюдается. Правящий режим и вооруженная оппозиция обвиняют друг друга в его многочисленных нарушениях. Спецпредставитель ООН и ЛАГ по сирийскому урегулированию К. Аннан в своем докладе Совбезу ООН 8 мая сообщил, что ни один из шести пунктов предложенного им плана мирного урегулирования не реализован, но одновременно подчеркнул, что в настоящее время других вариантов решения проблемы нет. «Военные действия немного поутихли, однако серьезные нарушения условий соглашения о прекращении огня продолжаются. Масштабы насилия и злоупотреблений недопустимы. Правительственные войска и бронетехника все еще присутствуют в городах, хотя в меньшем количестве. Имеют место вызывающие беспокойство случаи насилия со стороны правительства, однако мы также были свидетелями нападений на правительственные войска и объекты. Все чаще взрываются бомбы, что действительно вызывает серьезные опасения». По оценке К. Аннана, реа-лизация его плана, является последним шансом для Сирии, чтобы избежать масштабной гражданской войны. К. Аннан также отметил, что действующий в САР контингент наблюдателей ООН положительно влияет на ситуацию.

Вооруженные столкновения правительственных войск с боевиками на минувшей неделе происходили в провинциях Хомс, Идлиб, Алеппо, в окрестностях Дамаска и других местах. 10 мая в Дамаске был совершен крупнейший за все время нынешнего конфликта теракт, в результате которого погибли 55 человек, а 372 получили ранения. Ответственность за акцию взяла на себя малоизвестная исламистская экстремистская группировка «Фронт победы». Оппозиция же обвиняет в случившемся власти. Теракты также имели место в Алеппо и других городах. 11 мая в Дамаске, Алеппо и ряде других городов прошли демонстрации оппозиции, переросшие во многих местах в беспорядки и столкновения с полицией.

В этих условиях 7 мая в стране были проведены парламентские выборы. В соответствии с новой конституцией САР они проходили на многопартийной основе. Помимо правящей партии Баас, возглавившей блок «Национальное единство», в них приняли участие еще семь партий и независимые кандидаты. В ряде мест, в частности, на некоторых избирательных участках в Дамаске и пригородах столицы, а также в Дейр-эз-Зоре из-за имевших место нарушений было проведено повторное голосование. Народный фронт за перемены и освобождение («лояльная оппозиция») призвал к отмене итогов выборов и проведению нового голосования по причине многочисленных нарушений. Зарубежная оппозиция в лице Сирийского национального совета и часть «внутренней» оппозиции выборы бойкотировали. До конца минувшей неделе власти так и не обнародовали официальных итогов голосования.

По информации СМИ, руководство Сирии отвергло «примирительную инициативу» Катара о включении «братьев-мусульман» в состав правительства страны и выступить посредником между президентом САР Б. Асадом и непримиримой оппозицией. В Дамаске ответили, что Катар должен «прекратить вооружать оппозицию и соучаствовать в заговоре с целью подрыва стабильности в Сирии». Президент США Б. Обама продлил 9 мая на один год т. н. режим «чрезвычайной ситуации в связи с действиями правительства Сирии», объяснив это тем, что власти САР продолжают поддерживать терроризм, осуществлять репрессии против собственных граждан и нарушать права человека. Вашингтон жестко настаивает на уходе Б. Асада с поста главы государства. Россия не изменит свою позицию по Сирии под давлением извне, заявил 10 мая глава МИД РФ С. Лавров. Он отметил, что Москва категорически выступает против внешнего вмешательства в дела САР, а Совбез ООН «санкции на подобный сценарий не даст». Россия считает важным, чтобы миссия наблюдателей ООН продолжила свою работу в Сирии, несмотря на непростые условия, сложившиеся в этой стране. Против военного вмешательства в САР выступил глава МИД КНР Ян Цзечи.

В Триполи на севере Ливана 12-13 мая произошли вооруженные столкновения между сторонниками президента САР Б. Асада из числа местных алавитов и суннитскими экстремистами. Имеются убитые и раненые. Столкновения в городе прекратились после ввода правительственных войск.

По официальным данным, на прошедших 10 мая в Алжире выборах в Национальную народную ассамблею победу одержала правящая партия Фронт национального освобождения, завоевавшая 220 из 462 депутатских мандатов. Союзник ФНО – партия Национальное демократическое объеди-нение во главе с премьер-министром Алжира А. Уяхья получила 68 мест. Таким образом, правящая коалиция имеет в новом составе парламента уверенное большинство. В то же время предвыборный «Альянс Зеленого Алжира», объединивший в своих рядах исламистские партии и группировки, смог заполучить лишь 59 депутатских мандатов. Исламисты назвали выборы «маскарадом» и «фальсификацией и не признали их итоги. Голосование в Алжире прошло в целом в спокойной обстановке, «без крупных инцидентов». Вместе с тем, нынешние выборы прошли при низкой явке избирателей, составившей лишь 35 процентов от числа граждан, имеющих право голоса. Столь низкая активность объясняется политическими наблюдателями тем, что очень многие алжирцы уверены в том, что выборы ничего не изменят в стране и их жизни. Главным же итогом выборов эксперты считают поражение исламистов, не сумевших повторить успех своих собратьев в Тунисе, Марокко, особенно в Египте.

Важное политическое событие произошло на минувшей неделе в Из-раиле. Премьер-министр страны и лидер правой партии Ликуд (ведущей в правительственной коалиции) Б. Нетаньяху согласился на сделку по формированию правительства национального единства с главной оппозиционной центристской партией Кадима, что позволило не назначать досрочные парламентские выборы. По утверждению Б. Нетаньяху, этот шаг положительно отразится на безопасности и экономике страны, и «принесет выгоду обществу и народу Израиля». Новая коалиция включает в себя 94 из 120 депутатов Кнессета, и стала крупнейшей в истории страны. В соответствии с договоренностью, лидер Кадимы Ш. Мофаз получил пост вице-премьера и вошел в состав внутреннего кабинета Б. Нетаньяху. Кроме того, депутаты Кадимы займут посты в нескольких ключевых комиссиях кнессета, включая комиссии по иностранным делам и обороне и экономическую комиссию, получат несколько министерских портфелей. Ликуд встанет на сторону Кадимы в вопросе о предоставлении отсрочки от воинской службы для студентов религиозных учебных заведений (иешив). Причиной раскола коалиции, в результате которого появилась необходимость проведения внеочередных выборов, стали разногласия по поводу законопроекта о всеобщем призыве в армию, а также из-за предложения по сносу ряда еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан. Очередные плановые выборы в израильский парламент должны состояться в ноябре 2013 г. 9 мая кнессет утвердил соглашение о присоединении партии Кадима к правящей коалиции, а Ш. Мофаз был приведен к присяге в качестве министра без портфеля и заместителя премьера.

Сложная внутриполитическая ситуация сохраняется в Египте. 12 мая Высший административный суд (ВАС) АРЕ отменил постановление суда низшей инстанции от 9 мая о приостановке подготовки выборов президента республики. Решение о приостановке выборов было оспорено избирательной комиссией. Суд также признал действия Высшей комиссии по президентским выборам в отношении применения закона «о политической изоляции» правомерными и определил, что все кандидаты в президенты, включенные комиссией в окончательный список, включая бывшего премьер-министра страны А. Шафика, будут участвовать в выборах. Это решение ВАС окончательное и изменениям не подлежит. Таким образом, намеченные на 23-24 мая президентские выборы пройдут в установленные сроки. Тем временем 10 мая впервые в арабском мире на египетском телевидении прошли дебаты кандидатов в президенты. В них участвовали бывший генсек ЛАГ и бывший глава МИД АРЕ А. Муса и бывший видный деятель «братьев-мусульман» М. аль-Футух. 11 мая началось досрочное голосование на президентских выборах для египтян, проживающих за рубежом (587 тыс. человек). Оно пройдет в 166 странах и завершится 17 мая. Кандидат в президенты, лидер Партии свободы и справедливости (политическое крыло «братьев-мусульман») М. Мурси заявил 12 мая, что конституция в Египте должна основываться на Коране и шариатском праве.

Саудовская Аравия перевела на счета Центрального банка АРЕ 1 млрд долларов на восьмилетний депозит. Кроме этого, саудовцы предоставляют Египту 500 млн долларов на развитие инфраструктуры, 250 млн – на финансирование закупок топлива и 200 млн - на развитие мелкого бизнеса.

8 мая в столице Ливии Триполи группа бывших повстанцев совершила нападение на здание правительства страны, требуя выплаты денег, обещанных правящим Переходным национальным советом (ПНС). По информации СМИ, 12 мая вспыхнули бои между силами ПНС и отрядами оппозиции в районе городов Тархуна и Бани-Валид юго-восточнее Триполи.

Спецпредставитель генсека ООН в Ливии И. Мартин в своем докладе Совбезу ООН сообщил, что в тюрьмах, большая часть из которых не контролируется официальными властями, содержатся примерно 4 тыс. сторонников М. Каддфаи, где они подвергаются пыткам и жестокому обращению.

Судан и Южный Судан выступили с заявлениями о готовности возобновить двусторонние переговоры по существующим между двумя государствами спорным вопросам. При этом Хартум настаивает на первоочередном обсуждении проблем обеспечения безопасности. Представители ООН сообщили 10 мая, что южане вывели из спорного пограничного района Абъей всех своих полицейских (700 человек). Генсек ООН Пан Ги Мун призвал Судан поступить аналогичным образом.

В Бахрейне не прекращаются протестные выступления шиитской оп-позиции, которые проходят под антирежимными лозунгами. Тем временем в Вашингтоне прошла встреча наследного принца Бахрейна С. аль-Халифы с главой Пентагона Л. Панеттой, который подчеркнул важность для США «прочного партнерства с народом и правительством Бахрейна». Американская администрация также приняла решение продать Бахрейну очередную партию оружия, хотя, по оценке Госдепартамента США, поляризация в бахрейнском обществе «сохраняется и еще многое предстоит сделать», а в Вашингтоне «обеспокоены чрезмерным использованием силы полицией» и «почти ежедневным применением силы некоторыми демонстрантами".

12 мая в столице Иордании Аммане прошла демонстрация оппозиции с участием исламистов, профсоюзов и молодежных организаций. Ее участники требовали отставки недавно назначенного правительства Ф. ат-Тарауна и проведения в стране радикальных политических реформ.

10 мая Пакистан осуществил успешный испытательный запуск баллистической ракеты «Хатф-3», способной нести как обычный, так и ядерный заряд. Дальность стрельбы ракеты - до 290 км. Пуск «Хатф-3» стал финалом учений стратегических ракетных сил страны.

США возобновили отправку военных инструкторов в Йемен и анти-террористическую программу подготовки местной армии и сил безопасности с целью оказания помощи в борьбе «с возросшей в стране активностью «Аль-Каиды». Кроме того, американские беспилотники наносят удары по террористам, находящимся на йеменской территории. В то же время США не рассматривают возможность использования своих сухопутных войск в антитеррористических операциях в Йемене, заявил глава Пентагона Л. Панетта.

Приложение

О султане Омана Кабусе

На сегодняшний день султан Омана Кабус является старейшиной среди руководителей арабских государств – он находится во главе страны с июля 1970 г. и продолжает твердо удерживать власть в своих руках. Султан Кабус сыграл особую роль в деле укрепления оманской государственности и достижения общенационального согласия в стране со столь сложными особенностями и условиями.

Кабус бин Саид Аль Бу Саид родился 18 ноября 1940 в Салале на юго-западе Омана в провинции Дофар в семье султана Маската Саида бин Теймура и был его единственным сыном. Начальное образование будущий монарх получил на родине, затем учился в британской военной академии в Сандхерсте, а после ее окончания два года служил офицером в английской армии. Кабус также закончил штабные курсы в Германии, изучал систему местного самоуправления в Великобритании и совершил кругосветное путешествие. В 1964 г. Кабус вернулся в Оман, где через год был посажен под домашний арест по приказу отца-султана (в официальной биографии говорится, что в это время наследный принц изучал ислам, историю родной страны и ее народа). Находясь под арестом, Кабус сумел подготовить заговор с целью свержения своего отца. 23 июля 1970 г. в Омане был совершен государственный переворот, в результате которого султан Саид был свергнут с престола, а главой государства стал Кабус. Новый правитель сформировал правительство, заняв в нем посты премьер-министра, министра обороны, иностранных дел и финансов, стал верховным главнокомандующим ВС, взяв таким образом в свои руки всю полноту законодательной, исполнительной и военной власти.

Новый правитель получил незавидное наследство. Прежний деспотический режим держал Оман в невежестве, отсталости и изоляции от внешнего мира. Неурегулированными были пограничные споры с соседними странами. Целостность султаната ослаблялась противоречиями между различными регионами и тем, что между прибрежными и внутренними районами отсутствовало регулярное сообщение. К тому же разногласия и вражда между племенами издавна была доминирующим фактором в политической истории Омана. Но главной проблемой оставалось повстанческое движение в Дофаре. Повстанцы, действовавшие под левыми лозунгами и получавшие помощь из соседнего Южного Йемена, контролировали большую часть провинции.

Сразу после прихода к власти Кабус решительно выступил с программой реформ, приступив к осуществлению серии в целом конструктивных мер экономического, социального и политического характера, чего не могли предложить народу повстанцы. Постепенно реформы стали приобретать широкий размах.

Проводимые монархом преобразования учитывали многие требования дофарских повстанцев. Это – развитие инфраструктуры, здравоохранения, просвещения. В результате среди вооруженных противников режима усилились распри по вопросам конечных целей движения. К тому же часть дофарских племен была враждебна лично Саиду, но не имела ничего против его сына Кабуса. Ведь борьба в Дофаре нередко принимала форму межплеменных распрей. Султан активно и умело использовал в своих интересах родственные связи среди дофарских племен. В итоге в 1976 г. повстанческое движение потерпело поражение. Но оно не прошло для страны бесследно, вынудив правящий режим отказаться от наиболее консервативных форм общественной жизни.

Сложным и длительным путем Кабус шел к ограничению влияния родоплеменной знати в стране. При нем Оман был разделен на административные районы во главе с губернаторами, что привело к расчленению территорий, традиционно принадлежавших отдельным племенам и кланам. Много внимания султан уделил вооруженным силам. Армия стала получать современное оружие, улучшилась подготовка военных кадров, денежное довольствие солдатам и офицерам повысилось в несколько раз. В сфере экономики Кабус проводил политику всемерной поддержки частного предпринимательства. Получили развитие образование и наука. В Омане было построено около 1000 государственных школ, 120 частных учебных заведений и университет. Значительные изменения произошли в положении женщин. Их права во многом стали равными с мужчинами, чем Кабус более всего гордится.

Большим политическим событием в жизни Омана стало принятие в 1996 г. первой конституции. Основной закон гарантирует свободу печати, религиозную терпимость, равенство перед законом независимо от расы и национальности. В 1997 г. в стране впервые были проведены выборы в Консультативный совет. Причем Оман первым из аравийских монархий предоставил женщинам право баллотироваться в выборный государственный орган.

В результате переориентации султаном Кабусом внешнеполитического курса Оман вышел из изоляции и стал играть заметную роль в системе меж-арабских, региональных и международных отношений. Мирное урегулирование конфликтных ситуаций с соседними странами стало возможным благодаря отказу Кабуса от силовых подходов к проблемам территориальных споров. Султан активно проводит курс на сглаживание острых углов в отношениях с государствами Аравийского полуострова, придерживается линии на формирование сбалансированных отношений с различными странами. Это позволило ему укрепить как свой политический капитал, так и поднять авторитет Омана в мире. При этом тесные военно-политические отношения с США и Великобританией, в целом прозападная внешнеполитическая ориентация страны остаются одной из основ международной политики Омана, определяют его приоритеты в области национальной безопасности и обороны. США считаются важнейшим стратегическим партнером Султаната, но одновременно Оман сохраняет добрососедские, партнерские отношения с Ираном.

Таким образом, реформы, проведенные под руководством султана Кабуса, способствовали укреплению национального единства Омана, его динамичному развитию, укреплению внешнеполитических позиций страны. Оман превратился из страны средневековой в современное государство.

Вместе с тем, изменения в стране проводились при сохранении в неприкосновенном виде фактического самодержавного характера власти правителя. В Омане имеет место сверхцентрализация власти в руках одного человека – султана Кабуса, причем монарх не склонен отказываться от своих многочисленных властных прав и полномочий, категорически отвергает возможность какого-либо диалога по данному вопросу. Сверхконцентрация власти в руках Кабуса превратила его в ключевую фигуру, от которой в значительной степени зависит стабильность и безопасность правящего режима. Кроме того, это делает исключительно важным вопрос о престолонаследии. Кабус холост, бездетен, но при этом гласно не называет престолонаследника. По конституции 1996 г. трон должен наследоваться по мужской линии по-томками Сейда Турки бин Саида бин Султана из правящей династии Аль Бу Саидов (пра-пра-прадеда Кабуса). В октябре 2011 г. Кабус своим указом внес поправку в статью Основного закона, определяющую порядок утверждения преемника трона. Отныне «в течение трех дней с момента освобождения султанского трона Совет правящей семьи должен утвердить преемника султана. В случае, если Совет правящей семьи не придёт к единому решению по вопросу кандидатуры нового Султана, тогда Совет обороны вместе с руководителями Государственного Совета, Совета Шуры, председателем Верховного суда и двумя его заместителями утверждают претендента, который будет рекомендован Султаном».

«Арабской весна» дошла в феврале 2011 г. и до Омана, хотя акции протеста в стране носили локальных характер, их участники не требовали смены режима в стране, а меры властей против оппозиционеров в целом не были очень жесткими. Протесты были вызваны в основном социальными проблемами – ростом цен и массовой безработицей, особенно среди молодежи. Что касается политических требований, то протестующие в основном настаивали на независимости судебной системы, изменениях в конституции с тем, чтобы расширить полномочия парламента, включая контроль над правительством.

Султан предпринял ряд шагов с целью сбить волну протестных вы-ступлений. Было объявлено о сдерживании цен на основные продукты питания и издан декрет о повышении пособий по безработице. Правительство заявило о намерении повысить зарплату, а Кабус пообещал срочно трудоустроить 50 тыс. человек. Всего на реализацию требований населения страны власти выделили 2,6 млрд долларов. Монарх также провёл перестановки в правительстве, сменив шесть министров. Была создана комиссии по реформированию парламента, а в ноябре 2011 г. Кабус своим указом предоставил Совету Омана (двухпалатному парламенту) законодательные и регулирующие полномочия (до этого Совет был лишь консультативным органом). Все эти меры, принятые султаном, позволили стабилизировать обстановку в стране, предотвратить ее развитие в неблагоприятном для режима направлении.

Начало