Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О торговых и инвестиционных отношениях Катара со странами Юго-Восточной Азии

Э.О. Касаев

Экономическое сотрудничество Катара с ведущими государствами Юго-Восточной Азии (ЮВА) увеличивает темпы в геометрической прогрессии, причем эта эволюция касается как торгового, так и инвестиционного партнерства. Во многом это сотрудничество цементирует географический фактор, однако не стоит наивно полагать, что относительная территориальная близость эмирата и стран ЮВА — это единственный ключ к налаживании тесных и эффективных связей. Здесь необходимо учитывать и ряд других факторов.

Во-первых, спрос на рынках азиатских государств крайне высок, поскольку экономики многих стран ЮВА развиваются весьма стремительно, причем отмеченный тренд строго поступательный.

Во-вторых, катарским торговцам и инвесторам близок «деловой дух» Азии, который не ставит во главу угла взаимные обязательства сторон, заключенные в письменной форме, или упование на нормы того или иного законодательства, а в основном опирается на совместную устную договоренность, основанную на обоюдном уважении партнера и доверии ему.

В-третьих, обладающий «комплексом Наполеона» относительно небольшой по площади и территории эмират получает авторитет и реализует собственные высокие амбиции посредством того, что для некоторых государств ЮВА, существенно превосходящих Катар в названных показателях, он является одним из основных торговых партнеров.

В рамках данной статьи проанализируем основные направления экономических отношений Катара с Вьетнамом, Сингапуром, Таиландом, Индонезией, Малайзией.

Государственная компания «Катар Петролеум Интернешнл» (КПИ), отвечающая за развитие зарубежных нефтегазовых проектов Катара планирует к 2015 г. инвестировать порядка 4 млрд долларов в строительство нефтехимического завода во Вьетнаме. В реализации проекта будут также участвовать японская «Иточу Корпорейшн» и таиландская «Сиам Цемент». С вьетнамской стороны, по-видимому, в сооружении предприятия примет участие государственная компания «Петро Вьетнам»[i], с которой КПИ ведет об этом переговоры.

Несмотря на невысокий товарооборот, составивший в 2010 г. около 130 млн долларов[ii] (катарский экспорт – продукты нефтехимии и удобрения, импорт – продукты питания, мебель, электронная техника, текстиль), в обеих странах придают большое значение развитию экономического сотрудничества. В 2009 г. Вьетнам посетила делегация катарских бизнесменов; в ходе визита было подписано соглашение об их участии в строительстве морского порта и логистического центра в третьем по величине городе Вьетнама - Хаи Понге.

Катарские инвестиционные тяжеловесы - «Катар Холдинг», «Катари Диар», «Барва», «Хассад Фуд» намерены вложить значительные средства в промышленные и сельскохозяйственное предприятия Вьетнама, в частности в хозяйства, выращивающие рис.

Катар успешно и по многим направлениям сотрудничает с Сингапуром. В 2010 г. товарооборот между двумя странами составил 6 млрд долларов, что на 500 млн выше показателя 2009 г. Как и многие азиатские страны, Сингапур импортирует из Катара углеводороды и удобрения, а экспортирует – телекоммуникационное оборудование, строительные материалы, продукты переработки нефти.

Крупные компании эмирата - «Капко», «Катар Телеком» «Тасвиг»,  а также банки - «Катарский национальный банк» и «Доха Банк» открыли свои представительства и отделения в Сингапуре.

В свою очередь, в Катаре аккредитованы и ведут работу 12 сингапурских компаний.  Сфера их интересов - планирование («Сурбана»), консультационные услуги («Юронг Интернешнл»),  управление проектами и инжиниринг («Кеппел»), а также архитектура и дизайн.

Сингапурские компании участвуют в модернизации дохийского международного аэропорта и строительстве морского порта. Вместе с государственным фондом «Катар Фаундейшн» азиатские предприниматели собираются помогать Катару развивать библиотеки и образовательную систему.

Помимо этого, бизнес Сингапура претендует на получение ряда заказов, приуроченных к проведению в Катаре Чемпионата мира по футболу в 2022 г. Сингапурские компании могли бы, например, оснастить стадионы и другие спортивные площадки осветительными устройствами, проложить линии метрополитена и наземного городского транспорта.

В планах катарских бизнесменов значится сооружение в Сингапуре терминала для приема судов с сжиженным природным газом (СПГ). Скорее всего, он будет расположен на специально созданном к началу поставок катарского СПГ искусственном острове. Предполагаемый срок завершения строительных работ – 2013 г.

В Таиланде подобный терминал уже начал функционировать. Компания «Катаргаз» поставила туда несколько партий сжиженного газа. В 2009 г. Доха и Бангкок подписали ряд межправительственных соглашений и меморандумов о взаимопонимании, что стимулировало развитие двусторонних экономических отношений. В 2010 г. товарооборот между двумя странами превысил 2 млрд долларов. Катар импортирует из Таиланда автомобили и запчасти к ним, продукцию черной металлургии, кондиционеры; экспортирует – газ, нефть, продукты нефтехимии и удобрения.

Сегодня эмират становится важнейшим инвестором и торговым партнером Индонезии. Так, госкорпорация «Катар Телеком» имеет 65-процентную долю - более 3 млрд долларов - во второй по величине в Индонезии телекоммуникационной компании «ПT Индосат».  В Джакарте успешно работает представительство «Катарского исламского банка». В мае 2010 г. компания «Катар Холдинг» (инвестиционное подразделение Катарского управления инвестиций)  учредила «Индонезийский фонд»[iii], который будет  вкладывать средства в добычу минерального сырья и в различные инфраструктурные проекты. В Индонезии открыла представительство «Катарская нефтехимическая компания».

Индонезийские фирмы также участвуют в развитии катарской экономики. В частности, компании «ПТ Meдко», «ПT Инти Kaриа Персада Техник», «Валько группы» и другие вкладывают средства в нефтегазовую промышленность Катара. Индонезийский бизнес представлен также в сфере строительства, мебельной промышленности и инфраструктуры.

Товарооборот между странами в 2010 г. составил около 300 млн долларов. Катарский импорт – это в основном продукция авиационной, мебельной и пищевой промышленности; экспорт – углеводороды, продукция нефтехимии и удобрения.

Активизируются экономические отношения Катара с Малайзией. Прогресс заметен как на торговом, так и на инвестиционном треке. По итогам 2010 г. товарооборот составил порядка 421,3 млн долларов, из которых катарский экспорт – 247,8 млн, а импорт – 173,5 млн. Доха в основном ввозит малазийскую электротехнику и электронику, транспортное оборудование; поставляет – углеводороды, продукты нефтехимии и удобрения.

В июле 2011 г. энергетические компании «Катаргаз» и малазийская «Петронас» заключили долгосрочное соглашение о том, что первая будет ежегодно, в период с 2013 по 2033 гг., продавать второй 1,5 млн т СПГ[iv].

Лидеры двух государств часто встречаются друг с другом, что придает дополнительные импульсы экономическому сотрудничеству этих стран.

Таким образом, можно заключить, что страны ЮВА возлагают большие надежды на катарские углеводороды, прежде всего СПГ, а также продукты нефтехимии, ибо быстро растущие экономики этих государств нуждаются в постоянной интенсификации необходимых объемов энергоносителей, которыми так богат Катар. Что касается эмирата, то, сотрудничая с азиатскими игроками, он также реализует собственные геополитические и экономические интересы, усиливая имидж маленького, но дорогого золотника и получая доходы от углеводородного экспорта.



[i]               Bloomberg, 10.11.2010.

[ii]              Здесь и далее статистика важнейших торговых показателей (товарооборота, экспорта, импорта) приводится преимущественно на основе данных, полученных автором в ходе бесед с официальными лицами Катара, других зарубежных государств, а также согласно сведениям, полученным в Катарском управлении статистики. Сайт организации – http://www.gsa.gov.qa/eng/index.htm

[iii]              Emirates Business 24/7, 11.05.2010.

[iv]              Reuters, 24.07.2011.

Начало