Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Судан: обострение ситуации в Южном Дарфуре

А.А.Быстров

Как мы уже говорили, недавнее обострение ситуации в Южном Дарфуре явилось прямым следствием противостояния Хартума и Джубы в Южном Кордофане и Голубом Ниле. Согласно ряду данных, события в Грайде (в 100 км от столицы штата Ньялы) разворачивались следующим образом.

Повстанцы из Суданской освободительной армии (СОА - Мини Минави) захватили город утром 8 мая с.г. после непродолжительного боестолкновения с бойцами суданских вооруженных сил и местными полицейскими. В результате боя погибло 14 суданских силовиков, а здание полицейского участка и военной комендатуры было разрушено. Группа повстанцев насчитывала порядка 80 джипов с пулеметами, что дает основание оценить ее численность примерно в 350 бойцов. Они атаковали город с юго-восточного направления.

Грайда оставалась под контролем боевиков до раннего утра 9 мая с.г. Весь день 8 мая с.г. суданские ВВС наносили по городу периодические бомбовые удары, которые продолжались примерно до 8 часов вечера. Всего было сброшено 27 авиабомб. Помимо полицейских и административных зданий была также разрушена молельная комната для сбора закята, а также разграблены коммерческие палатки на местном рынке. Повстанцы забирали продовольствие, сигареты, топливо, мобильные телефоны и различные электронные приборы. По уточненным данным, в состав группы помимо боевиков М.Минави, входили и члены СОД-А.Нура. Таким образом, речь шла о совместной операции двух групп (фур и загава), входящих в недавно образованный Революционный Фронт Судана (РФС).

Активность группы повстанцев была также отмечена 8 мая с.г. в южном районе Лабадо, они атаковали в этом районе базу суданской армии уже 9-10 мая. Кроме того, была перерезана ветка железнодорожного сообщения между двумя городами Аль-Дайен и Ньяла в районе Марла. Это косвенно указывает на то, что группа выдвигалась в свой рейд с территории Южного Судана с юго-восточного направления, после чего разделилась на несколько автономных отрядов.

Суданская армия силой до одного батальона в этой связи заблокировала основную транспортную артерию между Грайдой (в 40 км. севернее) и столицей Южного Дарфура Ньялой для того чтобы нейтрализовать возможный рейд повстанцев на последнюю. Одновременно пехотная бригада суданской армии выдвинулась из Ньялы в южном направлении для прикрытия столицы штата с востока.

10 мая с.г. группа СОА-Минави была отфиксирована в зоне Хамада Форест в 80 км. северо-восточнее Ньялы. К вечеру 10 мая боевики приблизились к Ньяле с севера-востока на 20 км и начали представлять реальную угрозу функционированию местного аэропорта. Суданские военные в свою очередь атаковали повстанцев в районе Лабадо и вынудили их отойти к Мухаджерии. При этом они активно использовали вертолеты и штурмовики для нанесения ударов по позициям боевиков, пытаясь тем самым компенсировать дефицит живой силы.

По оценке ряда экспертов, нынешний рейд СОД-Минави может быть напрямую связан последним совместным решением Совета по безопасности и миру Афросоюза (СБМ АС) и Совета Безопасности ООН в отношении «недопустимости продолжения практики поддержки повстанческих групп Джубой». В этой связи повстанческие группы решили передислоцироваться с территории Южного Судана на территориюЮного Дарфура. К этому их подталкивали и временные рамки начала сезона дождей, который объективно затрудняет перемещение из Южного Судана на север в места традиционной оперативной активности повстанцев в районах Грайда, Лабадо, Мухаджерия, Хор Абеше и Хасканита. Кроме того, в настоящее время группы повстанцев имеют достаточные логистические возможности, которые они значительно усилии за счет захваченных трофеев у суданской армии во время боев в апреле с.г. в районе Умм Дафук.

Целей у данного рейда было несколько. В частности, необходимо было подтвердить статус повстанцев как влиятельной региональной силы в глазах основных международных игроков «на суданской площадке». С другой стороны у повстанцев была необходимость пополнить свои запасы в вооружении, автомашинах и продовольствии. Одновременно они оттягивают своим маневром суданские войска от театра боевых действий в Южном Кордофане и Голубом Ниле.

Тактика боевиков на среднесрочную перспективу заключается в следующем. Отряды РФС должны совершать кратковременные резонансные рейды, при этом избегая открытых и долгих противостояний с суданской армией с целью избежать серьезных потерь. При этом предполагается нанести как можно больший ущерб инфраструктуре аэродромов. Последнее должно минимизировать преимущество суданской армии в авиации.

Суданская армия при этом испытывает дефицит живой силы. В силу этого она использует мобильную тактику, избегая практики постоянных гарнизонов и укреплений (кроме городов Ньяла и Эль-Фашер) и делая упор на легких моторизованных отрядах. В случае прорыва боевиков эти силы должны по идее «задержать противника» до подхода основных сил. Это требует четкой слаженности и хорошего боевого управления, чего в суданской армии нет и в помине. Собственно поэтому боевики так легко взяли Грайду. «Исламская милиция» пока с функцией «заградотрядов» не справляется. Кроме того, растет недовольство командования в Дарфуре своими начальниками в Хартуме. В связи с этим в суданскую столицу из Ньялы плотным потоком идут жалобы на «непрофессиональное командование и плохую тактическую подготовку» высших чиновников министерства обороны, что не добавляет морального духа в войсках.

Начало