Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Пакистан – Евросоюз: стратегическое партнерство

Н.А. Замараева

4-5 июня в Исламабаде прошел первый раунд Стратегического диалога Пакистан – Европейский союз. Проводили его главы внешнеполитических ведомств, две представительницы прекрасного пола. Пакистанскую сторону представляла министр иностранных дел ИРП Хина Раббани Хар, делегацию Евросоюза — Верховный комиссар по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон.

СД — это ряд политических и экономических составляющих, поиск и движение сторон в направлении их сбалансированности. Стороны имеют богатое наследие, которое и стало основой СД.

Переговоры и подписание Стратегического диалога (СД) проходили на фоне длительного охлаждения пакистано-американских отношений, усилившихся разногласиями в вопросах борьбы с терроризмом и экстремизмом. Исламабад до настоящего времени не открыл сухопутные маршруты транспортировки грузов для коалиционных войск США/НАТО/МССБ в Афганистан (блокированы с ноября 2011 г.). Конгресс США со своей стороны продолжает настаивать на сокращении финансовой помощи Пакистану.

«Встреча верхов» знаменовала собой завершение юбилейных торжеств, связанных с 50-летием отношений между Пакистаном и Европейским союзом. Прошедшие годы подтвердили приверженность сторон к сотрудничеству; ЕС стал ключевым партнером Пакистана, основным источником прямых инвестиций в страну.

«За полувековой юбилей ЕС стал крупнейшим торговым партнером Пакистана, его товарооборот составляет 25% общего объема экспорта и 11% общего объема импорта. В 2011 г. двусторонняя торговля находилась на уровне 10,56 млрд долларов, экспорт составил 6,18 млрд долларов, импорт — 4, 38 млрд долларов. Инвестиции из Европейского союза в 2010-2011 гг. превышали 230 млн долларов. В настоящее время товарооборот составляет 450 млн долларов, и планируется его удвоить к 2014 году», — отметила глава пакистанского МИДа.

Стратегический диалог стал возможен благодаря решениям, принятым на первой встрече Пакистан – ЕС на высшем уровне в 2009 г. и дальнейших двух саммитах. Исламабаду предлагалось реализовать свои международные обязательства в области прав человека, национального законодательства (защита прав женщин и меньшинств, учреждение независимой комиссии по правам человека), внешней политики, например, урегулировать отношения с соседней Индией. Все прошедшие годы велась напряженная работа по указанным направлениям.

Исламабад по достоинству оценил поддержку Евросоюза в становлении демократических институтов и помощь в трудные времена. ЕС предоставил щедрую гуманитарную помощь в период после наводнений 2010–2011 гг. Именно в те годы Исламабад поставил вопрос перед ЕС о «расширении доступа на свои рынки, увеличении пакета торговых концессий в связи с последствиями наводнения».

По словам президента ИРП Асифа Али Зардари, в последние годы Исламабад столкнулся с «экономическими трудностями, которые были усугублены повторяющимися наводнениями, ростом мировых цен на нефть, нехваткой электроэнергии, вызовами, связанными с изменением климата». Пакистан ставил вопрос таким образом: расширение доступа на рынки европейских стран — конкретная помощь Брюсселя в борьбе с экономическими трудностями, терроризмом, безработицей и т.д.

Мы являемся свидетелями того, что вызовы современности способствовали формированию повестки дня диалога Пакистан – ЕС. В настоящее время он носит комплексный характер и включает несколько составляющих: новый пятилетний План сотрудничества Пакистан – ЕС; соглашение об Автономных торговых преференциях; схему торговли по формуле GSP +, которую стороны планируют реализовать, начиная с 2014 г.

Диалог позволил обеспечить условия для реализации пятилетнего плана, заключенного в январе текущего года. В 2011 г. ЕС и Пакистан подписали вторую Многолетнюю индикативную программу на 2011–2013 гг. Программа 2011–2013 гг. является уточняющей. Первая общая Программа была разработана еще в 2007 г. и охватывала период 2007–2013 гг. Согласно уточненной программе, Евросоюз предоставляет Пакистану 225 млн евро на реализацию проектов, направленных на развитие сельских районов, рациональное использование природных ресурсов, образование, развитие управленческих кадров, защиту права человека и, конечно, развитие двусторонней торговли.

Пакистан оценил пакет Автономных торговых преференций, предложенных ЕС. Напомним, что впервые вопрос о расширенном доступе на европейский рынок был поднят Пакистаном после разрушительного наводнения в середине 2010 г. Под водой оказались тысячи акров посевов хлопчатника; был нанесен значительный урон экономике страны. Тогда Исламабад обращался ко всем странам мира за финансовой помощью, а к Евросоюзу с просьбой разрешить беспошлинный ввоз пакистанского хлопка, хлопчатобумажных изделий на их рынки в качестве жеста доброй воли и способствовать, таким образом, подъему одной из основных отраслей пакистанской экономики (40% ВВП дает сельское хозяйство).

Несколько лет стороны шли к подписанию соглашения; и Х.Р. Хар, и К. Эштон стояли у его истоков. В тот период Хина Раббани Хар изучала вопросы сотрудничества с Евросоюзом, занимая пост государственного министра по экономическим вопросам и вопросам финансирования при правительстве Пакистана. Таким образом, забегая вперед, можно сказать, что в настоящее время глава МИДа Пакистана блестяще сдала экзамен по разблокированию части «торговых барьеров» Евросоюза, увеличению доли пакистанских товаров на европейском рынке, привлечению иностранных инвестиций на внутренний рынок своей страны.

Пакистан придает большое значение своим отношениям с ЕС и, как заявляет, имеет «прекрасные отношения» со всеми странами — членами Европейского союза. Глава МИДа Пакистана приводит пример сотрудничества со Швецией. Стокгольм имеет очень важное конкурентное преимущество в секторе возобновляемых источников энергии, малых и микрогидроплотин, и указанные проекты были предложены Исламабаду. Одновременно Стокгольм выделил для пакистанских студентов несколько стипендий для их дальнейшего обучения в высших учебных заведениях страны. Примером реализации инвестиционной политики Швеции в Пакистане является компания TetraPack, предоставившая 200 млн евро в 2010 г., вскоре после официального визита в Исламабад министра торговли Швеции.

Политические консультации по линии Пакистан – Евросоюз развивались на нескольких уровнях: секретарей МИД (ов), глав внешнеполитических ведомств Пакистана и стран-членов ЕС, парламентариев и т.д. Они включали обсуждение и поиск взаимоприемлемых подходов в различных областях внешней и внутренней политики ИРП: проведение в соответствии с Конституцией 1973 г. «свободных и справедливых выборов», намеченных на начало 2013 г., совместную борьбу с терроризмом (стороны пришли к согласию о создании совместного комитета по борьбе с терроризмом), защиту прав женщин и меньшинств, соблюдение основных прав и свобод граждан и т.д. В области защиты прав меньшинств и женщин Исламабаду формально есть что предъявить Брюсселю. 20-я поправка к Конституции 1973 г. расширяла избирательные права женщин, предоставляя политическим партиям «право внесли дополнительные номинации в свои списки на парламентские места, зарезервированные для женщин и меньшинств, в случае если в существующем списке имеются вакантные места».

В Программной речи на совместном заседании палат парламента 19 марта с.г. президент А.А. Зардари заявил, что «парламент страны сделал значительный прорыв в принятии законов по предотвращению домашнего насилия и преследований, положил конец практике насилия над женщинами.., учредив Национальную комиссию по положению женщин...»

В области внешней политики Евросоюз приветствовал нормализацию отношений с Индией и стремление Пакистана оказывать поддержку процессу урегулирования в Афганистане. Со своей стороны, Евросоюз подтвердил стремление оказывать помощь и поддержку Пакистану в борьбе с экономическими трудностями, в частности в развитии инфраструктуры и энергетическом секторе, а также продолжить сотрудничество в области образования, здравоохранения с целью искоренения нищеты, безработицы, невежества, болезней и т.д.

К. Эштон также выразила надежду на укрепление демократических институтов в Пакистане. Оценив огромные жертвы, принесенные народом Пакистана в борьбе с терроризмом, обе стороны подчеркнули необходимость мира и стабильности в регионе. Фактически накануне официальных переговоров Пакистан – Евросоюз, 5 июня с.г., в Брюсселе завершил работу, так называемый европейский Триалог, участниками которого были три стороны — Совет Европы, Европейская комиссия и Европейский парламент в Брюсселе. Важен положительный результат — Пакистану было предоставлено право увеличить экспорт местных товаров в страны Евросоюза.

Начало