Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Египте: май 2012 г.

В.В.Куделев

Основные события месяца в Египте развертывались вокруг назначенного на 23 – 24 мая первого тура президентских выборов.

В ходе начавшейся незадолго до выборов войны компроматов каждый из 12-ти кандидатов /среди них не было ни одного копта/ «сливал» ту информацию о себе и противниках, которую считал выгодной для себя. В частности, предвыборный штаб Ахмада Шафика – последнего главы правительства периода правления Хосни Мубарака и наиболее вероятного ставленника военных – 13 мая сообщил, что кандидат в период с 1969 по 1970 гг. якобы сбил два израильских самолета. Понятно, что ранее об этом его «достоинстве» ничего не было известно. Коммюнике штаба Шафика появилось в ответ на прозвучавшие из уст ряда других кандидатов обвинения в коррупции.

«Генерал Шафик имеет богатое военное прошлое /он занимал посты начальника Главного штаба ВВС АРЕ, министра гражданской авиации/, - отмечалось в тексте. – «Все признают сделанное им начиная с того, что он сбил два израильских самолета в период с 1969 по 1970 гг., когда члену парламента /который обвинил Шафика в коррупции/ было всего 3 года».

Депутат парламента Эссам Солтан обвинил Шафика в том, что тот якобы продал по ценам ниже рыночных участки земли сыновьям бывшего президента Мубарака, которые сейчас вместе со своим отцом обвиняются в коррупции.

К 13 мая, согласно ряду опросов общественного мнения, Шафик занимал 3-е место по популярности среди кандидатов на высший государственный пост.

Египет стал первой арабской страной, подписавшей в 1979 г. мирное соглашение с Израилем. Ряд кандидатов на избрание заявил о намерении пересмотреть в случае их избрания это соглашение, не очень популярное среди простых египтян.

13 мая один из основных кандидатов на избрание бывший представитель руководства «Братьев-мусульман» 61-летний Абдельмонейм Абу аль-Футух назвал в телеинтервью Израиль «расистским государством с 200 ядерными боеголовками», угрожающими Египту. Одновременно он заявил, что мирное соглашение между Израилем и Египтом должно быть пересмотрено. Еще один штрих политического портрета кандидата - говоря о выполненной год назад американской операции по уничтожению главаря «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена, он назвал ее акцией «государственного терроризма».

Двумя днями ранее в ходе теледебатов с одним из его основных соперников бывшим главой МИД АРЕ Амром Мусой Абу аль-Футух назвал Израиль «врагом» Египта. «Я всегда считал мирное соглашение /с Израилем/ как угрозу национальной безопасности Египта. Это соглашение должно быть пересмотрено», - утверждал он. «Соглашение запрещает Египту осуществлять полный суверенитет над Синайским полуостровом /оно предусматривает ограничения на развертывание там египетских вооруженных сил – прим.авт./. Оно позволяет израильтянам въезжать на полуостров без виз», - напомнил он.

Абу аль-Футух пользуется популярностью среди молодых исламистов, салафитов, а также в некоторых либеральных кругах. В 2011 г. он был исключен из движения, поскольку выступал против консервативной линии его руководства.

Со своей стороны бывший египетский дипломат 75-летний Амр Муса, быстро забыв, что соглашения не бывают односторонними, по всей видимости, в общем духе избирательной кампании также выступил за ревизию мирного договора с Израилем. При этом он назвал палестинскую проблему «вопросом национальной безопасности» для Египта. В ходе кампании он представлял себя как гаранта многоконфессионального и стабильного Египта, сторонника модернизации и противника исламистов.

17 мая «Братья-мусульмане» организовали демонстрацию силы перед выборами, собрав десятки тысяч сторонников на манифестацию в Каире. Таким образом они дали понять, что считают главным кандидатом представителя сформированной «братьями» Партии свободы и справедливости /ПСС/ Мохаммеда Мурси.

Официальные итоги 1-го тура президентских выборов были объявлены 28 мая. Мурси получил 24,35 процентов голосов, Шафик – 23,25 проццентов. Удивил настоящий прорыв на третье место левого насериста Хамдина Саббахи, получившего 20,36 процентов голосов. На избирательные участки пришли 46 процентов от почти 51-миллионного избирательного корпуса. Как отметил председатель Избирательной комиссии Фарук Солтан, зафиксированные в ходе выборов нарушения не повлияли на общий итог голосования.

Второй тур президентских выборов в Египте пройдет 16 – 17 июня. И предсказать его результаты очень сложно, поскольку уже известно, что Мурси получит голоса салафитов из партии «Ан-Нур» и занявшего 4-е место исламиста Абу аль-Футуха /17,13 процента голосов/, Шафик может рассчитывать на поддержку части сторонников Саббахи, а также занявшего 5-е место Амра Мусы /10,9 процента голосов/.

В любом случае проигравшими оказались светские демократы, сыгравшие важную роль в протестных акциях, приведших к уходу Мубарака. Им теперь придется выбирать между исламистом и Шафиком, которого они связывают с реинкарнацией прежнего режима, против которого они выступали.

Уже 29 мая неизвестные разгромили предвыборную штаб-квартиру Шафика в Каире. Сторонники Шафика обвинили исламистов в совершении налета. Вечером того же дня на площади Ат-Тахрир в центре египетской столицы вспыхнули ожесточенные столкновения между несколькими тысячами противников Шафика и неизвестными лицами в гражданской одежде.

Часть прессы тут же высказала недоумение по поводу плохой охраны штаб-квартиры Шафика, хотя необходимость усиленной защиты этого места была очевидной. «Этот налет и пожар ставят множество вопросов, и некоторые даже спрашивают, а не был ли он устроен для того, чтобы содействовать росту популярности Шафика», - писала, в частности, независимая газета «Аш-Шурук». По ее оценке, этот налет, по меньшей мере, окружен «ореолом таинственности».

В течение мая Египет предпринимал активные усилия по поиску путей выхода из финансового кризиса, в котором он оказался после отставки Мубарака в феврале 2011 г.

10 мая, неделю спустя после завершения недолгого дипломатического конфликта между Египтом и Саудовской Аравией, Каир и Эр-Рияд подписали соглашение о пакете мер по оказанию помощи египетской экономике. Этим документом предусматривалось, в частности, выделение 500 млн долларов в виде помощи египетской экономике. Эр-Рияд также обязался передать 1 млрд долларов Центральному банку Египта, валютные резервы которого за время после ухода Мубарака сократились с 36 до 15 млрд долларов.

В течение мая постоянное давление на правивший в Египте режим во главе с Высшим советом Вооруженных сил /ВСВС/ оказывали США. 2 мая Вашингтон высказал пожелание, чтобы Каир начал расследование в связи с гибелью ранее в тот же день 20 человек – главным образом участников прошедшей в столице Египта манифестации протеста против власти военных. На участников манифестации напали неизвестные лица, что привело к ожесточенным столкновениям и жертвам. Чтобы успокоить страсти, вспыхнувшие в связи с гибелью людей, ВСВС заявил о готовности отказаться от власти уже 24 мая в случае победы одного из кандидатов в первом туре, не дожидаясь конца июня, как это было предусмотрено ранее.

В течение мая непросто было и находившемуся у власти ВСВС в связи с постоянным ростом протестных антивоенных настроений в египетском обществе. В начале месяца после серии инцидентов со смертельными исходами они были вынуждены ввести комендантский час в квартале Аббасия, где находится министерство обороны, а также произвести многочисленные аресты среди активистов протестных движений.

В мае достаточно напряженной оставалась обстановка в районе египетско-ливийской границы. 10 мая египетские силы безопасности объявили о перехвате в районе приграничного с Ливией города Мерса-Матрух конвоя из трех автомашин с грузом оружия. В захваченном арсенале – 50 реактивных снарядов, миномет, 7 автоматов и большое количество боеприпасов. Ранее египетские спецслужбы уже выполнили несколько перехватов ливийского оружия. Считается, что основной его поток через Египет направляется в соседний с ним сектор Газа, который контролируется исламистским движением ХАМАС. Не исключается, что часть ливийского оружия целенаправленно направляется в Египет.

10 мая ВСВС произвел давно ожидавшиеся перестановки в правительстве. В его составе появились четыре новых министра при том, что имеющие большинство в парламенте «Братья-мусульмане» добивались кардинальных изменений, в том числе смены премьера. Изменения коснулись постов министров высшего образования, культуры, труда и иммиграции, по делам парламента. Занявшие эти должности Мохаммед Абдель Хамид ан-Нашар, Мохаммед Сабер Араб, Рефат Мохаммед Хасан и Амр Мохаммед Салем являются технократами либо университетскими преподавателями без какой-либо партийной принадлежности.

Как представляется, главное сейчас для египетских властей – не допустить насилия в ходе и после второго тура президентских выборов, в котором сойдутся выступающий за исламизацию египетского общества консерватор-исламист и сторонник «твердой руки» бывший военный, занимавший видные посты при Мубараке. Оба они немедленно бросились на «охоту» за новыми голосами, клянясь в верности идеалам «революции» 2011 года и обещая править в случае избрания в интересах всех египтян.

Начало