Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О текущей ситации в Йемене

П.П.Рябов

Если верить последним сводкам новостей из Йемена, то отряды «Аль-Каиды» фактически взяли под свой контроль половину южных провинций страны. Особенно ожесточенные бои идут в Абъяне, происходят теракты с использованием смертников в Хадрамауте и Адене. Американцы активизировали налеты и воздушно-ракетные удары по исламистам с помощью своих БПЛА. При этом стороны несут потери, однако никаких видимых результатов «нейтрализации радикалов» пока не наблюдается. Отметим, что в СМИ часто смешивают наступление исламистов на юге с недавним захватом города Рада, что является не совсем точным. В последнем случае мы имели дело с ярко выраженной провокацией йеменских силовиков из службы «Амн Сияси» накануне инаугурации нового президента страны А.М.Хади. Она имела чисто демонстративный характер, и ее непосредственный исполнитель был впоследствии нейтрализован родным братом явно по «заказу» из Саны, дабы не дать этой теме получить широкую общественную огласку.

В случае с югом страны вопрос стоит несколько иначе. Абъян уже на протяжении длительного срока фактически находится под властью исламистов, лидером которых является родственник бывшего президента Салеха и ветеран Афганистана Т.аль-Фадли. Он родом из семьи эмиров Абъяна и имеет безусловное приоритетное влияние на процессы, которые происходят в этой провинции. Всплеск активности радикалов произошел после того, как новый президент Хади сместил командующего южным военным округом, а тот из «самых лучших побуждений» фактически отдал приказ о передаче местным исламистам крупных складов с вооружением. Оставшись без единого командования войска, расквартированные в южных провинциях, частью просто ретировались с места событий, а частью стали воевать «на свой страх и риск» с радикалами. Естественно эти события вновь позволили бывшим властям еще раз очень жестко «указать» американцам на то, что менять руководство войск спецназначения и Республиканской гвардии нельзя. Напомним, что их возглавляют племянники Салеха. И Вашингтон этот сигнал «услышал», поскольку американский посол в Сане как мантру повторяет тезис о том, что «смена ключевых фигур в йеменских силовых структурах недопустима». При этом вопрос о реформировании йеменской армии и силовых структур является краеугольной темой для будущего государственного устройства страны. Так что эпизоды подобные нынешнему будут возникать всякий раз, как только новые власти решать кого-нибудь «уволить».

На этой неделе лидеры оппозиционного блока в лице социалистов и ислаховцев встречались в ФРГ с тамошним представителем хаусистов Яхьей Хауси и бывшим южнойеменским премьером Аттасом. Речь шла о серьезных вещах. Стороны обсуждали конфигурацию будущего государственного устройства страны. То есть, если быть предельно конкретными, то в ходе консультаций необходимо было определить формат будущей конфедерации. Судя по всему, такого сценария избежать не удасться: и юг, и север (зона контроля хауси) получат очень широкую автономию. В противном случае наиболее вероятным сценарием станет перманентная гражданская война. Стороны о чем-то договорились, и в начале апреля с.г. на конференции «национального диалога» это должно приобрести официальный характер. Речь идет о конфедерации с переходом на парламентскую республику. С этой целью планируется изменить систему голосования и перейти на схему «партийных списков». Вашингтон, похоже, видит в такой схеме единственный путь, чтобы избежать распада страны, и настойчиво ее лоббируют. В том числе и во время консультаций с представителями южнойеменских «харакат», которые сейчас активизировались. Необходимо также учитывать и тот момент, что во всех этих консультациях не принимал участие бывший южнойеменский лидер Салем аль-Бейт, который выступает за отделение Южного Йемена. Его спонсирует Тегеран, и в начале апреля можно будет убедиться в том, насколько его влияние значимо на юге страны. По крайней мере, прошедшие выборы (а вернее их фактический срыв или бойкот) показали, что С аль-Бейт по-прежнему авторитетен среди значительной части населения.

Еще одним важным изменением обстановки в Йемене стало образование новой политической партии. Она пока не получила какого-либо определенного названия и временно называется «Новый Конгресс». Важно то, что она объединяет йеменских салафитов. Эта тенденция раскола радикального ислама условно на «фундаменталистов» (которых обычно олицетворяют «Братья-мусульмане») и салафитов уже становится общим местом для всех мусульманских стран. Йемен здесь не исключение: традиционным радикалам в лице того же Фадли и Зиндани противостоят выпускники в основном саудовских религиозных университетов. Но один отличительный момент здесь все-таки есть. В «йеменском варианте» салафитов, похоже, спонсируют катарцы, между тем как в Египте это делают саудовцы. И здесь вопрос в попытке Дохи создать некий противовес саудовскому влиянию в стране.

Начало