Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Ливии: июнь 2012 г.

В.В.Куделев

По мере приближения назначенных на 7 июля выборов в Учредительную ассамблею – первых в Ливии за боле чем 40 лет – все более напряженной становилась обстановка в стране. Свою лепту в рост напряженности вносили действия исламистов, никем неконтролируемых бригад бывших «повстанцев», сторонников прежнего режима, а также межплеменные конфликты.

Совершенные в конце мая – начале июня нападения на одну из миссий американского посольства, два помещения Международного Комитета Красного Креста и автоколонну ООН в Бенгази породили опасения, что в Ливии все больше набирают силу радикальные исламисты, в том числе приверженцы «Аль-Каиды». В частности, ответственность за атаку на миссию американского посольства взяла на себя одна из исламистских бригад. По некоторым данным, эта бригада выбрала для себя название «Группа имени узника Омара Абдель Рахмана» /духовный лидер египетских исламистов, отбывающий пожизненный срок в США – авт./. Понятно, что ливийские власти опровергли информацию о названии бригады, которое само по себе указывает на ее связь с «Аль-Каидой». Примечательно, что эта атака была выполнена 5 июня, на следующий день после гибели занимавшего второе место в иерархии «Аль-Каиды» ливийца Абу Яхьи аль-Либи, который считался главным идеологом террористической организации.

Кстати, в коммюнике этой группы в качестве одного из мотивов ее действий были названы «полеты американских беспилотных летательных аппаратов в небе над Ливией».

Как считает директор по науке французского Института стратегических и международных отношений /Iris/ Карим Битар, «рост числа инцидентов за последние два месяца заставляет предположить, что речь идет не об изолированных актах, а о росте влияния «Аль-Каиды», которая использует слабость центральных властей и, как представляется, имеет сильные позиции на западе и востоке страны». «Этот феномен очень тревожный, причем не только для Ливии, но и для всего арабского мира, поскольку лидеры «Аль-Каиды» в Ливии действуют по логике «международного джихадизма», и они не колеблясь отправят боевиков в Сирию или другие страны», - полагает он.

Понятно, что официальный представитель Переходного национального совета /ПНС/ Мохаммед аль-Харизи постарался минимизировать значение этих атак. Он утверждал, что нет никаких доказательств активности «Аль-Каиды» в Ливии, хотя при этом признал существование «отдельных лиц, симпатизирующих» этой организации.

Еще одна угроза для ливийских властей исходит от бригад бывших «повстанцев». Это в очередной раз наглядно подтвердилось в начале июня, когда одна из них – бригада «Аль-Авфия» из г.Тархуна (этот город находится в 60 км к юго-востоку от Триполи) - на некоторое время захватила международный аэропорт Триполи, нарушив воздушное сообщение со столицей Ливии. Для захвата аэропорта бывшие «повстанцы» использовали не только традиционные пикапы, но и танки.

В ответ власти первым делом отбили аэропорт, а затем усилили меры безопасности в столице страны, однако очевидно, что этих мер могло быть недостаточно, когда каждая из бригад была готова к вооруженному выступлению с тем, чтобы заставить власти услышать их предвыборные требования. Этот инцидент случился в момент, когда новый ливийский режим всеми силами пытался убедить население и мировое общественное мнение в том, что он способен обеспечить безопасность в стране.

Множество вопросов как в самой Ливии, так и вне ее вызвала состоявшаяся еще 27 мая в Каире встреча между эмиссаром ПНС и бывшими высокопоставленными чиновниками прежнего режима. О ней стало известно только 4 июня. Новый власти представлял религиозный деятель Али Саллаби, утверждавший, что он действовал по поручению ПНС. Среди представителей прежнего режима был замечен, в частности, двоюродный брат Каддафи Ахмед Гаддаф Эддам. Как заявил позднее Саллаби, в ходе встречи обсуждались вопросы, связанные с «национальным примирением».

Считается, что тысячи сторонников и чиновников прежнего режима покинули Ливию в ходе гражданской войны и укрылись в Египте, Тунисе, Иордании и Марокко.

Встреча в Каире вызвала возмущение у ряда членов ПНС.

Уже 14 июня Верховный суд Ливии объявил «неконституционным» принятый ранее закон №37, предусматривавший уголовное наказание за прославление Муамара Каддафи, его режима и его близких.

Что касается сторонников Каддафи, то они также никуда не исчезли из Ливии. В начале июня МВД страны объявило о раскрытии планов сторонников прежнего режима сорвать выборы в Учредительную ассамблею. В этой связи оно предупредило о намерении мобилизовать 45 тысяч полицейских для обеспечения безопасности голосования.

Что касается межплеменных конфликтов, то в июне самые «горячие» точки находились на западе и юге страны.

10 июня в Триполи было объявлено о гибели по меньшей мере 23-х человек в результате боев в районе города Куфра между бойцами темнокожего племени тубу и формированиями бригады «Щит Ливии» (формировалась в Бенгази), связанной с ливийской армией. Полевой командир формирований тубу Иса Абдельмаджид после этих боев призвал ООН «оказать давление на ПНС с тем, чтобы была снята блокада района компактного проживания тубу» в Куфре.

Бои в районе Куфры продолжились и далее. 30 июня было объявлено о гибели еще 47 человек, больше половины из них – женщины и дети.

12 июня представитель правительства Ливии Насер аль-Манаа сообщил о гибели 14 человек в столкновениях, происшедших в горах Нефусса к юго-западу от Триполи между боевиками Зинтанской бригады и бойцами племени машашия. «Зинтанские», активно воевавшие против режима Каддафи, уже давно враждебно относились к машашия за то, что те поддержали прежний режим в ходе гражданской войны.

Еще одну конфликтную ситуацию создали 7 июня сами ливийские власти. Действуя в лучших традициях их непредсказуемого предшественника, они арестовали и поместили в предварительное заключение сроком на 45 суток четверых сотрудников Международного уголовного суда /МУС/ после того, как те встретились с узником Зинтанской бригады Сейф аль-Исламом Каддафи – сыном Муамара Каддафи. В тот же день представитель МУС в Ливии Ахмед аль-Джехани сообщил об аресте адвоката Сейф аль-Ислама – австралийки Мелинды Тейлор, входившей в состав делегации МУС. Ее обвинили в попытке передачи своему подопечному документов, которые «представляли опасность для безопасности Ливии».

Ливия и МУС оспаривают друг перед другом право на организацию судебного процесса над 39-летним Сейф аль-Исламом, арестованным 19 ноября 2011г. МУС обвиняет последнего в преступлениях против человечности, совершенных в ходе народного восстания в феврале 2011г., переросшего в гражданскую войну.

Председатель МУС потребовал от ливийских властей «немедленного освобождения всего арестованного персонала» суда. 12 июня эмиссары МУС встретились со своими коллегами, арестованными в Зинтане /170 км к юго-западу от Триполи/. Эмиссаров МУС сопровождали послы Австралии, Ливана, России и Испании.

По словам главаря Зинтанской бригады Аджми аль-Атири, тюрьма, которую охраняют его бойцы, «находится в ведении министерства обороны» Ливии.

Очередной инцидент с ракетным обстрелом имел место в Бенгази 11 июня. Там досталось кортежу британского посла в Ливии. В результате разрыва реактивного снаряда ранения получили двое охранников посла, оба - британцы.

4 июня военный трибунал Триполи приговорил 19 украинцев, 3 белорусов и одного россиянина к 10 годам тюрьмы каждого с выполнением каторжных работ. Еще один россиянин, представленный как руководитель этой группы, получил пожизненное заключение. Все они обвинялись в том, что якобы служили Каддафи в качестве наемников, готовя к боевому применению имевшиеся у Каддафи «мертвые» зенитно-ракетные комплексы /ЗРК/. Осужденные – все они в возрасте от 50 до 60 лет - в ходе начавшегося еще в апреле процесса отвергли предъявленные им обвинения, заявив, что работали в секторе нефтедобычи.

Со времени их ареста в конце августа 2011г. они содержались в штаб-квартире одной из бригад «повстанцев» в Триполи, и, похоже, они просто стали заложниками, за освобождение которых их тюремщики хотят «срубить» как можно больше.

Ливийские власти применили к ним понятие «наемники», поскольку они прибыли в Ливию по своей собственной инициативе.

В данной ситуации в роли «троянского коня» выступило посольство Украины в Ливии. Если посол Белоруссии в Ливии Анатолий Степус без устали твердил, что все 24 прибыли в Ливию, чтобы работать на ливийско-российскую нефтедобывающую компанию, его украинский коллега Николай Нагорный сразу после оглашения вердикта зачем-то заявил, что осужденные были вынуждены сотрудничать с режимом Каддафи «под угрозой расправы». По его версии событий, пусковые установки ЗРК «не выпустили ни одной ракеты», тем более что их ракет не были нацелены против Ливии, а против самолетов стран НАТО, а последние не подали ни одного иска».

По данным посольства Украины в Ливии, 24 осужденных прибыли в Ливию летом 2011г. в разгар войны, когда нефтедобыча в этой стране была сведена к нулю.

Эта статья готовилась к публикации в момент, когда уже состоялись выборы в Учредительную ассамблею. Сказать что-либо определенное об их итогах пока невозможно. Как и по итогам недавних президентских выборов в Египте, в Ливии победу оспаривают исламисты и их противники. При этом любой исход выборов чреват только одним – новой гражданской войной.

Начало