Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Современная экспортная стратегия Турции

И.И. Стародубцев

Турецкая экономика по итогам первого десятилетия двадцать первого века своими достижениями привлекла к себе большое внимание аналитиков, оптимистично настроенная часть которых, говоря об успехах страны, нередко оперирует превосходными степенями и эпитетами, вроде «турецкого экономического чуда».

Действительно, нельзя не признать, что успехи Турции, выраженные языком статистики через базовые макроэкономические показатели, особенно на фоне экономических «шатаний» в стране «образца» начала двадцатого века, весьма заметны.

Турецкая экономика в последние годы по объему ВВП устойчиво замыкает первую двадцатку мировых лидеров, поднимаясь в «пиковые годы» по отдельным оценкам до пятнадцатого места. Так, в 2010 году, по ВВП, составившему согласно данным Международного валютного фонда[i] 735,5 млрд долл., Турция заняла восемнадцатую строчку в мире. По предварительным оценкам той же организации, в 2011 г. Турция с 763,1 млрд долл. займёт девятнадцатое место. Для сравнения: ВВП тройки лидеров, США, Китая и Японии по итогам 2011 г. ожидаются на уровне 15,1 трлн, 7,0 трлн и 5,9 трлн долларов. ВВП России (одиннадцатое место) согласно прогнозам составит около 1,9 трлн долларов.[ii]

Собственно, высокое положение в мире, занимаемое Турцией по объёму ВВП, вкупе с высокими темпами роста экономики, превышающими таковые не только для развитых, но и для большинства развивающихся стран, на фоне увеличения душевого ВВП, экспорта, снижения инфляции до однозначных значений и роста занятости, в целом, создавая в обществе атмосферу положительных ожиданий, служат опорой для планов руководства страны на перспективу.

Скептики, в свою очередь, указывают на проблему внешнего долга  и бюджетного дефицита Турции, растущий дефицит внешней торговли, рост импорта энергоносителей, ослабление национальной валюты, а также достаточно на «оптимистичные» подходы к определению официально озвучиваемых уровней инфляции и занятости.

Тем не менее, руководство страны, подчёркивая успешное преодоление последствий мирового финансового кризиса 2008 г., настроено не только оптимистично, но и весьма амбициозно, декларируя различные планы к предстоящему в 2023 году столетнему юбилею Турецкой Республики. В центре этих планов, объединенных под «шапкой» проекта «Видение – 2023» - вхождение Турции в десятку крупнейших экономик мира по объёму ВВП, который к указанному сроку, по замыслу идеологов проекта, должен превысить отметку в 2 трлн долларов. Именно эта задача, служит главной отправной точкой для подготовки различных отраслевых планов и, в целом, линией горизонта для турецкого общества.

Не вызывает сомнения, что одну из центральных ролей в планах руководства Турции играет развитие внешнеторгового «сектора» экономики и наращивание поставок за рубеж турецких продукции и услуг. Значимость экспорта для Турции понятна: экспорт, наряду с растущим внутренним спросом является одним из двигателей экономического роста Турции.

Можно утверждать, что начиная с восьмидесятых годов прошлого века, когда Турция приступила к проведению либеральных рыночных реформ и к реализации политики «открытости вовне», и к настоящему времени, Турции удалось трансформировать свою экономику и придать ей выраженный экспортно-ориентированный характер.

Турецкий экспорт демонстрирует завидные темпы роста: в период с 2000 по 2010 год экспорт страны вырос с 27,8 до 113,9 млрд долл., т.е. более чем в четыре раза. Пик экспорта был достигнут в кризисном 2008 г., когда его объём достиг рекордной величины в 132,0 млрд долл.. По данным отчёта Всемирной торговой организации за 2011 г. доля Турции в мировом экспорте составляет около 0,7%[iii], занимая по этому показателю тридцать третье место в мире. Тройка лидеров выглядит следующим образом: Китай – 10,4%, США – 8,4%, Германия – 8,3%[iv].

Немаловажно отметить, что в турецком товарном выпуске постепенно растёт доля продукции среднего «уровня технологичности», постепенно замещая собой товары с низкой добавленной стоимостью. Среди отраслей, обеспечивающих наибольший вклад в турецкие поставки за рубеж, следует выделить такие как: автопром, сельское хозяйство, легкую, химическую и металлургическую промышленность.

Итоги 2011 г. отмечены установлением Турцией нового рекорда  по объёму экспорта, который по предварительным оценкам продемонстрировал рост по сравнению с 2010 г. в 18,2% и составил 134,6 млрд долл. США, тем самым превысив планку 2008 г..

Заметные успехи турецких экспортёров знаменуют собой новый этап. От формирования экспортно-ориентированного характера экономики Турция перешла к переосмыслению своего текущего положения и определению перспектив на будущее. Результатом явилась подготовка и публикация в 2011 г. под патронажем влиятельной турецкой организации – Меджлиса турецких экспортеров[v] – Экспортной стратегии Турции на период до 2023 г.[vi]

Отправной точкой для Экспортной стратегии, в подготовке которой участвовали представители министерств, ведомств, компаний частного сектора и неправительственных организаций, послужила заявленная руководством страны «планка» - цель по наращиванию к 2023 году экспорта до отметки в 500 млрд долларов.

Презентация Экспортной стратегии состоялась в апреле 2011 г. в стамбульском дворце Долмабахче в присутствии ряда официальных лиц, возглавляемых премьер-министром Турции Р.Т. Эрдоганом. Последний, в частности, отметил следующее: «...Мы должны знать, что цель по увеличению к 2023 году экспорта до 500 млрд долларов – не мечта, мы должны в это верить. То, что это – достижимая цель становится яснее, если сравнивать её с успехами, которые мы продемонстрировали в течение последних восьми лет...»[vii].

Переходя непосредственно к рассмотрению документа, прежде всего, можно отметить, что его объём– достаточно солиден, порядка трёхсот страниц. Итак, предельно кратко рассмотрим некоторые основные положения этого весьма объёмного документа.

Цель:

Как было неоднократно сказано выше, основной целью, которая ставится перед турецкими экспортёрами руководством страны является увеличение объёма турецкого экспорта к 2023 году до отметки в 500 млрд долл., как залог реализации амбициозных планов Турции по вхождению в десятку крупнейших мировых экономик по объёму ВВП к столетнему юбилею Турецкой Республики.

Задачи:

В рамках поставленной цели предполагается увеличение товарного выпуска турецкой продукции, повышение её качества, технологичности и конкурентоспособности на мировом рынке, брендинг, т.е. создание собственных признанных марок, наращивание и диверсификация экспортных поставок, с акцентом на рынки стран, определённые в качестве приоритетных. Среди них как страны, где позиции турецких поставщиков можно считать сложившимися, так растущие рынки, на которых присутствие турок незначительно.

Горизонт планирования и основные этапы реализации проекта:

Реализация проекта рассчитана на период до 2023 года. При этом в нём выделено два основных этапа: в период с 2009 по 2013 г. – макропланирование, на втором этапе, до 2023 г., предусматривается «переход» от макропланирования на отраслевой уровень.

Ответственные за реализацию проекта:

Ожидается широкое вовлечение в проект турецких министерств, ведомств, бизнес-сообщества, разумеется, при лидирующей роли государства, в частности, Министерства, курирующего внешнюю торговлю.

Исходные данные, принятые допущения (тренды и прогнозы):

В основу исследования положены прогнозы в отношении развития мировой экономики, мировой торговли, международных рынков и состояния отраслей на период до 2023 года. В частности, отмечено смещение центров роста в сторону развивающихся стран. Из девяти сценариев развития мировых рынков, Ведомством внешней торговли был выбран один, при котором прогнозируемый рост мировой экономики в целом в период до 2023 г. колеблется в диапазоне 3,0 – 3,5%. Коридор роста экономик развитых стран для того же периода - 2,0 – 2,3%, для развивающихся – 5,0 – 5,8%.

Также предпринята попытка учесть последствия и предсказать дальнейшее развитие ситуации с учётом мирового финансового кризиса 2008 г.

Как следует из Стратегии, наращивание объёма экспорта до 500 млрд долл. достижимо при ежегодных темпах роста на уровне 12,2%. При этом согласно принятым допущениям доля Турции в мировой торговле составит 1,46%.

Целевые показатели и критерии успеха, стратегические цели и задачи на макроуровне:

Экспортная стратегия содержит основные внешнеторговые показатели Турции и их значения, которые планируется достигать по завершению каждой пятилетки в 2013, 2018 и 2023 г.

Восемнадцать стратегических целей и относящиеся к ним семьдесят два индикатора разбиты на четыре группы, включая: показатели экспорта, экспортёры, процессы (положение Турции, технологическое развитие и инфраструктура, законодательные меры), ключевые компетенции. При этом для каждой из упомянутых стратегических целей определена группа индикаторов (всего 72) и количественно определены «пороги» успеха.

Целевые показатели и критерии успеха, стратегические цели и задачи на отраслевом уровне:

В этой части исследования предполагалось дать ответы на вопросы: какие показатели экспорта необходимо в рамках общей цели достичь по каждой из отраслей, какие рынки являются для каждой из них целевыми и каковы соответствующие критические факторы успеха? В итоге для каждого из секторов были определены стратегические задачи и критерии оценки успеха и, как уже было сказано выше, подготовлен соответствующий отраслевой отчёт объёмом 150-200 страниц.

Если мы обратимся к тем странам, которые лидируют в перечне турецких приоритетов, прежде всего, стоит отметить, что безусловным лидером является Россия, получившая двадцать четыре из двадцати четырёх возможных «баллов», т.е. российский рынок является важным направлением экспорта турецкой продукции всех отраслей промышленности. За Россией следуют США (22 сектора), Германия (17), Ирак (17), Китай (16), Великобритания (16) и т.д.

Результатом проделанного анализа на отраслевом уровне стала заявка не на 500 млрд долл., как было обозначено на макроуровне, но даже несколько выше этого порога. Согласно сделанной экспертной оценке экспорт может к 2023 году составить порядка 545 млрд долларов.

Новые сектора промышленности, как статьи турецкого экспорта:

 Авторы Стратегии вводят в свои экспортные планы т.н. «новые» сектора. О чём идёт речь? Дело в том, что параллельно наращиванию производства в отраслях, которые можно считать сложившимися с Турции (скажем, химическая, автомобильная и металлургическая промышленность) и расширению их рынков сбыта, ставится задача по увеличению доли в общем производстве и экспорте продукции с высокой добавленной стоимостью. Отрасли, которые должны обеспечивать их производство, были объединены под заголовком «Новые сектора». К ним относятся: космос и авиация, оборонная промышленность, компьютерные технологии и связь, приборы, медицинское оборудование и комплектующие, возобновляемая энергетика, технологии, сберегающие окружающую среду, технологии материалов. Этот раздел – наименее подробно освещен в Экспортной стратегии. В нём лишь отмечается, что объём соответствующего мирового рынка к 2023 году может достичь 1500 млрд долл. и обозначается намерение турок обеспечить себе долю порядка 1%.

Подводя итоги предельно сжатого рассмотрения Экспортной стратегии, необходимо перечислить дальнейшие необходимые шаги, предложенные в ходе презентации руководителем Меджлиса турецких экспортёров М. Бюйюкэкши для перехода к её практической реализации[viii]:

·               придание Экспортной стратегии статуса национальной политики,

·               внесение стратегических целей по экспорту в пятилетние планы государственных организаций,

·               внесение Экспортной стратегии в повестку дня Высшего совета по планированию[ix],

·               для обеспечения роли и ответственности министерств и ведомств, которые будут вовлечены в реализацию Экспортной стратегии, формирование команд проекта и открытие офисов с соответствующими функциями.

При ознакомлении с документом и отмечая его крайнюю амбициозность неизбежно возникает целый ряд вопросов, которые можно условно разделить на относящиеся к внутренней ситуации и внешнему «фону».

Касаясь первого, стоит задаться вопросом насколько вообще готова турецкая экономика к выходу на новые рубежи – к вхождению, в частности, уже в ближайшие годы в десятку первых мировых экономик и четырёхкратному наращиванию экспорта в ближайшее десятилетие? Да, достигнутые успехи впечатляют и конкурентные преимущества Турции хорошо известны, однако вместе с тем копится и груз проблем, нуждающихся в своем разрешении. Применительно к рассматриваемому вопросу главными из них можно считать бюджетный дефицит, нехватку собственных ресурсов для крупных инвестиций и, соответственно, потребность в поступлениях извне, устойчиво отрицательное сальдо внешней торговли, которое согласно прогнозам в абсолютном выражении не только не сократится, но и вырастет, наличие в статьях турецкого импорта неизбежной категории энергоносителей, потребление которых будет наращиваться пропорционально росту Турции, падение курса национальной валюты (и, в целом, возросшие курсовые риски), которое не только работает на экспортёров, но и серьёзно бьёт по импортёрам не только конечной, но и промежуточной, используемой в последующем производственном цикле, продукции, недостаточные на среднемировом фоне отчисления на НИОКР и пробелы в научной школе и т.д.[x] Привлекли к себе внимание последние оценки рейтингового агентства Moody’s, указывающего на зависимость Турции от мировой торговли и притока иностранных инвестиций, негативное влияние высоких цен на энергоносители на внешнюю торговлю и бюджетный дефицит, растущие трудности с возвратом кредитов в зарубежной валюте на фоне снижения курса турецкой лиры и т.д.[xi]

Говоря о внешнем «факторе», как минимум можно задаться следующими вопросами. Как отразится на турецких планах негативная ситуация в мировой экономике, в которой последствия мирового финансового кризиса далеко не преодолены? Как отразятся на них события «арабской весны» и череда смен режимов на Ближнем Востоке? Более того, к чему может привести эскалация внутриполитического противостояния в Сирии и кризиса вокруг иранской ядерной программы? В какой мере Турции удастся избежать «перегрева» своей внешней политики (которая, к слову сказать, достаточно далеко за два с половиной года руководства министра иностранных дел Ахмета Давутоглу ушла от идеалистической концепции «ноль проблем с соседями») и играя, безусловно, одну из центральных ролей во взрывоопасных процессах, происходящих в регионе Ближний Восток – Северная Африка, сыграть в них стабилизирующую роль и извлечь для себя политические и экономические дивиденды? В какой мере удастся не только нарастить, но и восстановить, в условиях жёсткой конкуренции с другими международными игроками, свои позиции при новых элитах, приходящих во власть в регионе, скажем в Ливии, где объём замороженных турецких контрактов составил по разным сведениям порядка 15-18 млрд долл. США[xii]. Не сыграет ли против планов экономической экспансии Турции её активная внешнеполитическая позиция, где ей всё труднее становится сохранять нейтралитет, а по ряду вопросов его можно считать утраченным (скажем, применительно к палестино-израильскому противостоянию и внутриполитической ситуации в Сирии)?

Турки весьма серьёзно озабочены этими вопросами и поиском решений, которые бы позволили где не удается использовать на пользу себе политический фактор, отделить политику от экономики. К примеру, это достаточно ярко проявляется по Сирии, в отношении которой турки с одной стороны придерживаются антиасадовских позиций и поддерживают оппозицию, но с другой - стремятся удержать экономическую компоненту «на плаву». Это преподносится в том плане, что турецкий импорт для Сирии очень важен, при этом, как заявляется в случае отказа от поставок сирийской продукции в Турцию, последняя не пострадает. Также руководством Меджлиса турецких экспортёров отмечается постепенное возвращение на прежний уровень внешнеторговых связей со странами Северной Африки после спада, вызванного сменами режимов. Эти обстоятельства принимаются к сведению турецкой стороной при планировании на будущее, давая ей повод рассчитывать на то же в отношении Сирии, т.е. по их мнению если спад и произойдет, то он будет краткосрочным и завершится вскоре после нормализации ситуации в стране[xiii].

Во втором десятилетии двадцать первого века, наряду со многими другими странами, Турция входит в полосу турбулентности и прохождения испытаний «на прочность и гибкость». Думается, что дальнейшие процессы будут определяться как накопленным экономическим фундаментом, так и способностью турецкого руководства и экспортёров действовать в кризисных условиях, вовремя внося корректировки в те или иные положения своих программ и стратегий. Однако, в том, что Турция продолжит занимать активно-наступательную позицию, исходя из практики последних лет, сомневаться не приходится.

Представляется, что на фоне ряда остальных стран, в частности, в регионе, для многих представителей турецкого бизнеса Россия выглядит «оплотом» стабильности и привлекательным вариантом, который может нивелировать негативные тенденции на других направлениях[xiv]. Неслучайны призывы турецких руководителей «не рассматривать Москву как Россию», т.е. активнее идти в российские регионы. Не говоря уже о том энтузиазме со стороны турецкого бизнес-сообщества, с которым было встречено решение о присоединении России к Всемирной Торговой Организации, принятое в декабре 2011 года, как один из весомых вкладов в поставленную руководством двух стран задачу по увеличению двустороннего товарооборота до 100 млрд долл. к 2014 году[xv]. Для сравнения российско-турецкий товарооборот составил в 2010 году 26,28 млрд долл. и за одиннадцать месяцев (с января по ноябрь) 2011 г. – 26,89 млрд долларов.[xvi]

Совершенно очевидно, что такой ярко выраженный «задор» турецких экспортёров на расширение своей деятельности в России и ожидаемый даже ещё больший перенос акцентов Турции в сторону России, дает возможность российской стороне, разумеется, при условии чёткого определения своих приоритетов, извлечь из широкомасштабного торгово-экономического сотрудничества с Турцией адекватные дивиденды.



[i]         По данным на конец сентября 2011 г.

[ii]         По данным сайта http://www.imf.org/external/index.htm

[iii]        Эта цифра несколько расходится с турецкими данными, согласно которым доля Турции – 0,83%.

[iv]        G. Kore dünya ihracatında 29 basamak atladı, 7.oldu. Dünya Gazetesi. 30 Kasım 2011.

[v]         Türkiye İhracatçılar Meclisi

[vi]        В дальнейшем по тексту статьи документ будет именоваться именно так, хотя строго говоря он называется «Переход к реализации экспортной стратегии Турция - 2023 и управление эффективностью».

[vii]        51 milyon dolardan 500 milyar dolara… İhracat. Dünya Gazetesi. 5 Nisan 2011.

[viii]        http://www.tim.org.tr/tr/tim-gundem-tim-hedef-2023-500-milyar-dolar-ihracat-stratejisini-basbakana-sunuyor.html

[ix]        Yüksek Planlama Kurulu

[x]         При этом согласно Экспортной стратегии Турции отношение объёма экспорта к импорту должно увеличиться с 72,5% в 2009 до 80% в 2023 г.

[xi]        Türk şirketlerinin falı kötü çıktı. Cumhuriyet Gazetesi. 12 Ocak 2012.

[xii]        Ankara’s influence gains sway. The Middle East. November 2011. Issue 427.

[xiii]        Suriye’ye yaptırım 5 milyar dolara koşan ticareti frenleyecek. Hürriyet Gazetesi. 29 Kasım 2011.

[xiv]        Хотя и у этой точки зрения есть оппоненты, указывающие на неблагоприятную экономическую ситуацию в России, также переживающие последствия глобального экономического кризиса, российскую зависимость от экспорта энергоносителей, значительные объёмы оттока капитала в последние годы.

[xv]        DTÖ üyesi Rusya ile 5 yılda 100 milyara. Dünya Gazetesi. 28 Kasım 2011.

[xvi]        По данным Государственного комитета по статистике http://www.tuik.gov.tr/VeriBilgi.do?tb_id=12&ust_id=4

Начало