Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Подоплека обострения ситуации в Йемене

П.П.Рябов

В Йемене продолжаются бои между отрядами правительственных войск и исламистами из вновь возникшей группировки «Ансар аль-Шариа» («Сторонники шариата»). Как мы и предполагали, за организацией этой группы стоит вовсе не «Ислах», в отношении которого «грешили» ряд экспертов, а неофициальный эмир Абъяна Тауфик аль-Фадли. 16 апреля во время боев был захвачен один из его сыновей, что более чем убедительно свидетельствует об этом. Как мы уже говорили, Т.аль-Фадли - человек с интересной биографией, «афганец», и по совместительству родственник семьи бывшего президента А.А.Салеха. Особенно он близок со сводным братом А.А.Салеха Мохсеном аль-Ахмаром: они женаты на родных сестрах. С учетом ссоры последнего с Салехом, Т.аль-Фадли долгое время сохранял видимый нейтралитет в противодействии бывшего йеменского лидера и оппозиции, отказываясь подчиняться требованиям Салеха о разгоне митингующих. При этом он потихоньку «подбирал» власть, тем более что Салех начал политику по «бесхозному» оставлению складов с вооружениями и боеприпасами, которые автоматически захватывались в том же Абъяне его сторонниками. Последующая отставка командующего южным военным округом в рамках армейской реформы эту ситуацию лишь усугубила.

После возникновения новой группы «Сторонники шариата» многие обозреватели полагали, что за этим стоят саудовцы. Логика здесь была следующая: с учетом того, что юг страны (а вернее – бывшие южнойеменские руководители, и, прежде всего – С.аль-Бейд) начал все более плотно попадать в орбиту иранского влияния, Эр-Рияд предпринял испытанный способ и создал некий противовес в лице «Сторонников шариата». На это указывало ряд моментов. Прежде всего, смена бренда и отход от пугающего Запад названия «Аль-Каида». Кроме того, такое положение дел укладывается в общий тренд саудовского руководства по созданию своего лобби в лице салафитских групп в арабских странах, переживающих «арабскую весну». В частности, в том же Тунисе при активной поддержке созданы «Ансар аль-Шариа» («Сторонники шариата», что видимо становится универсальным названием такого рода группировок) и «Харакат аль-Джихад» («Движение джихада»). Первая насчитывает около 5 тыс. активных членов, вторая 3.5 тыс. Примерно такая же численность у их йеменских единомышленников, которые сейчас воюют в Абъяне.

Однако в случае с Йеменом ситуация не такая однозначная. Тарик аль-Фадли начал стимулировать активное противостояние с нынешней властью в период реформы армии и готовящихся указов президента А.Хади об отставке ряда высокопоставленных военных руководителей из семьи Салеха. В настоящее время идет «борьба нервов» по поводу сына бывшего президента Мухаммеда Салеха, который до недавнего времени возглавлял ВВС. Нынешний руководитель страны Хади предъявил ему в прошедшее воскресенье ультиматум «об отставке в течение 48 часов». В противном случае его ожидает трибунал. После такого требования М.Салех срочно выехал в родную деревню, что по йеменской традиции гарантирует ему фактическую неприкосновенность. По крайней мере «де-факто». Оттуда через день на прежнее место службы его насильно вернул его отец и брат Ахмед Салех, который возглавляет до сих пор силы спецназначения. Теперь Хади должен сдержать свое обещание. И в этом состоит главная интрига. Экс-президент Салех продолжает свою политику саботажа становления новых институтов власти в стране. Сейчас борьба идет за силовые структуры и армию, что для Йемена является наиважнейшим вопросом. Недаром требование о реформе армии было основным и солидарным со стороны оппозиции. Клан Салеха в этой связи отчетливо понимает, что после этого наступит пора активной фазы передела в экономической сфере, а официальный судебный иммунитет имеет только А.А.Салех. Это было условием «инициативы стран ССАГПЗ» о мирной передачи им власти. Попытки же Салеха расширить список «неприкасаемых» до 120, дабы включить в него фактически всех своих родственников и приближенных, были благополучно провалены.

Более того, ситуация в Абъяне напрямую связана и с планами А.Хади по смене Мохсена аль-Ахмара (напомним: родственника Т.аль-Фадли и сводного брата бывшего президента) и Ахмеда Салеха. Указ на эту тему якобы уже подготовлен. В этой связи ситуация с бывшим главкомом ВВС тормозит его подписание. Как и бои в Абъяне. Участие в их организации М.аль-Ахмара и Т.аль-Фадли объясняет, кстати, и расширяющуюся географию столкновений, поскольку М.аль-Ахмар является командующим северным округом. Ему уже был предложен пост посла в Саудовской Аравии, от чего он отказался. Для фигуры такого масштаба это «мелко». При этом у него в подчинении находятся значительные армейские силы, которые он финансирует из собственного кармана. Ссора со сводным братом сейчас большого значения не имеет, поскольку речь идет «о чести и интересах семьи».

Пойдет ли он и его племянник Ахмед Салех на открытое военное противостояние с нынешними властями, сейчас предсказать сложно. Некоторые эксперты всерьез заговорили о реальной возможности возникновения гражданской войны.

В любом случае очень многое будет зависеть от действий нынешнего президента страны А.Хади по выполнению ультиматума бывшему главкому ВВС. Это будет своеобразным прецедентом, который в случае его успешной реализации, сможет окончательно минимизировать влияние семьи бывшего лидера страны и его самого на ситуацию в стране.

Начало