Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Мусульманское сообщество Великобритании как скрытая угроза безопасности страны

Ф.О. Плещунов

Соединённое Королевство продолжает праздновать бриллиантовый юбилей восшествия на престол королевы Елизаветы II. Кроме того, приближается открытие Олимпийских игр в Лондоне, запланированное на 27 июля 2012 г. В этих условиях британские службы безопасности и органы охраны правопорядка усиливают бдительность, стремясь не допустить каких бы то ни было инцидентов, могущих повлиять на обстановку в стране во время празднований и проведения игр. Вполне естественно, что в эти дни самое пристальное внимание обращено на мусульман Соединённого Королевства, как на сообщество, несущее потенциальную скрытую угрозу безопасности страны в столь ответственный для неё момент, как проведение Олимпийских соревнований. Достаточно вспомнить о терактах, совершённых исламистами в Лондоне 7 июля 2005 г., когда Великобритания узнала, что примет игры года 2012-го, чтобы понять, что речь идёт вовсе не о надуманном беспокойстве.

Конечно, риторика, выдержанная в подобном тоне, может быть сочтена проявлением исламофобии. Однако к таковой не имеет никакого отношения, поскольку, во-первых, никаким образом не критикует ислам как религиозное учение, а, во-вторых, лишь вынужденно констатирует ряд очевидных вещей, которые, к сожалению британского социума, да и к негативному эффекту для самих мусульман страны, с течением времени не только не меняются, но демонстрируют устойчивую тенденцию к усугублению. Весьма показательной в этом отношении стала история с мечетью Масджид-аль-Таухид (Masjid-al-Tawhid) района Лейтон (Leyton), расположенной неподалёку от лондонского Олимпийского парка, и реакция на неё со стороны мусульманского сообщества страны. В начале июня практически все крупные британские СМИ сообщили о том, что эта мечеть подозревается властями в связях с терроризмом.

Благотворительная комиссия (The Charity Commission), курирующая деятельность мечети, начала расследование в отношении Масджид-аль-Таухид, опасаясь, что мечеть может продвигать экстремистскую идеологию исламистов. Расследование связано с деятельностью Хаитама аль-Хаддада (Haitham al-Haddad), выступавшего в мечети с проповедями в период с 2004 по 2010 гг. В частности, именно его своим духовным вдохновителем называл нигерийский активист «Аль-Каиды» Умар Фарук Абдулмуталлаб (Umar Farouk Abdulmutallab), пытавшийся в декабре 2009 г. взорвать самолёт, следовавший рейсом Амстердам-Детройт. Тогда, пронёсший компоненты взрывного устройства на борт в своём нижнем белье, террорист не смог собрать бомбу, но получил серьёзный ожог паховой области, став таким образом ещё одним живым примером того, что «Аль-Каида» и подобные группы вдохновляют ступить на путь террора в основном людей с крайне низким уровнем развития интеллекта.

Кроме того, известно, что мечеть в Лейтоне, в последние годы взявшая негласный курс на пропаганду учения салафитов, в прошлом предоставляла площадку для популяризации своих взглядов многим радикальным клерикам из той же «Аль-Каиды», в том числе Абу Катада и Анвару аль-Авлаки. Так, Катада, долгое время известный в Европе как «правая рука Усамы бен Ладена», а сегодня борющийся против экстрадиции в Иорданию, где ему предъявят обвинения в терроризме, в 1998 г. провёл в мечети обучающий семинар. Что касается убитого в прошлом году в Йемене Анвара аль-Авлаки, то он несколько раз выступал в Масджид-аль-Таухид в 2003 г.

В британскую прессу просочился текст так называемого «уставного запроса», который в мечеть направила Благотворительная комиссия. Выдержки из него опубликовала газета «Ивнинг Стэндард» 8 июня 2012 г. «Следствие рассмотрит, были ли попечительским советом допущены к выступлениям в мечети лица, имеющие потенциальные связи с террористическими организациями, использовавшие благотворительность для пропаганды/выражения экстремистских взглядов и идеологий», - в частности, говорится в письме.

Примечательно, что Масджид-аль-Таухид вполне можно рассматривать в качестве примера негативной тенденции, с каждым годом только набирающей обороты в Соединённом Королевстве, когда сомнительные клерики, зачастую имеющие связи с исламскими экстремистами или сектантами, постепенно выдавливают из мечетей уважаемых имамов, представляющих настоящий ислам. Так, после 25 лет служения в мечети, ранее в этом году её был вынужден покинуть бывший имам доктор Усама Хасан, поскольку постоянно получал угрозы расправы за то, что проповедовал конгрегации о правах женщин и о том, что эволюция не противоречит исламу. Среди прочего, в рамках организованной салафитами кампании против планов доктора Хасана позволить женщинам выступать перед представителями обоих полов в мечети распространялись анонимные листовки с призывами казнить имама.

Сам доктор Хасан так прокомментировал решение Благотворительной комиссии: «Это очень серьёзное обвинение, тем более в условиях, когда подозрения в возможных связях с терроризмом проявились так близко от олимпийских объектов. Благотворительная комиссия должна провести полное расследование, чтобы помочь мечети и её попечителям разобраться с влиянием экстремистов и продвигать образ умеренного и инклюзивного мусульманского сообщества».

На фоне достаточно подробного освещения этого инцидента в обычной британской прессе, крайне показательным выглядит молчание, которым на факт проводящегося расследования отреагировали основные мусульманские СМИ и организации Великобритании, в то же время не упускающие возможности, чтобы громогласно заявить о различных случаях исламофобии и формах дискриминации исламского сообщества страны. Среди прочего, информацию о ситуации в Масджид-аль-Таухид не опубликовали такие влиятельные в сообществе мусульманские издания, как журнал (и одновременно новостная Интернет-лента) The Muslim News и интернет-издание The Muslim Weekly.

При этом оба издания периодически публикуют материалы, осуждающие запреты на ношение никаба в европейских странах и соответствующие дискуссии в Соединённом Королевстве, называя такие решения проявлениями исламофобии, хотя ни никаб, ни бурка к исламу отношения не имеют, поскольку Коран разрешает женщинам открывать лицо.

Не уделяет внимания превращению мечетей страны в центры пропаганды экстремизма и Мусульманский совет Великобритании (МСВ), позиционирующий себя как организацию, объединяющую большинство мусульман государства. Рассыпаясь в комплиментах Елизавете II в поздравительном письме, посвящённом 60-летнему юбилею её правления, генеральный секретарь совета Фарук Мурад пишет, что мусульмане вносят «позитивный вклад» в жизнь страны. В то же время, на своём сайте МСВ до сих пор публикует материалы авторства своего бывшего генсека Мухаммеда Абдула Бари, при котором активисты МСВ среди прочего бойкотировали День памяти жертв Холокоста в Соединённом Королевстве и подписывали крайне сомнительные документы, оправдывавшие атаки на британских солдат в Ираке и Афганистане.

О чём же пишет в своей последней статье Бари? Конечно, об исламофобии. А также о том, что ислам продолжает свой путь к доминированию на европейском континенте. И хотя тактика таких, как бывший генсек МСВ, понятна – тотальная стигматизация всех без исключения мусульман Европы (в т.ч. исламистов и иже с ними) и одновременная исламизация континента – очевидно, что это путь в никуда. Столь однобокое освещение того, что сегодня на самом деле происходит в Старом Свете между адептами ислама и немусульманами в перспективе не способно привести к чему-либо кроме усиления противостояния.

Комментируя празднование юбилея правления Елизаветы II, нынешний секретарь МСВ Фарук Мураб сказал, что считает это время идеальным для налаживания мостов между мусульманами и обычными британцами: «Юбилей – это отличное время для мечетей и мусульман по всей стране открыть свои двери и протянуть руку дружбы соседям и окружающим сообществам. Мы хотим, чтобы британцы лучше понимали нашу веру и наше сообщество и надеемся, что собратья-мусульмане тепло примут гостей в течение этих празднований».

Настороженность в этом пассаже вызывает уже сама фраза о том, что мусульмане в кое-то веки могут протянуть своим согражданам «руку дружбы», приоткрыв двери в свои сегрегированные кварталы. Но куда более любопытно даже не это. А то, какие конкретно мечети стоит посетить тем, кто решит «лучше понять» веру мусульман? Быть может, им стоит заглянуть в Масджид-аль-Таухид? И о какой же вере им расскажут там? О том, что в «исламе» принято казнить неугодных имамов? Впрочем, Фарук Мурад и МСВ вряд ли об этом задумываются. Ведь, судя по всему, они полагают, что в мусульманском сообществе Великобритании всё в порядке. И только злые исламофобы постоянно нарушают мир, гармонию и взаимопонимание в отношениях адептов ислама с теми, кто не разделяет их веру.

Именно поэтому «вполне естественно», что к мусульманским общинам страны большинство не разделяющих их религиозные убеждения сограждан относится с недоверием. Именно это в том числе приносит очки постепенно набирающим в стране популярность движениям и партиям правого и националистического толка, вроде Лиги защиты Англии или Британской национальной партии. К сожалению, практика показывает, что и в ближайшем будущем от исламского сообщества Соединённого Королевства вряд ли стоит ждать каких-то серьёзных подвижек в данной области.

Если мусульмане Великобритании хотят, чтобы отношение общества к ним изменилось в лучшую сторону, чтобы стало меньше случаев исламофобии и дискриминации, прежде всего, они должны сами активно действовать на поприще отделения в массовом восприятии от ислама искажающих его сект, учений, движений и личностей их возглавляющих, вроде исламиста Анжема Чоудари. Тем же, кто по каким-то причинам продолжает заблуждаться, поддерживая исламистов, пора понять, что агрессивной тактикой и учреждением зон под контролем шариата переделать страну под себя не получится. Потому что пропорционально будет возрастать сопротивление со стороны тех же Лиги обороны Англии и Британской национальной партии (или и вовсе тех, кто будет призывать к открытой гражданской войне). Пора, наконец, уразуметь, что пронесённая в трусах на борт самолёта бомба с большей вероятностью приведёт лишь к ожогу паха, но не к установлению мирового халифата!

Борющийся с террористическими идеологиями Фонд Киллиама (единственный из серьёзных мусульманских организаций и СМИ разместивший информацию о том, что происходит в Масджид-аль-Таухид) – один из примеров того, как ситуацию можно менять к лучшему. Примеров того как те, кто ранее заблуждался, сегодня делают для британского ислама (а, в конечном итоге, и для всего британского общества) больше, чем те, кто привык считать себя истинными мусульманами. Но для того, чтобы изменения стали по-настоящему серьёзными, необходима массовая инициатива, исходящая от большинства исламских общин. И пока она не появится, мусульманское сообщество Соединённого Королевства неизменно будет оцениваться спецслужбами и правоохранительными органами страны, а, по большому счёту, и значительной частью коренного немусульманского населения, как сила, несущая скрытую угрозу безопасности государства.

Начало