Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Пакистан: итоги 2011 года

В.И. Сотников

Мир уже более двух недель живет в новом, 2012 году, впереди ожидаются серьезные события, имеющие геополитическое значение, — президентские выборы в России и США. Тем не менее, наряду с этим, тема Пакистана продолжает вызывать повышенный интерес мирового сообщества: развитие его внутренней ситуации, американо-пакистанских отношений, роли этой страны в урегулировании кризиса в Афганистане. Это связано с тем, что Пакистан по-прежнему, как и в 80-е годы прошлого века, является ключевой страной для афганского урегулирования (с учетом начавшегося вывода оттуда американских войск), решения проблем регионального ядерного нераспространения, возможного ядерного терроризма и ядерной безопасности, а в целом — достижения политической стабильности в обширном регионе Большого Ближнего Востока.

Уже за прошедшие две недели нового года политический кризис в Пакистане достиг кульминации. Верховный суд вызвал повесткой премьер-министра страны Юсуфа Гилани. До 19 января глава правительства должен лично явиться в суд в качестве свидетеля по делу о коррупции, в которой обвиняют президента страны Али Зардари и ряд других политиков. В роли главных разоблачителей взяточничества выступают военные, ранее обвинившие правительство чуть ли не в национальной измене. Все это началось в прошлом году со скандала вокруг якобы направленного Зардари в Вашингтон меморандума, в котором он просил у США поддержки при замене высшего военного руководства страны, который пакистанская пресса называет «мемогейтом».

16 января с.г. Верховный суд Пакистана объявил, что отказом расследовать обвинения против президента Юсуф Гилани выразил неуважение к юстиции и за это может лишиться своего поста. Американские СМИ в этой связи продолжают сообщать об угрозе военного переворота в стране. Прежде чем мы дадим прогноз нынешнего внутриполитического развития Пакистана и дальнейшего развития американо-пакистанских отношений, давайте посмотрим на то, каким был для Пакистана минувший 2011 год.

Прошлый год начался для Исламской Республики Пакистан с ослабления позиций президента Асифа Али Зардари внутри страны и обострения пакистано-американских отношений в результате убийства в январе двух пакистанских граждан в г. Лахоре контрактником ЦРУ Р. Дэвисом, работавшим под дипломатическим прикрытием в консульстве США в Пакистане. Это вызвало бурю негодования и антиамериканские протесты по всей стране среди широких слоев пакистанской общественности. Кризис в отношениях стран удалось, на наш взгляд, чисто формально урегулировать, когда Дэвиса освободили из предварительного заключения, где он дожидался суда пакистанским судом, после того как родственникам убитых было выплачено 2 млн долларов, так называемые кровные деньги. Однако это отнюдь не способствовало улучшению двусторонних отношений — в марте США заявили о сворачивании программы подготовки старших военных чинов пакистанской армии в американских армейских заведениях, в том числе в военной академии в Уэст-Пойнте. Одновременно с этим увеличилось количество налетов американских беспилотников на районы пакистано-афганского приграничья, где обосновались базы боевиков-исламистов из пакистанского движения «Талибан» («Тэхрик-е Талибан Пакистан») и международной террористической сети «Аль-Каида», что только подогрело антиамериканские настроения в Пакистане. Внутри страны выросло количество террористических актов исламистов, с которыми правительство президента А.А. Зардари и премьера Ю. Гилани не смогло справиться, что вызвало обвинения в адрес президента Пакистана как внутри страны, так и со стороны США в «слабости и неспособности контролировать ситуацию в стране». С другой стороны, американцы обвинили Межведомственную разведку Пакистана (ISI) в продолжении поддержания контактов с талибами в Афганистане за спиной Вашингтона, хотя вскоре США решили использовать эти сохраняющиеся, по их мнению, связи для установления прямых контактов с так называемыми умеренными талибами с целью ведения переговоров о будущем Афганистана после того, как президент Б. Обама заявил весной 2011 года о выводе американских войск из этой страны, начиная с июля 2011 года.

В экономической области в 2011 году ежегодные показатели темпов роста Пакистана замедлились, однако не столь значительно, как предсказывали некоторые аналитики. В отношениях с главным региональным антагонистом Исламабада Индией с весны 2011 года стали намечаться признаки потепления и движения навстречу друг другу, хотя так называемый комплексный диалог в этот период не был возобновлен. В вопросе о проблеме ядерного нераспространения в регионе Южной Азии, в частности в Пакистане, со стороны западных экспертов появилась тревожная информация о том, что ядерный арсенал страны — так называемые ядерные активы возросли по своему количеству и достигли психологической отметки в 100 ядерных боеприпасов. Это, как считают многие эксперты по ядерному нераспространению, свидетельствует о том, что ядерный арсенал Пакистана превысил аналогичный индийский и продолжает свой рост более быстрыми темпами, чем в Индии. Одновременно в западных средствах массовой информации с весны 2011 года всячески муссировались слухи о ненадежности системы ядерной безопасности в Пакистане. В частности, появлялась (в течение всего 2011 года) информация о том, что чувствительные ядерные объекты Пакистана могут оказаться доступными для террористов, которые способны даже получить контроль над ядерными активами страны. Со стороны Пакистана последовали опровержения и заверения пакистанских военных в том, что они осуществляют надежный контроль над ядерной программой страны.

Новым резким обострением американо-пакистанских отношений стали события начала мая, которые предопределили дальнейшее стойкое ухудшение на протяжении всего прошлого года. Речь идет об операции американского спецназа — так называемых морских котиков — по ликвидации на территории Пакистана террориста № 1 Усамы бен Ладена, главы «Аль-Каиды», которая была осуществлена без предварительного уведомления пакистанских гражданских властей и военных. Это еще больше вызвало резко выраженные антиамериканские настроения в Пакистане, причем не только у пакистанской общественности, но и среди пакистанских военных и разведывательных структур, а президента Зардари внутри страны начали открыто обвинять в пособничестве США. Майская операция логично привела к дальнейшему свертыванию американо-пакистанского военного сотрудничества и приостановке Вашингтоном программ оказания Пакистану военно-экономической помощи на сумму 800 млн долларов. Исламабад же выслал из страны большинство американских военных специалистов и советников, которые находились там с целью оказания помощи Пакистану в борьбе с терроризмом. Это произошло накануне начала июльского вывода войск США из Афганистана — летом 2011 года. Вашингтон продолжил осуществление налетов БПЛА на базы террористов в пакистано-афганском приграничье, а некоторые западные аналитики по Пакистану всерьез заговорили о возможном начале военных действий между войсками США, находящимися в Афганистане, и пакистанской армией в ответ на то, что Пакистан назвал нарушением своего суверенитета со стороны американских военных. Исламабад начал выражать опасения по поводу того, что если возникнет реальная угроза захвата ядерных активов Пакистана исламистскими боевиками, Вашингтон не остановится перед операцией спецназа армии США по так называемому обезопасению ядерных активов Пакистана по типу майского рейда американского спецназа в г. Абботабад (для ликвидации Усамы бен Ладена).

Одновременно с этим дальнейшим ухудшением пакистано-американских отношений, начиная с августа, наблюдалось дальнейшее потепление пакистано-индийских отношений. Не в последнюю очередь это было вызвано тем, что впервые на пост министра иностранных дел Пакистана была назначена женщина — динамичная 34-летняя Хина Раббани Кхар, которая при вступлении в должность заявила, что преисполнена решимости «добиться значительного улучшения пакистано-индийских отношений». Вскоре после назначения состоялись ее встречи с индийским коллегой, в результате чего обе стороны договорились о возобновлении приграничной торговли и автобусного сообщения между двумя странами, прерванного еще в 2001–2002 годах, в период резкого обострения пакистано-индийских отношений (так называемое военное противостояние, когда возникла реальная угроза нового вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном с быстрой эскалацией конфликта с применением ядерного оружия).

На этом фоне продолжалось обострение пакистано-американских отношений. В конце сентября пакистанская армия, проводившая в Северном Вазиристане, в пакистано-афганском приграничье, операции против 10–15 тысяч боевиков пакистанского «Талибана», привела в состояние повышенной боевой готовности все свои войска на границах с Афганистаном. Это было сделано в ответ на требование Вашингтона усилить борьбу с так называемой сетью Хаккани (с которой, как считает Вашингтон, пакистанская разведка имеет тесные связи) и, по мнению пакистанцев, в связи с угрозой вторжения американских войск на территорию Пакистана. И наконец, чашей, переполнившей терпение Исламабада, стал «ошибочный» налет натовской (американской. – В.С.) авиации на пакистанский КПП, в результате которого погибли 24 пакистанских военнослужащих. Исламабад очень резко отреагировал на новый «недружественный акт» со стороны старшего стратегического партнера. Был закрыт транзит по пакистанской территории (от порта Карачи до Афганистана) натовских грузов для войск, находящихся в Афганистане «на неопределенное время», и выдворены служащие ЦРУ с базы Шамси в пакистанском Белуджистане, с которой осуществлялись налеты американских БПЛА на базы боевиков в Вазиристане, а США прекратили военно-техническое сотрудничество с Исламабадом.

Конец 2011 года был для Пакистана неоднозначным. На фоне появившихся проблесков возможного некоторого улучшения пакистано-американских отношений и дальнейшего развития пакистано-индийских отношений правительство президента Зардари попало «под пресс» обвинений со стороны военных в коррупции и непрофессионализме. Зардари был вынужден маневрировать, чтобы окончательно не испортить свои отношения с военными. А тут еще возник «мемогейт», о котором мы упоминали в начале статьи. К тому же на фоне дальнейшего падения популярности президента Зардари среди пакистанцев стала расти притягательность конкурентов ПНП на предстоящих в феврале 2013 года новых президентских выборах — Мусульманской лиги (Наваз) во главе с опытнейшим политиком, неоднократно возглавлявшим страну Навазом Шарифом и получившей неожиданную поддержку среди пакистанцев новой партии «Движение справедливости» («Тэхрик-е Инсаф») во главе с новичком в большой пакистанской политике, харизматичным бывшим «звездой» игры в крикет Имраном Ханом, собирающим 100-тысячные митинги в свою поддержку. Очевидно, нельзя списывать со счетов и бывшего президента Первеза Мушаррафа, который с 2008 года живет в эмиграции в Лондоне и намеревается вернуться в большую политику, чтобы принять участие в выборах в феврале 2013 года.

Так какой же прогноз внутреннего и внешнего развития Пакистана можно сделать по результатам 2011 года? На наш взгляд, усиливающееся противостояние военных и гражданских властей в Пакистане на фоне продолжающегося падения популярности президента А.А. Зардари и растущего недовольства его правлением со стороны военных может привести к тому, что последние — вместо того чтобы осуществить очередной военный переворот, который явно им невыгоден в сложившейся внутренней ситуации в стране (рост насилия и терроризма, острые экономические проблемы, почти «нулевые» отношения с Вашингтоном), — сделают ставку на союз военных и политиков, конкурирующих с Зардари, например с партией Наваза Шарифа, партией Имрана Хана и даже Первезом Мушаррафом, чтобы «свалить» Зардари на выборах и в то же время не запятнать себя перед международным сообществом и прежде всего США из-за очередного взятия власти, а сами выборы, вполне вероятно, могут состояться досрочно, в конце лета — начале осени 2012 года. Такое развитие событий в Пакистане, на наш взгляд, весьма вероятно.

Что же касается американо-пакистанских отношений, то, на наш взгляд, они улучшатся, причем значительно, еще до конца 2012 года. В этом заинтересованы как пакистанские военные, так и Вашингтон. Многое будет зависеть от того, какой курс в отношении Исламабада изберет новая администрация США после президентских выборов в ноябре 2012 года. Тут на карту поставлено многое: прежде всего, успех или неудача внутриафганского урегулирования, на которое, как мы отмечали в начале статьи, Пакистан по-прежнему оказывает значительное влияние.

Начало