Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Первые контакты новых тунисских лидеров с ФРГ и перспективы двухсторонних хозяйственных связей

И.С. Берг

«Большая честь и значимый жест» — так расценил федеральный министр иностранных дел Гидо Вестервелле приезд в Берлин Рафика Бен Абдессалема, министра иностранных дел Туниса. Это была его первая, состоявшаяся 5-7 февраля, поездка в Европу, которая не случайно была связана именно с Германией. Для Туниса ФРГ третий по значимости зарубежный партнер, к тому же много лет назад включивший Тунис в список стран, для которых определена приоритетная задача: к 2030 г. покончить с голодом. Число немецких компаний, работающих в Тунисе, составляет сегодня 280, сумма инвестиций — около 235 млн евро. В 2012-2013 гг. Германия выделяет Тунису 32 млн евро для формирования демократических структур, причем 60% этой суммы будет направлено на политико-экономические преобразования, а 40% — на образовательные и научно-исследовательские цели. Эти средства будут израсходованы, в частности, на подготовку журналистов, модернизацию учебных центров и реализацию других проектов правительства, включая студенческий обмен, деятельность Института Гете, учреждение стипендий для одаренной тунисской молодежи.

Будучи человеком широко образованным (университеты Марокко и Великобритании, где он изучал политические и международные отношения), Рафик Бен Абдессалем, как он отметил в Берлине, особенно ценит образовательную составляющую немецко-тунисского партнерства. В связи с широкой программой партнерства «министр обсудит эти вопросы с депутатами бундестага, представителями Германской торгово-промышленной палаты, немецкими бизнесменами», отмечалось в заявлении Министерства иностранных дел Туниса, обнародованном в местной печати 3 февраля 2012 г.

Кроме того, для Туниса важно было обозначить новые приоритеты сотрудничества устами представителя недавно победившей на выборах партии «Ан-Нахда», а для Германии — встретиться лицом к лицу с новым лидером. В повестке дня встречи были различные вопросы. В особенности Германию волнует состояние демократических перемен в Тунисе. «Тунис после выборов ступил на добрый путь — путь к открытому обществу, к демократии, к верховенству закона и стабильности», подчеркнул Г. Вестервелле. Это важный сигнал не только для народа Туниса, но и для Германии. Две страны — обладатели давних и прочных связей как в культурной, так и в экономической сфере. Кроме того, немцы много лет составляют значительную долю зарубежных туристов, причем регулярно посещающих Тунис, а, бывает, и не раз в году. С этой точки зрения утверждение Вестервелле «Тунис является нашим соседом» вполне правомочно.

Опыт Германии в рамках программы долговременного партнерства сейчас обретает новый импульс в связи с возрождением демократии в Тунисе. О том, как видится ему трансформация тунисского общества, высокий тунисский гость рассказал своему немецкому коллеге. Рафик Бен Aбдессалем, как известно, является в правительстве Хамади Джебали шефом МИДа считанные недели, с 24 декабря 2011 г. Одна из первых встреч с коллегой в его рабочей биографии была именно с Г. Вестервелле: федеральный министр посетил Тунис в январе 2012 г. Германия придает решающее значение защите демократических принципов в Тунисе, подчеркнул тогда Вестервелле после подписания вместе с министром иностранных дел Туниса Рафиком Бен Абдессалемом соглашения о трансформации партнерства. Коренные изменения в обществе невозможны без уважения прав, верховенства закона. В этой связи ФРГ намерена оказывать содействие в строительстве судебной системы. Для реализации проектов в области занятости, образования и туризма правительство списало 60 млн евро долга и выделило 40 млн евро. Федеральное правительство привлекло к партнерству ведущие немецкие политические фонды, общества по международному сотрудничеству(GIZ), банк развития KfW, Германо-тунисскую торгово-промышленную палату, Deutsche Welle, организацию Media in Cooperation and Transition (MICT), Институт Макса Планка, Германский фонд по правовому международному сотрудничеству (IRZ).

В Берлине Гидо Вестервелле и Рафик Бен Абдессалем продолжили обмен мнениями по кругу политических и экономических проблем, о которых уже говорили более месяца назад. Выступая в столице ФРГ, Абдессалем подчеркнул, что Тунис провел первые прозрачные, свободные выборы, сформировал коалиционное правительство, которое «уже на пути демократизации». Это может служить образцом для всего региона. В стране сейчас стабильная обстановка, работают политические институты, «гражданское общество процветает». Вестервелле также высоко оценил развитие североафриканской страны: «Тунис имеет большой шанс стать образцом в условиях “арабской весны”». Этому будет способствовать Германия. С этой целью 9 января 2012 г. в Тунисе была подписана декларация о расширении сотрудничества. В ней отмечены такие моменты, как проект о занятости, реализовать который поможет ФРГ, выделяя 8 млн евро; конверсия долга и обучение тунисских чиновников, о чем упоминалось выше.

В Берлине тунисского министра обрадовали две новости. Во-первых, в ходе реализации программы энергетического сотрудничества в марте с.г. предусмотрен визит делегации предпринимателей ФРГ во главе с государственным министром Корнелией Пипер, которая в федеральном МИДе отвечает за ближневосточный сектор. Во-вторых, Г. Вестервелле объявил высокому тунисскому гостю, что Германия является одним из инициаторов создания зоны свободной торговли между ЕС и Тунисом. «Мы убеждены, что открытие европейских рынков для товаров из молодого и перспективного демократического Туниса станет важным и значительным вкладом в успех революции и стабилизации обстановки в стране», подчеркнул федеральный министр.

Подобные шаги затруднительны без поддержки. Новый Тунис хотел бы получить немецкие «ноу-хау» в связи с тем, что процесс демократизации повысит привлекательность и конкурентоспособность страны, объясняет стратегические интересы страны посол Туниса в Берлине Элиэс Гариани. В связи с надеждами подобного рода ожидаются высокие темпы роста. Сразу после революции 14 января 2011 г. рост тунисской экономики существенно замедлился. Во втором квартале 2011 г. реальный валовой внутренний продукт не только не снизился, но и повысился, потому что ключевые сферы экономики, такие как добыча фосфатов и изготовление продукции из них, туризм и производство стройматериалов, облегчили приток иностранных инвестиций. На фоне социальных потрясений трудно ожидать значительного прорыва в экономике, однако и ожидаемый 1% экономического прироста по итогам 2011 г. «для нас выдающееся достижение». Если это произойдет, то и 4,5%-ный прирост в 2012 г. не будет казаться недосягаемым.

Он возможен при условии открытости тунисской экономики связям с Европейским союзом, странами арабского мира, Турцией, дружественными странами в Африке, Азии и Америке. Основное направление — демократизация общества, которая позволит создать в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкурентоспособную экономику. Новые законы, касающиеся транспарентности, умелого управления и борьбы с коррупцией, обеспечат привлекательность Туниса для отечественных и зарубежных инвесторов, активность которых будет стимулироваться. «Так мы планируем создать в 2012 г. 75 тыс. рабочих мест, что позволит снизить остроту проблемы безработицы. Есть надежды на доступ тунисских рабочих на ливийский рынок труда».

Сделать данные процессы эффективнее тунисские лидеры рассчитывают с помощью Германии, которая много лет поддерживала процессы трансформации в Тунисе, являясь одним из его наиболее значительных доноров. Это было подчеркнуто на конференции «Арабо-германское финансирование и инвестирование в рамках Недели еврофинансов во Франкфурте-на-Майне (17 ноября 2011), которая указала на открывающиеся возможности сотрудничества ФРГ и стран Арабского Востока в данной сфере. Шеф проекта MENA от банка развития KfW Бабетта Штайн фон Камински, в частности, объявила об открытии нового фонда, средства которого будут направлены на поддержку микрокредитования малых и средних предприятий (от 10 тыс. евро и выше) в Тунисе. Там уже накоплен определенный опыт в этом направлении, кстати сказать, обнародованный недавно в Давосе на Мировом экономическом форуме. Яг фон Альверден, руководитель департамента Euler Hermes, рассказал об экспортных возможностях Туниса и других стран Севера Африки. На важность совершенствования финансовых институтов Туниса обратил внимание Генри Аззам, председатель Ближневосточного отделения Deutsche Bank.

Обе страны закладывают важный фундамент долгосрочных отношений. Так, министры иностранных дел Туниса и ФРГ в июле 2011 г. создали объединенный комитет, проведя в сентябре 2011 г. встречу, на которой детально обсудили амбициозный план действий. Согласно ему Германия считается в ближайшие годы привилегированным партнером Туниса, что означает режим наибольшего благоприятствования для германских фирм. Важность ФРГ тунисские власти объясняют бесспорным экспортным лидерством, которое обеспечено инновационным характером, конкурентоспособностью, глобальными новшествами в машиностроении. Данное обстоятельство может существенно изменить облик сельского хозяйства Туниса, значительная часть продукции которого поставляется в страны ЕС, в том числе и в ФРГ. Таким образом, возможно стремительное развитие взаимовыгодного партнерства. Тунис нуждается в сотрудничестве с ФРГ и в других сферах, которые представляют взаимный интерес: в области коммуникационных технологий, в пищевой промышленности, в сфере образования и регионального развития. Новый Тунис выиграет в результате внедрения немецкого опыта, да и Германия в накладе не останется, подчеркивает Элиэс Гариани.

Зная из первых рук, как говорится, о состоянии двусторонних связей, ФРГ, будучи лидером ЕС, сможет сказать свое веское слово в пользу Туниса в таких солидных организациях, как Всемирный банк и МВФ. Кроме того, Тунис недавно стал полноправным членом Европейского банка реконструкции и развития, поддерживая продуктивные отношения с Европейским инвестиционным банком. На сегодняшнем переломном этапе развития Тунис нуждается в финансовой поддержке различных партнеров. Страна исходит из того, что, используя удобное географическое положение между Европой, Азией и Африкой и обладая квалифицированной и дешевой рабочей силой, может быстрее остальных стран Северной Африки использовать демократические перемены для радикального улучшения жизни населения.

Примечательно, что в докладах на Международном экономическом форуме в Давосе Тунис назвали наиболее конкурентоспособной страной арабского мира. Это связано, в частности, с тем, что в ходе «арабской весны» ее потенциал не утерян. Если пояснить эту мысль на примере ФРГ, то следует отметить, что за девять месяцев 2011 г. (январь – сентябрь) по сравнению с тем же периодом 2010 г. прирост экспортных товаров из Туниса в Германию составил 9,11%, тогда как немецкий импорт снизился примерно на 1%. При этом общие объемы импортно-экспортных показателей в денежном выражении примерно одинаковы, что говорит о сбалансированности торговых отношений. Экспортные потери ФРГ в аспекте Туниса в январе – сентябре 2011 г. были минимальны, что особенно заметно на фоне ее потерь в Египте (23,58%), Йемене (45,83%) и Ливии (74,4%).

Тем не менее, как считают немецкие эксперты, можно добиться и полного исключения подобных потерь, для чего следует улучшать управление тунисской экономикой. В том, что это возможно, убеждают прогнозы аналитиков МВФ. Они, в частности, предусматривают на 2016 г. рост тунисской экономики на 7% — самый высокий среди стран «арабской весны». Имеет смысл назвать другие прогнозные цифры: Египет — 6,5%, Маврикий — 5,5%, Марокко — 5,9%, Алжир — 4%, Ливия — отсутствие прогноза.

Обилие динамичных и способных молодых людей плюс опыт Германии в области профессиональной подготовки могут дать хороший результат как в развитии экспортного потенциала, так и для привлечения иностранных туристов для отдыха и лечения. Подобные проекты были опробованы и прежде. Есть надежда, что эта тенденция будет усиливаться. Сфера культурно-оздоровительного туризма, в том числе талассотерапия, повышение качества услуг — одна из главных целей нового Туниса. Названное повышение основано на использовании возобновляемых источников энергии, а данные проекты в преобразовании солнечной и ветровой энергии также напрямую связаны с немецкими компаниями, имеющими наработанный опыт создания и внедрения этих технологий, указал Элиэс Гариани.

Выводы

Первый. Первый визит в ФРГ министра иностранных дел Туниса, представляющего умеренных исламистов, является знаком обоюдного желания по созданию «арабской модели демократии», о чем Г. Вестервелле уже упоминал в январе 2012 г. в ходе рабочей поездки в страны Магриба. «Если удастся закрепить успех, достигнутый в процессе демократизации и перемен, то Тунис станет образцовой страной региона», — заявил тогда глава МИДа ФРГ.

Второй. Германия держит курс на сближение с новыми политическими игроками в Северной Африке. Как еще год назад предсказывал Фолькер Пертес, руководитель берлинского исследовательского центра Stiftung Wissenschaft und Politik, Европе придется иметь дело с теми лидерами, которых выдвинет «арабская весна», вместе с Северной Африкой будет перестраиваться и Старый Свет. Символом этой перестройки является диалог ФРГ с новой политической элитой Туниса.

Третий. Отношение к ней ФРГ ясно выразил в опубликованной в СМИ ФРГ 13 января 2012 г. статье «Политический ислам не тождествен радикальному исламу» Гидо Вестервелле. Он, в частности, указал: «Представители «Ан-нахды» объясняют примирение традиций и исламской идентичности вызовами современного общества; но они называют это также демократией и плюрализмом как политическим контекстом их работы». После победы «Ан-нахды» была создана партийная коалиция светски, а не религиозно ориентированная. «Это обнадеживающие признаки на пути к формированию партийного ландшафта, в котором важное место занимают исламско-демократические партии. Мы должны внести свою лепту в поощрение позитивных изменений, предложив диалог и поддержку устойчивого перехода к демократическому и плюралистическому обществу».

Использованы данные сайтов федерального МИДа, Frankfurter Allgemeinen Zeitung, Ghorfa, tunisienumerique.com.

Начало