Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Марокко: январь 2012 г.

В. В.Куделев

3 января король Марокко Мохаммед VI назначил новое правительство страны, сформированное по итогам прошедших 25 ноября 2011г. досрочных парламентских выборов. Как и ожидалось, его возглавил лидер победившей на выборах исламистской Партии справедливости и развития /ПСР/ Абдельилла Бенкиран. ПСР получила наибольшее среди других партий число министерских портфелей – 12 из 30. В частности, ей достались ключевые министерства - иностранных дел /Саадэддин Османи/, юстиции /Мустафа Рамид/, информации /Мустафа эль-Хальфи/.

Не менее ключевой пост главы МВД получил лидер проберберской партии Народное движение /НД/ Моханд Лаенсар. В данном случае дворец может быть спокоен за это ведомство – Лаенсар уже не раз входил в правительство Марокко, и от него не будет никаких неожиданностей. Абдельлатиф Лудийи сохранил за собой пост министра-делегата при премьер-министре, ответственного за работу администрации министерства национальной обороны. Этот пост, равно как посты глав МИД, МВД, юстиции, хабусов и по делам ислама ранее относились к постам т.н.суверенитета, назначения на которые производил только король. Появление на двух из них представителей ПСР – и это сделано впервые - может означать только одно – монарх уступил давлению исламистов.

В составе нового кабинета министров всего одна женщина – представительница ПСР Бассима Хаккауи заняла пост министра по делам солидарности, женщин, семьи и социального развития.

Из 30 министров 24 впервые заняли такие высокие посты. В правительственную коалицию кроме ПСР вошли близкая к исламистам национал-консервативная Партия Истикляль /6 портфелей/, НД /4/ и Партия прогресса и социализма /ППС – бывшая компартия, 4 портфеля/. Фактически в этой компании появился только один «новичок» - ПСР. Остальные партии входили в состав предыдущей правительственной коалиции. Как ироночно заметил в этой связи еженедельник «ТельКель», Марокко «начало новый год с дворцом, находящимся по прежнему у руля власти, и с ассоциировавшимися с ним исламистами» при том, что для зарубежных наблюдателей оно выглядит «как хороший арабский ученик» - в США и некоторых странах Европы на королевство смотрят как на «страну, которая демократизируется». Такое мнение, считает еженедельник, «не соответствует марокканским реалиям», поскольку основывается на правиле – «не все показывать и не все говорить».

Как заявил Бенкиран, основными приоритетами его правительства будут борьба против безработицы среди молодежи и улучшение условий жизни марокканцев. Тем не менее новое правительство приступило к работе не сразу после назначения 3 января. Это случилось лишь после того, как 26 января Палата представителей проголосовала за доверие новому кабинету. До этого всеми практическими делами занимались прежние министры.

19 января в выступлении в Палате представителей Бенкиран пообещал, что на период до 2016 года показатель экономического роста страны составит 5,5 % показатель инфляции составит порядка 2 % а уровень безработицы сократится до 8 %. Напомним, что первый показатель в 2010г. составил 4,5 %, таким же он ожидается по итогам 2011г.

Что касается официально объявленного уровня безработицы, то сейчас он составляет 9,6 % /среди лиц моложе 34 лет – 31,4 %/.

Бенкиран пообещал развивать арабский и берберский языки, заметив, что «марокканская идентичность определяется преобладающим местом в ней ислама». Одна из целей его кабинета – уменьшить численность неграмотных до 20 %. от общего населения Марокко /в настоящее время этот показатель составляет 30 %/. Среди выпускников марокканских университетов уровень безработицы составляет 27 %. Но это – одна из гримас марокканской системы образования, в которой каждый обладатель «бака» - диплома о среднем образовании, соответствующего уровню бакалавра, имеет право на автоматическое зачисление в один из университетов.

26 января при голосовании в Палате представителей за программу Бенкирана проголосовали 218 депутатов, 135 – против.

Появление новых лиц в марокканском правительстве немедленно отразилось на региональной политике Рабата. 3 января глава МИД Алжира Мурад Меделси объявил, что в конце февраля в Марокко пройдет встреча глав внешнеполитических ведомств стран – участниц Союза арабского Магриба /САМ/. Это региональное объединение долгое время оставалось мертворожденным, в том числе из-за острых разногласий между Рабатом и Алжиром по западносахарской проблеме. Меделси дал понять, что определенные шевеления по линии САМ связаны с тем, что в Марокко появилось новое правительство.

В рамках подготовки встречи глав МИД стран САМ 23 – 24 января в Алжире побывал глава МИД Марокко Саадэддин Османи. Этот визит стал первым подобного уровня после 2003г. Его объявленной целью было «обсуждение путей реактивации САМ и реорганизации его некоторых структур». Там же было объявлено, что встреча глав МИД стран САМ пройдет в Рабате 18 февраля.

Как представляется, сделанные в Рабате и Алжире за последние месяцы сигналы примирения могут материализоваться только в случае, если одна из сторон изменит свою позицию по сахарской проблеме, что представляется маловероятным. Тем более что 19 января в программном заявлении Бенкиран указал на приверженность его правительства «защите территориальной целостности страны».

Еще одно изменение в политике Рабата, похоже, будет касаться его отношения к Африканскому союзу /АС/. Марокко вышло из его предшественницы – Организации Африканского Единства /ОАЕ/ – в 1984г. в знак протеста против поддержки, которую ОАЕ оказывала сепаратистам из Фронта ПОЛИСАРИО. Теперь, похоже, ситуация начала меняться – 29 – 30 января в Аддис-Абебе в связи с проводившимся там саммитом АС там побывала марокканская делегация.

Одновременно Мохаммед VI продолжил формирование «теневого» правительства, составленного из его советников. 2 февраля назначение на такой пост получил будучи еще сутки формально главой МИД Марокко Тайеб Фасси Фихри. Это назначение предсказывалось заранее, когда на аналогичные посты получили назначения такие узнаваемые в Марокко лица, как Фуад Али эль-Химма и Омар Аззиман.

Теперь только время покажет, насколько самостоятельным от дворца и «теневого» кабинета сможет стать Бенкиран. Про последнего «злые языки» еще много лет назад говорили, что он оказался в стане исламистов не без инструкций свыше.

Кабинет Бенкирана тут же попал и под огонь критики со стороны движения «Аль-Адль валь-Ихсан», считающегося самым влиятельным среди исламистских организаций Марокко. 8 января «Аль-Адль» опубликовало открытое письмо в адрес ПСР, в котором обвинило эту партию в том, что она играет на-руку махзену /традиционная правящая элита Марокко в лице дворца и его куртизанов/. Это письмо фактически стало ответом «Аль-Адль» на многочисленные предложения со стороны представителей руководства ПСР принять участие во властных институтах. Как считает марокканский политолог Мохаммед Дариф, «это письмо адресовано также Западу, оно призвано сказать, что ПСР не представляет все исламистское движение Марокко, и что ПСР являет собой скорее всего инструмент в руках режима, призванный сдержать динамику изменений». По его мнению, «этим письмом «Аль-Адль» дистанцировалась от партии Бенкирана из-за опасений, что его правительство ничего не сможет сделать при управлении текущими делами страны». Со своей стороны представитель руководства «Аль-Адль» Омар Ихаршан заметил, что «наше письмо ПСР показывает, что выход «Аль-Адль» из «Движения 20 февраля» /протестное движение, родившееся на волне арабских «революций/ никоим образом не является подарком новому правительству во главе с ПСР, как это представили некоторые аналитики».

18 января марокканский премьер принял своего испанского коллегу Мариано Рахоя, также недавно назначенного на пост премьера. Главам правительств двух соседних государств было что обсуждать – и Марокко, и Испания вынуждены решать похожие социально-экономические проблемы, пусть и разной остроты, которые усугубляются высокими уровнями безработицы. Две страны имеют еще ряд общих проблем, среди них - морское рыболовство, безопасность, незаконная иммиграция, Западная Сахара. В частности, Испания хотела бы решить проблему возвращения своих сотен рыболовецких судов в марокканскую экономическую зону в двустороннем порядке, поскольку блокирование в декабре 2011г. Европейским парламентом соглашения между ЕС и Марокко по морскому рыболовству больно ударило по отрасли. В свою очередь Марокко добивается ратификации соглашения с ЕС в области сельского хозяйства. Мадрид выступает против этого соглашения, опасаясь, что после его подписания в страну хлынет поток дешевой марокканской сельскохозяйственной продукции.

В целом, выживаемость кабинета Бенкирана будет зависеть от того, насколько успешно он сможет решить сложнейшие социально-экономические проблемы страны. А работать ему придется с оглядкой назад, поскольку в случае неудачи он даст прекрасный повод дворцу свалить на него ответственность за нерешенность этих проблем.

Начало