Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Опыт анализа интеллектуальной элиты Сирии на современном этапе (по материалам о сотрудниках Дамасского университета)[i]

Т.А.Боков

Социологические исследования как таковые, и социологические исследования в востоковедении в частности, имеют важное прикладное значение, поскольку грамотный и всесторонний анализ общества позволяет точнее трактовать происходящие в нём процессы, а также с большей степенью вероятности прогнозировать их дальнейшее развитие. Особенно интересным представляется анализ элит, как наиболее активных, мобильных, частей общества, несущих в себе наибольшую потенцию к изменению и развитию.

Данное исследование посвящено рассмотрению интеллектуальной элиты Сирии, и проведено по материалам о преподавателях Дамасского университета (в дальнейшем – ДУ), размещённых на официальном Интернет-ресурсе вуза. На страничках большинства факультетов ДУ представлены данные о сотрудниках факультета, с обязательным указанием имён и учёных степеней/должностей, а также, в большинстве случаев, с указанием страны и года получения ими образования. Стоит оговориться, что подавляющее число сотрудников ДУ учились за рубежом. Данный аспект кажется весьма интересным для анализа, поскольку страна получения образования довольно часто во многом определяет идеалы и образ мыслей человека, с ней у него порой остаются и вполне физические связи – с однокашниками, друзьями, коллегами. Таким образом, вольно или невольно, люди, получившие образование в другой стране, вполне могут стать проводниками её влияния в своём обществе. Такое влияние, оказываемое преподавателями вуза на студентов, является важным фактором присутствия в регионе, поэтому манкировать изучением данного аспекта не следует.

Основными целями исследования были:

- анализ гендерного распределения работников ДУ по иерархической лестнице.

- анализ информации о странах, в которых сотрудники ДУ получали образование. При работе был использован метод количественного анализа (в случае со странами получения образования также и сравнительный анализ, для рассмотрения динамики процесса).

В общей сложности было проанализировано более 1300 человек. Результаты исследования представлены в двух таблицах, приведённых ниже:

Как видно из таблицы №1, женщины представлены на всех ступенях научно-университетской иерархии (здесь стоит отметить, что в настоящее время даже один из деканских постов – пост декана факультета туризма - занят женщиной, а также, что женщин можно встретить и среди заместителей деканов, и среди заведующих кафедрами). Конечно, мы видим, что в данном случае о гендерном равенстве можно говорить лишь в случае с самой нижней ступенью этой иерархии, тем не менее, тот факт, что численность профессоров и доцентов-женщин составляет 13%, а количество женщин среди рядового преподавательского состава приближается к 30%, свидетельствует о достаточно высоком уровне либерализации сирийского общества, по крайней мере, в области женского вопроса.

Как видно из таблицы №2, распад СССР стал моментом коренного изменения ситуации в географии получения образования сотрудниками ДУ. Если до этого на долю одного только СССР (не принимая в расчёт другие страны социалистического лагеря) приходилось от 25% до 53% будущих кадров ДУ, то после 1995-го г. сирийцы-выпускники отечественных вузов, устроившиеся на работу в ДУ, почти не встречаются (за десятилетие процент выпускников российских вузов среди работников ДУ упал с 53% всех сотрудников ДУ, получивших образование в 1990-м – 1994-м гг., до 0.6% всех сотрудников, получивших образование в 2000-х). Вакуум, образовавшийся в связи с почти полной ликвидацией подобного рода связей между Сирией и Россией, заполнился по трём различным направлениям:

Ø Во-первых, резко возросло число сирийцев, обучающихся в странах т.н. Западного мира (с 19.4% в начале 1990-х гг. до 56% в 2000-х и 2010-х гг).

Ø Во-вторых, серьёзную динамику продемонстрировал Египет. Если до середины 1990-х гг. выпускники египетских вузов в ДУ были редкостью, то за 15 лет (с 1995-го по 2010-й гг.) они стали составлять порядка 15% штата Университета.

Ø Третьим источником стали вузы самой Сирии (в основном, Дамаска и Алеппо), численность выпускников которых среди работников ДУ увеличилась с 3.5% в первой половине 1990-х гг. до 20.9% в 2010-х гг.

Отдельно стоит отметить практически полное отсутствие связей подобного характера между Сирией и оставшимися странами БРИКС: в настоящее время в ДУ не служит ни один выпускник вузов Южной Африки, Бразилии и Китая, а в целом страны БРИКС, за исключением России, представлены лишь четырьмя выпускниками индийских вузов.

Из проведённого анализа можно сделать следующие выводы:

·        Либерализация в области женского вопроса затронула и прослойку сирийской университетской интеллигенции. На нижней ступени иерархии женщины уже добились численного паритета с мужчинами, а верхние ступени перестали быть для женщин абсолютно недоступными.

·        В настоящее время общее число сотрудников ДУ, окончивших вузы СССР/России составляет около 25%, причём большинство из этих специалистов сейчас находятся в возрасте расцвета – они окончили вузы в 80-х-90-х гг, следовательно, сейчас им 40-50 лет. Таким образом, мы можем говорить о том, что в течение ближайших 10-15 лет Россия будет иметь определённую идеологическую платформу в среде сирийских интеллектуалов. Однако в 1990-х гг., в связи с распадом СССР и резким прекращением учебных связей, география получения высшего образования будущими сотрудниками ДУ кардинально изменилась. В ближайшие два десятилетия это приведёт к изменению ценностных ориентаций данной прослойки общества в пользу большей поддержки западных и традиционных арабских ценностей.

Таблица №1.

Таблица №2[ii].

Источники:

1.     http://www.damascusuniversity.edu.sy/



[i]               Статья написана по материалам доклада, прочитанного 11 марта 2012-го года в рамках конференции «Ломоносов», в секции «Востоковедение. Африканистика», организованной ИСАА МГУ, в подсекции «Новейшая история стран Азии и Африки». В сборник тезисов конференции доклад по техническим причинам включён не был.

[ii]              В данной таблице линия «Арабский мир» показывает динамику по всем арабским странам, включая Сирию. Для того, чтобы отразить рост выпускников сирийских вузов среди сотрудников ДУ, в данную диаграмму была внесена отдельная линия для демонстрации динамики Сирии.

Начало