Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Египте: июль 2012 г.

В.В.Куделев

1 июля официально приступил к исполнению обязанностей президента Египта выходец из исламистского движения «Братья-мусульмане» Мохаммед Мурси. Днем ранее он был приведен к присяге, после чего состоялась церемония передачи исполнительной власти от правившего в Египте после ухода от власти Хосни Мубарака Высшего совета Вооруженных сил /ВСВС/ новому главе государства. Там же военные пообещали «находится на стороне президента».

С момента свержения в 1952 г. монархии и до этого дня руководителями страны всегда были представители армейской верхушки.

Первой задачей, которую сам поставил себе первый гражданский президент АРЕ, полномочия которого были сильно урезаны ВСВС, стало формирование «коалиционного правительства» во главе с «независимым политиком». В этой связи назывались имена бывшего главы МАГАТЭ Мохаммеда эль-Барадеи и бывшего министра финансов Хазема эль-Беблави.

Однако Мурси остановился на министре ирригации из уходящего правительства. 24 июля 50-летний Хишам Кандиль был назначен премьер-министром и ему было поручено сформировать новое правительство страны. Кандиль – беспартийный, инженер по образованию, которое он получил в университетах Каира и Северной Каролины /США/. До назначения на министерский пост работал в министерстве ирригации. Со своей стороны Кандиль тут же заявил, что будет подбирать будущих министров по критерию их компетентности, а не партийной принадлежности.

Изначально было понятно, что Мурси и его кабинету придется очень трудно с учетом острейшего социально-экономического кризиса, переживаемого Египтом и многочисленных обещаний, розданных исламистом в ходе предвыборной гонки. Как намекала в этой связи независимая газета «Аль-Ватан», «отныне президент официально вступил в должность, теперь народ ждет конкретизации сделанных ранее обещаний уже в период первых 100 дней нахождения у власти». Сделать это ему будет чрезвычайно сложно, поскольку военные заранее оговорили за собой право вето на любой закон, расходование бюджетных средств, а также на любые конституционные изменения. Да и трудно говорить о широкой народной поддержке, если вспомнить, что Мурси победил своего конкурента Ахмада Шафика во втором туре голосования с минимальным преимуществом – он набрал всего 51,7% голосов.

Одним из первых нового президента Египта поздравил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. В этом послании он выразил надежду на то, что Мурси сделает все необходимое для выполнения мирного соглашения между двумя странами от 1979 года. Нетаньяху подчеркнул в этом письме, что уважение положений этого соглашения «отвечает интересам двух стран». Понятно, что любая деятельность Мурси в поддержку мирного соглашения вряд ли будет положительно воспринята рядовыми «братьями».

Приход к власти исламиста Мурси вызвал напряженность в Израиле, где опасаются – и не без оснований – за будущее мирного соглашения, хотя новый президент Египта сразу после объявления об его победе на выборах обязался уважать все международные соглашения, подписанные Египтом, включая мирный договор с Израилем.

1 июля Египет получил подарок от тех, кто поддерживал «улицу» в течение последних полутора лет. В тот день было подписано соглашение с базирующимся в Саудовской Аравии Исламским банком развития /ИБР/, согласно которому Каир получит 1 млрд долларов. Эти средства пойдут на закупку продуктов нефтепереработки /бензина и солярки/, а также продуктов питания, и в первую очередь - зерна.

Примечательно, что условия предоставления этой суммы не разглашались, поэтому можно предположить, что это была безвозвратная ссуда. Сколько Египет протянет на эту помощь – месяц, два? Ведь сейчас положение Каира изо дня в день становится все хуже и хуже – после ухода Мубарака заметно сократились доходы от туризма, практически перестали поступать прямые иностранные инвестиции, резко сократились валютные запасы, заметно вырос дефицит бюджета. Египет вынужден закупать в больших объемах бензин и зерно при том, что относительно низкие цены на эти продукты на внутреннем рынке поддерживаются государством.

Наиболее заметным политическим действом новых египетских властей стал прием 2 июля в Каире встречи представителей сирийской оппозиции, проходившей под эгидой Лиги арабских государств /ЛАГ/. Главной целью этой встречи было добиться объединения разношерстной сирийской оппозиции. На конференции присутствовали главы МИД тех стран, которые с благословения Вашингтона всеми силами толкают Сирию к гражданской войне – Египта, Турции и Кувейта. Среди них также затесался их коллега из Ирака. Примечательно, что конференцию бойкотировала Сирийская свободная армия, отвергающая саму возможность переговоров с Дамаском.

Продолжение сирийской темы последовало 13 июля, когда на совместной пресс-конференции в Каире президенты Египта и Туниса заявили о поддержке сирийских повстанцев. Тем не менее они выступили против иностранного военного вмешательства в Сирии.

Тем временем сразу после вступления Морси в должность президента египтяне стали выходить со своими требованиями не на площадь Ат-Тахрир в центре Каира, а к президентскому дворцу в квартале Гелиополис. Как утверждают чиновники из окружения Мурси, делегатам от участников манифестаций позволяется заходить в президентский дворец, чтобы лично излагать свои проблемы президенту. При Мубараке такое было немыслимо из-за бюрократии и повышенных мер безопасности.

10 июля распущенный в середине июня решением Высшего конституционного суда и восстановленный указом Мурси парламент собрался на заседание, бросив таким образом вызов военным и судебной ветви власти. Как известно, в парламенте после недавних выборов преобладают единомышленники Мурси – исламисты. Именно они – сторонники «Братьев-мусульман» и салафиты - присутствовали на заседении, в то время как представители других партий бойкотировали его. Со своей стороны Высший конституционный суд, члены которого были назначены еще Мубараком, признал указ президента незаконным, подтвердив тем самым незаконность парламента. В этой связи египетский парламент подал кассационную жалобу на решение Высшего конституционного суда в Кассационный суд. Таким образом, в Египте отчетливо наметился очередной виток противостояния, на сей раз – между исламистом-президентом и судебной ветвью власти. В этом противостоянии военные поддержали судейских, призвав египтян уважать «закон и конституцию». Со своей стороны Мурси – президент был вынужден заявить, что будет уважать вердикт Высшего конституционного суда, объявившего его решение о возобновлении деятельности парламента незаконным, а значит, Египет ждут новые парламентские выборы. Что касается Кассационного суда, то он скромно признал себя некомпетентным в рассмотрении столь щекотливого дела. 14 – 15 июля в Каире побывала с визитом госсекретарь США Хиллари Клинтон. Ее собеседниками были президент Мурси, глава ВСВС маршал Хусейн Тантауи, а также представители гражданского общества, и в частности, коптов /египетских христиан/. Одной из главных целей ее встречи с Мурси было добиться от него гарантий того, что Египет будет уважать мирное соглашение с Израилем 1979 года. В ходе визита Х.Клинтон в Каир, в разгар «войны» между исполнительной и судебной ветвями власти с красноречивым заявлением выступил глава ВСВС. В его коммюнике утверждалось, что египетские военные не позволят «ни одной группе» доминировать в стране. И хотя в тексте заявления не уточнялось, про какую группу идет речь, меж строк явно читались «Братья-мусульмане». «Египет не падет. Он принадлежит всем египтянам, а не какой-либо одной группе», - подчеркнул маршал Тантауи.

И позднее президент и военные не прекращали наносить чувствительные удары по самолюбию друг друга. 19 июля Мурси подписал указ об амнистии 572 человек, ранее осужденных военными трибуналами. Он также решил создать комиссию, которой поручено проверить все приговоры, вынесенные военными трибуналами в отношении гражданских лиц. по даным этой комиссии, с начала массовых выступлений, сначала приведших к уходу Мубарака, а затем продолжившихся уже против власти ВСВС, военные арестовали 11879 человек. 9714 из них позднее были освобождены.

18 июля президент Мурси впервые в новом качестве встретился с главой Палестинской национальной администрации администрации Махмудом Аббасом. По итогам встречи последний заявил, что «двери закрыты перед политическим процессом с Израилем, и что канал двусторонней связи также закрыт». Ранее Мурси предупредил, что он будет более жестко относиться к Израилю по сравнению с Мубараком при одновременном уважении мирного соглашения между двумя странами.

Приехавший одновременно в Каир глава ХАМАСа Халед Машаль встретился тогда же с главным египетским разведчиком генералом Мурадом Муафи. Глава разведслужб Египта вне зависимости от персоналий традиционно играл особую роль в отношениях как между палестинцами, так и между Каиром и различными палестинскими группировками. Состоялась также встреча между Машалем и Мурси. По словам Машаля, в ближайшее время Мурси должен организовать встречу между палестинскими лидерами с тем, чтобы способствовать межпалестинскому примирению.

19 аиюля в США в возрасте 77 лет скончался предшественник генерала Муафи на посту главы спецслужб Египта, несостоявшийся кандидат в президенты АРЕ, однако бывший вице-президент страны Омар Сулейман. На пост вице-президента он был назначен в самые «горячие» дни новейшей истории Египта – накануне отказа от власти Мубарака в феврале 2011 г. Именно он публично объявил об решении Мубарака.

Бывший главный разведчик Египта не стал дожидаться участи своего хозяина и эмигрировал из АРЕ сразу после того, как его лишил возможности участвовать в президентских выборах, поскольку не успел собрать необходимое число сторонников в 15 провинциях страны, как это предусматривалось законом. Сначала он выехал в Дубай, затем – в Германию, а потом – в США. В любом случае можно сказать, что он боролся с исламистами до конца. При этом никто не потребовал от него предстать перед судом, как это случилось с другими сподвижниками Мубарака.

Пост главы спецслужб Сулейман занял в 1991 г. Считается, что он сыграл решающую роль в разгроме радикальных исламистских группировок «Аль-Гамаа аль-Исламия» и «Аль-Джихад». Сулейману также поручались «специальные миссии» - он, в частности, вел палестино-израильское досье. Сулейман умер в больнице, где проходил обследование, в результате внезапного сердечного кризиса.

Состоявшиеся 21 июля похорон Сулеймана вылились в массовую манифестацию с участием нескольких тысяч человек. Ее участники скандировали лозунги против Мурси и «Братьев-мусульман».

В течение июля сложной оставалась обстановка на севере Синайского полуострова. Египет с согласия Израиля еще в 2011 г. ввел туда дополнительные армейские подразделения с целью обеспечения безопасности. В ответ действующие там группы радикальных исламистов распространили в июле листовки, в которых предлагалось военным покинуть эту территорию. 19 июля исламисты перешли от слов к делу – группа боевиков расстреляла армейский блок-пост, погибли двое военнослужащих.

22 июля боевики с территории Синайского полуострова обстреляли двигавшийся по территории Израиля автобус с солдатами. В результате обстрела никто не пострадал.

В целом, еще в июле было понятно, что «холодная война» между Мурси и военными должна была привести к кризису. В итоге так оно и получилось – 12 августа Морси отправил в отставку всю военную верхушку во главе с Тантауи.

Начало