Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

День Иерусалима-2012 в Иране: ужесточение антиизраильской риторики

В.И.Месамед

В пятницу 17 августа Иран в очередной раз отметил Всемирный День Иерусалима (Руз-э джаhани-йе Кодс). Официальная иранская пропаганда определяет этот праздник как день «солидарности с палестинским народом в борьбе с сионистским режимом». Он был инициирован сразу же после победы в Иране исламской революции 1979 г. лидером Исламской Республики Иран аятоллой Рухоллой Хомейни, хотя приоритет идеи принадлежит аятолле Хоссейн-Али Монтазери, в свое объявленному официальным преемником Хомейни. Этот день отмечают в основном Иране и странах, находящихся под его влиянием. В Иране День Иерусалима обладает значительным пропагандистским значением, преимущественно антиизраильского характера. Проведение Дня в последнюю пятницу священного для мусульман месяца Рамадан, которую именуют «пятницей сирот», исполнено, по мнению Хомейни, глубокого смысла, потому что в этот день в Тегеране вновь и вновь декларируют Исламскую Республику в качестве основного опекуна «порабощенного сионистами и испытывающего неимоверные трудности палестинского народа». Последнее клише прочно утвердилось в иранских СМИ, тиражируется в речах иранских лидеров, доминирует в этот день на транспарантах во время многотысячных шествий во всех иранских городах. Еще одна идея, высказанная аятоллой Хомейни и присутствующая во всех произносимых в этот день речах, заключается в том, что смысл этого праздника, кроме необходимости освобождения «оккупированной Палестины», состоит в противостоянии Востока и Запада как символов добра и зла.

В годы президентства М.Ахмадинежада День Иерусалима приобретает все большую антиизраильскую заостренность, постепенно становясь апофеозом нагнетаемой в стране истерии. Так, в 2006 г. иранский президент впервые лично прошел во внушительной колонне демонстрантов по Тегерану. Тогда это было обставлено максимально символично, потому что он присоединился к участникам манифестации на пересечении центральных улиц Палестины и Исламской революции. Несколькими часами спустя, на пятничном намазе в мечети Тегеранского университета, М. Ахмадинежад повторил с большим, чем обычно, воодушевлением, весь набор антиизраильских штампов, начиная от обычного отрицания Катастрофы восточноевропейского еврейства и кончая пожеланиями скорейшего конца еврейскому государству. Логической доминантой выступления была впервые им произнесеннавя фраза о том, дни сионистского режима сочтены. «Это доказала 33-дневная ливанская война, в ходе которой был развенчан миф о непобедимости израильской армии. Бойцы палестинского сопротивления день за днем приближают конец этого незаконного правительства. Сегодня я во всеуслышание заявляю: сионистский режим лишился идеологической основы своего бытия».

Однако не всегда в лозунгах Дня Иерусалима преобладает пропалестинская проблематика. Вспомним 2009 г., когда в Иране поднялось массовое социально-политическое движение за пересмотр официально объявленных результатов президентских выборов. Уже за несколько недель до проведения Дня Иерусалима стало ясно, что его проведение отойдет от устоявшейся схемы. Была вероятность того, что место традиционно проводимых демонстраций солидарности с «угнетенной Палестиной» могли занять поствыборные протестные акции. Так и получилось: фальсификации и подлоги, в обилии применявшиеся на последних президентских выборах, и нежелание властей признать такие факты и дать им принципиальную оценку сделали такую вероятность возможной. Такие оппозиционные политики как Мир-Хоссейн Мусави, Мехди Карруби и Сейед-Мохаммад Хатами согласились использовать в ходе мероприятий Дня Иерусалима протестные лозунги. Это происходило несмотря на предупреждение властей не солидаризироваться с лозунгами, которые не имеют прямого отношения к Дню Иерусалима. Тогда, три года назад, традиционный лозунг «Смерть Израилю» был частично потеснен неоднократно озвучиваемым в течение последних месяцев призывом «Смерть диктатору!» Звучали и актуальные слоганы «Мы не хотим Ахмадинежада!», «Эй, лжец, где твои 63%?», или неожиданно ставший популярным «Уходи, руководитель-скорпион», скандировавшийся на демонстрациях и шествиях. Новинкой Дня Иерусалима был и новый лозунг, предложенный «зеленой» оппозицией – «Не Газа, и не Ливан, отдадим жизни за Иран!», практически дезавуировавший идею солидарности с палестинцами.

Каковы же новые реалии годы нынешнего? Для ирано-израильского противостояния он необычен тем, в Израиле все оживленнее дебатируют проблему военного решения иранской атомной проблемы и давно достигнут общественный консенсус по поводу признания того, что Иран является самой серьезной угрозой существованию еврейского государства. СМИ Израиля не раз цитировали фразу Ахмадинежада о том, что «…уничтожение Израиля и сионистского режима больше не является иллюзорной целью». Именно поэтому Израиль максимально серьезно рассматривает иранские угрозы, полагая, что они требуют серьезной и взвешенной реакции. Соответственно, в Иране также обострилась антиизраильская риторика. Еще за два дня до проведения Дня Иерусалима, 15 августа, лидеры страны сделали официальные заявления о том, что реализованы все подготовительные мероприятия. В частности, было заявлено, что несмотря на то, что в нынешнем году Иран столкнулся еще с большими угрозами своей безопасности и находится в преддверии грозовых событий, в стране намерены провести День Иерусалима с традиционным размахом и пышностью. Было объявлено и о том, что во всех городах намечены маршруты, по которым пройдут участники грандиозных манифестаций. Ряд деятелей исламского режима заранее обратились со специальными обращениями к народу. Так поступил , например, аятолла Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани, призвавший народ активно участвовать во всех мероприятиях этого памятного дня. В многочисленных заявлениях, как рефрен, звучала мысль о том, что Израиль в ближайшее время исчезнет как государство. Глава специального штаба под названием «Иерусалим и интифада» Рамазан Шариф объявил о том, что основополагающий лозунг этого дня в нынешнем году состоит в необходимости исламского пробуждения для окончательного освобождения святого города. Эту же фразу в интерпретации религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи привела за два дня до Дня Иерусалима консервативная «Джомхурийе Эслами». Проправительственный сайт «Джаханньюс» написал в тот день, что «стратегическая глубина проведения всех акций Дня Иерусалима должна быть такова, чтобы стало понятно, что для Израиля не остается никаких возможностей для продолжения существования».

Как и в прошлые годы, главная цель многочисленных манифестаций Дня Иерусалима состояла в демонстрации верности иранского руководства и всего народа страны идее «освобождения палестинского народа от ига израильских захватчиков», поддержке политики создания независимого палестинского государства, выражения готовности самопожертвования во имя этой цели. Значительная часть лозунгов и плакатов, которыми расцветились улицы и площади иранских городов, носила более острый, чем прежде, антиизраильский и антизападный характер, выражали поддержку широкими слоями иранского народа режима Исламской республики. По завершении манифестаций Дня Иерусалима было принято обращение, главная идея которого состояла в продолжении деятельности, направленной на уничтожение Израиля. Никакой компромисс с сионистами в этом вопросе невозможен, подчеркивалось в обращении. «Борьба должна идти до победного конца, то есть полного уничтожения еврейского государства, место которого в нынешних границах займет государство Палестина, воплотив тем самым в реальность одну из концептуальных задач иранской Исламской революции 1979 г.» Вся территория исторического еврейского государства перейдет под власть ислама, утверждается в обращении, принятом манифестантами Дня Иерусалима.

Все руководителя ИРИ лично возглавляли манифестации в разных городах и регионах страны, выступив с речами, содержание которых было уже не раз апробировано во время подобных шествий. Исполненный президентских амбиций глава парламента Али Лариджани сказал, обращаясь к участникам одной из манифестаций, что проблема освобождения Иерусалима от сионистов является главной целью Исламской революции в Иране. «Только в День Иерусалима понимаешь, что все сверхдержавы Запада обречены на историческое поражение, а их место займет все более крепнущий ислам». Самые резкие антиизраильские заявления, как прежде, сделал президент Махмуд Ахмадинежад. Главная тема его заявления – необходимость полного и безусловного уничтожения Израиля. «Сегодня Израиль носится с лицемерной и идеей создания двух государств. Сионистское государство – это раковая опухоль, и до тех пор пока хотя бы одна раковая клетка останется на земле священной Палестины, из этого ничего не выйдет, мы не достигнем своих целей! Существование сионистского государства - это оскорбление человечества». По мнению иранского президента, в сегодняшнем мире противостояние существованию Израиля, по своей сути, означает верность идее защиты прав и достоинства всех людей земного шара. В продолжение своей речи иранский президент сказал, что не за горами то время, когда страны региона Ближнего Востока покончат с Израилем и создадут новый мировой порядок, где не будет места ни сионистам, ни США. Интересно его заявление о том, именно сионисты спровоцировали обе мировых войны, а затем всецело подчинили себе мировую политику, обладая контролем даже в США. Именно через Израиль Запад пытается мостить дорогу в мир ислама.

Кстати, в нынешнем году такая фразеология Ахмадинежада вызвала резкую ответную реакцию Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, увидевшего в антиизраильских высказываниях иранского президента неприкрытое подстрекательство. Генсек ООН заявил, что устав его организации запрещает руководству стран-членов выступать с угрозами и подстрекательскими заявлениями в адрес других стран.

Начало