Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Израиль, экономический обзор: декабрь 2011 г

Д.А. Марьясис

Декабрь – в большинстве стран мира это месяц подведения итогов финансового года. Израиль тут не является исключением. Следует отметить, что ушедший год был богат на события. С одной стороны Израилю удалось по многим параметрам преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса, который, в общем, оказал не очень значительное влияние на экономику страны; активно шел процесс всесторонней подготовки к эксплуатации шельфовых месторождений газа, способных в корне изменить ситуацию в израильской энергетике; удалось купировать рост стоимости жилья – одну из наиболее серьезных проблем Израиля последних лет. С другой – возникли постоянные перебои с поставкой газа из Египта в связи с революционными изменениями в стране, что привело к значительному росту тарифов на электричество; серьезно ухудшились в недавнем прошлом очень тесные отношения между Израилем и Турцией; проблемы социально-экономической политики израильского правительства вылились в беспрецедентную акцию протеста.

Российско-израильские отношения тоже развивались неоднозначно в ушедшем юбилейном для двусторонних отношений году. Он начался с того, что из-за забастовки работников МИДа Израиля был сорван визит президента РФ Д.А. Медведева в эту страну. С точки зрения деловых контактов это привело к тому, что темпы их развития несколько замедлились и потенциал был не реализован до конца. Однако, и это отрадно, стало очевидно, что в двусторонних отношениях экономика все меньше зависит от политики. Позитивным трендом в двусторонних отношениях стало и то, что все больше развивается научно-техническая кооперация между нашими странами. Достойным завершением года стало проведение в Москве в декабре девятого заседания Смешанной российско-израильской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (подробнее см. далее в обзоре).

Данный экономический обзор состоит из следующих разделов: макроэкономические аспекты, внешнеэкономические аспекты, российско-израильское сотрудничество, высокие технологии, энергетика, недвижимость.

Макроэкономические аспекты

Согласно опубликованным в конце декабря предварительным данным Центрального статистического бюро (ЦСБ) Израиля, ВВП страны в ушедшем году вырос на 4,8%, что приблизительно соответствует показателям 2010 г. В 2009 г. ВВП вырос лишь на 0,8% - сказывался мировой кризис. Однако, поквартальные сравнения, правда, без учета последнего квартала 2011 г. показывают небольшую негативную динамику:

I квартал 2011

II квартал 2011

III квартал 2011

4,8%

3,7%

3,5%

Население Израиля выросло в 2011 г. на 1,9%[ii], а ВВП на душу населения – на 2,9%, составив $31,1 тыс. Частное потребление на душу населения  выросло на 2,1%. Этот показатель по товарам длительного пользования вырос на 5,6%, а по товарам кратковременного пользования – на 1,8%. Динамика изменений других показателей приведена в таблице ниже:

 

Частное потребление

Инвестиции в основной капитал

Экспорт товаров и услуг

Экспорт товаров и услуг за вычетом бриллиантов*

2010

5,3%

13,6%

13,4%

10,7%

2011

4%

15,8%

4,5%

3%

* По оценкам ЦСБ экспорт бриллиантов в 2011 г. вырос на 16,2%.

В декабре на фоне европейских проблем и падения рынков капитала продолжил чувствоваться экономический пессимизм израильтян, отражаемый индексом потребительской уверенности, рассчитываемым компаниями «Globes Research» и «PwC Israel». В рассматриваемом периоде он сократился на  4,1 пункта, составив, таким образом, 77,1 пункта (за 100 взят уровень 1996 г.). Отметим, что с декабря 2011 г. в расчете этого индекса произошло одно дополнение (способ расчета индекса рассмотрен в обзоре за август 2011 г.) – добавлен параметр отношения израильтян к финансовым вложениям. Тренд по этому направлению можно будет увидеть через несколько месяцев, но первые данные уже есть. Опрос показал, что 87% израильтян вообще не имеют своего портфеля ценных бумаг. Из тех, которые имеют портфель, 61% не собирается в течение ближайшего полугодия вносить в него изменения, 8% хотят несколько уменьшить свое присутствие на финансовых рынках, 5% - увеличить, 17% не решили, что делать, а 8% отказались ответить. Такая нерешительность соответствует происходившему на фондовом рынке в течение 2011 г., когда по его итогам фондовый индекс сократился на 18,2%, несмотря на слабую позитивную тенденцию декабря, когда он увеличился на 0,3%.

По предварительным итогам, опубликованным министерством финансов Израиля, дефицит бюджета по отношению к ВВП составил 3,3%, что на 0,4% выше запланированного. Это произошло по нескольким причинам: во-первых, было собрано на 2,2 млрд шек. меньше налогов (хотя по сравнению с 2010 г. их было собрано на 8% больше); во-вторых, на фоне мировых экономических проблем сократились доходы государства, в частности от выплат по процентам. Важно, что затратная часть бюджета была соблюдена, несмотря на значительное общественное давление. Проблема для министерства финансов возникнет, скорей всего, в 2012г., так как запланированный согласно принятому в 2010 г. при других экономических обстоятельствах двухгодичному бюджету дефицит, должен составить по итогам этого года 2%, а сейчас оценивается, что он составит не менее 3,5% ВВП. В ближайшее время высшими должностными лицами министерства будут сделаны соответствующие корректировки, позволяющие дать более точный прогноз.

По итогам декабря 2011 г. в третий месяц подряд наблюдалось сокращение валютных резервов Израиля. В этот раз они снизились на $280 млн, составив к концу года $74,9 млрд, что на $4 млрд выше уровня конца 2010 г.

Неожиданно для большинства экспертов Банк Израиля оставил без изменения базовую процентную ставку на январь 2012 г. на уровне 2,75%. Ожидалось, что Монетарный комитет, который с недавнего времени принимает подобные решения, сократит процентную ставку на 25 процентных пункта. Причинами такого решения специалисты банка называют: необходимость сдерживать инфляцию; общий рост экономики, несмотря на некоторое снижение его темпов по сравнению с 2010 г.; улучшение экономических показателей США в декабре и некоторое улучшение положения международных финансовых рынков, несмотря на определенную нестабильность. Между тем специалистами Центробанка постоянно проводится мониторинг текущей ситуацией в стране и мире и есть большая вероятность, что в будущем можно ожидать дальнейшее понижение ставки.

Опубликованные в декабре данные показали, что в октябре 2011 г. уровень безработицы в Израиле достиг рекордно низкого уровня в 5%. Это выглядит несколько странно на фоне непростых экономических условий особенно в экспортной составляющей израильского хозяйства. С одной стороны, такую ситуацию вполне можно объяснить успешными действиями правительства страны, которое длительное время прикладывало немалые усилия в этом направлении. С другой – это может быть результатом снижения степени участия в рабочей силе (т.е. часть людей просто отказалась от поисков работы и не может более считаться рабочей силой), что математически снижает уровень безработицы. Кроме того, следует отметить, что показатель безработицы – это один из таких экономических показателей, у которых довольно длительный период реагирования на изменения, так что существует вероятность роста безработицы в ближайшем будущем.

В декабре продолжилась публикация прогнозов на 2012 г. Свои сценарии экономического развития Израиля выпустила и Ассоциация производителей страны. Согласно оптимистичному сценарию этой организации ВВП Израиля вырастет в 2012 г. на 2,7%, а безработица достигнет уровня 6,4%. Пессимистичный сценарий предполагает 0,8% рост ВВП, а безработица вырастет до 7%. Этот сценарий основан на крайне негативных прогнозах развития экономик стран ЕС.

Банк Израиля также опубликовал свой новый прогноз развития экономики страны в 2012г. Он понизил свой предыдущий прогноз роста ВВП с 3,2% до 2,8% (ОЭСР предсказывает 2,9% роста ВПП Израиля). Процентная ставка, по оценке Центробанка, составит в конце 2012 г. 2,25%. Уровень безработицы вырастет до 6,4%, при этом будет наблюдаться некоторое увеличение включенности в рабочую силу. Частное потребление сильно сократится с нынешнего уровня (см. таблицу выше) до 1,4%. Все это будет происходить, по мнению специалистов банка, в основном не из-за внутренней динамики, а из-за ухудшающейся мировой конъюнктуры, которая в любом случае будет оказывать негативное воздействие на экономику Израиля.

Несмотря на то, что экономические власти страны довольно позитивно оценивают внутреннюю экономическую ситуацию в Израиле, нельзя не признать ряд серьезных проблем в социально-экономической области, которые, в частности, привели к беспрецедентным акциям протеста летом-осенью 2011 г. Одной из наиболее обсуждаемых проблем из этой области является увеличивающийся разрыв между самыми бедными и самыми богатыми людьми Израиля. Согласно специальному отчету Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разрыв в доходах в Израиле составляет 14 к 1, также как в Турции и США. В наиболее сбалансированных странах – Германии, Дании и Швеции – этот разрыв составляет 6 к 1. По данным израильского аналитического центра «Adva Center», также опубликованным в декабре 2011 г., в 2010 г. доход верхних 10% населения страны вырос на 10%, а доход менеджеров высшего звена 25 крупнейших компаний, зарегистрированных на бирже, – на 30%, в то время как у большинства домохозяйств доход если и вырос, то лишь на несколько процентных пунктов. Снизить социальную напряженность по этому поводу, согласно мнению экспертов ОЭСР, можно путем реструктурирования подоходного налога, налога на прибыль с капитала и налога на наследство.

Вообще, в декабре была отмечена высокая активность правящих кругов, направленная на преодоление ряда социально-экономических проблем Израиля, в частности путем реализации рекомендаций комиссии Трахтенберга, созданной в результате массовых акций гражданского протеста в стране. Так, в начале месяца кнессет принял во втором и третьем чтениях предложения по реформированию налогового законодательства, а именно: сокращение НДС на 2% для семей с низкими доходами; налоговые сокращения для отцов с детьми до трех лет на сумму 418 шек. в месяц с ребенка; сокращение ставок процента по поддерживаемым государством ипотечным программам до уровня не выше 3%; запрет на повышение акциза на топливо. Все эти решения вступили в силу 01.01.2012. К тому же с этого времени будут отменены импортные пошлины на сотни видов товаров, в числе которых: детские коляски, игрушки, одежда, домашние бытовые приборы, косметика, швейные машинки, шины, кожаные ручные сумки и чемоданы, стекольная продукция, лекарственные препараты, а также сырье для промышленных нужд (включая химические ингредиенты и древесину). Кроме того, с целью стимулирования конкуренции на израильском рынке правительство страны приняло решение отменить таможенные пошлины на товары стоимостью менее 1200 шек., купленные через Интернет. На алкогольную продукцию и табачные изделия эта льгота не распространяется.

Также, в конце декабря правительство Израиля одобрило большую часть рекомендаций, касающихся снижения стоимости жизни в стране. В частности речь идет о расширении мандата антимонопольного комитета, установлении государственного контроля над ценами на бензин и дизельное топливо, усилении конкуренции на рынке цемента и газовых станций (оказалось, что сейчас на открытие такой станции требуется от 8 до 16 лет из-за бюрократических проволочек), открытии израильских портов для конкуренции, строительстве частных терминалов в портах Ашдод и Хайфа, усилении конкуренции на рынке яиц, молока и сыра. Рекомендации также предусматривают реформу общественного транспорта. 

Пожалуй, одним из самых значимых результатов деятельности комиссии Тахтенберга стало создание в декабре комиссии по рассмотрению ситуации в сфере конкуренции в банковском секторе, которую возглавил куратор банков от имени Банка Израиля Д. Закен. Других членов комиссии представители Центробанка и министерства финансов не называют, опасаясь возможного давления со стороны банковского сообщества. В правительстве не удовлетворены уровнем конкуренции в этом секторе, следствием чего явилось попустительское отношение к предоставляемым банками услугам населению. Однако, судя по имеющейся информации, комиссия не ставит целью серьезно реформировать данную сферу, хотя проф. Трахтенберг отмечал высочайшую степень концентрации в ней – 5 крупнейших банковских групп контролируют 93% активов, а лишь разработать рекомендации по устранению препятствий к конкуренции в рамках существующей структуры. Речь идет о повышении возможности клиентов влиять на ситуацию, а также о создании более простых и понятных банковских продуктов. Важным элементом деятельности этой комиссии также будет рассмотрение возможности создания общей базы данных по кредитной истории населения, что позволит людям более просто переходить из одного банка в другой. Дело в том, что в отсутствие такой базы данных клиенту сложно менять банк, так как в новом банке ему заново придется зарабатывать свою репутацию. К этому стоит еще добавить несбалансированную тарифную политику банков, назначающих высокие цены за свои услуги. При этом постоянным клиентам известно, что путем переговоров можно значительно снизить стоимость той или иной услуги. Комиссия видит своей задачей разработать более прозрачную схему тарификации, понятную клиентам и отражающую реальную стоимость той или иной услуги.

Вместе с тем, не все рекомендации комиссии Трахтенберга были приняты в декабре. Рассмотрение некоторых из них, таких как введение всеобщего бесплатного образования с 3-4 лет и привлечение религиозного и арабского секторов населения на рынок труда, было отложено на более поздний срок. А вместо сокращения оборонного бюджета Израиля на 3% произошло его увеличение на 779 млн шек. Хотя этот процесс и сопровождался значительными дебатами. Чиновники объяснили, что это увеличение произошло за счет сокращения расходов других ведомств – министерства строительства, Института социального страхования и министерства окружающей среды. К тому же, по мнению экспертов Банка Израиля, бюджет министерства обороны не вышел за рамки, предписанные комиссией Бродета, а все увеличения были благоразумны и основаны на солидной доказательной базе.

Много внимания рекомендациям по экономической деятельности правительства уделяется в первом отчете ОЭСР по Израилю как стране-члену этой организации. Так, предлагается ряд мер по уменьшению степени концентрации в экономике страны. Во-первых, предлагается создание отдельного органа, наблюдающего за тем, чтобы концерны соблюдали права миноритарных акционеров и не подрывали основы конкуренции. Во-вторых, эксперты ОЭСР рекомендуют законодательно разделить финансовые и нефинансовые компании, запретить их объединение в единые группы. Это, с одной стороны, может несколько повысить стоимость финансовых услуг для ряда крупных промышленных компаний, но, с другой – позволит сделать финансовый сектор менее зависимым от других секторов экономики и даст возможность финансистам выдавать ссуды и кредиты на основе объективных показателей, а не на основе лояльности своей финансово-промышленной группе. В-третьих, рекомендуется увеличить иностранное присутствие среди владельцев финансовых компаний Израиля, что позволит разнообразить методы и стили управления в этом секторе.

Эксперты ОЭСР также рекомендуют не поддаваться общественному давлению и не увеличивать расходную часть бюджета, а также продолжить работать над достижением соотношения государственного долга к ВВП на уровне 60% к 2020 г., как и планировалось ранее. В отчете поддерживается позиция комиссии Трахтенберга в области налогообложения, особенно в том, что касается невозможности снижения НДС и налога на прибыль корпораций. Однако в ОЭСР не считают нужным поднимать ставку налога для высокооплачиваемых работников, так как это дает дополнительный стимул к уходу от уплаты налогов. Важной частью рекомендаций ОЭСР по налогам стало предложение по установлению специального налога по выбросам в атмосферу или по увеличению налога на использования топлива для производства электричества. Это должно стимулировать израильтян отказаться от использования личного транспорта и пересесть на общественный, а  также снизить использование топлива при производстве электроэнергии, так как относительно размера страны израильские выбросы парниковых газов в атмосферу слишком высоки.

В завершение этого раздела хотелось бы отметить еще одну важную меру, предпринятую правительством Израиля в декабре 2011 г. для развития малого и среднего бизнеса. Министерство промышленности, труда и торговли опубликовало тендер на участие банков в создании кредитной линии для подпадающих под это определение компаний. Государство предоставит 500 млн шек., а банки должны будут добавить еще 2,5 млрд. Полученные по этой линии средства должны будут использоваться компаниями для погашения других займов при отсутствии возможности получить кредит на банковском рынке. Правительство также будет субсидировать банковскую проверку состоятельности запрашивающих кредит компаний, что сильно уменьшит расходы банков и повысит привлекательность выделения кредитов малому и среднему бизнесу.

Внешнеэкономические аспекты

Израиль продолжает приспосабливаться к ухудшению ситуации в Европе – важнейшем торгово-экономическом партнере страны. По словам министра финансов Израиля, если экономика Европы останется в состоянии рецессии в ближайшие 5-10 лет, то это скажется не только на Европе, но и на США и Израиле. С целью минимизировать возможный ущерб власти страны стараются улучшить отношения с другими регионами мира. Сейчас около 70% экспорта Израиля направляется в развитые страны. Власти же всячески пытаются стимулировать экспорт в Китай, Индию и Южную Америку, чтобы не быть зависимым только от западных стран. Этот план до сих пор остается успешным, с учетом того, что экспорт в развивающиеся страны, увеличился с 30% до более 40% только за 2010–2011 гг. Видимо Израилю также предстоит перераспределить и свои финансовые потоки. В частности в 2011 г. израильские банки стали проводить политику снижения вовлеченности в финансовые системы Португалии, Италии, Ирландии, Греции и Испании, так как там ситуация сильно ухудшилась, а Греция вообще стоит на пороге банкротства.

В рамках указанной выше политики в декабре состоялся визит министра финансов Израиля в Индию. В ходе визита Индии было предложено закупать у Израиля природный газ. Стороны договорились рассмотреть эту возможность более детально. К настоящему моменту основными поставщиками газа в Индию являются Катар и Оман. Однако, как отмечают специалисты, политических проблем в связи с этим у Израиля с Индией не возникнет, так что вопрос имеет чисто экономическую плоскость.

В декабре продолжилось ухудшение израильско-турецких отношений. Министерство обороны Израиля распорядилось, чтобы концерн «Israel Aerospace Industry» (IAI) и компания «Elbit» отменили контракт с турецкими ВВС по поставке им оборудования для сбора разведывательной информации с воздуха, который был подписан в 2009 г.

В завершении этого раздела представляется уместным написать о том, что в декабре министерство финансов ПНА опубликовало исследование, которое частично было спонсировано ООН. В нем говорится, что израильская оккупация Западного берега реки Иордан привела к потере в 2010 г. палестинской экономикой $6,9 млрд. При этом 55% указанной суммы в исследовании относят к косвенным издержкам, которые невозможно проверить из-за отсутствия соответствующих данных. Основными претензиями к Израилю являются блокировка доступа палестинцев к природным ресурсам и средствам производства, невозможность осуществления эффективной внешнеэкономической деятельности под израильским контролем, а также блокада сектора Газы.

Российско-израильское сотрудничество

Самым значимым событием декабря в сфере российско-израильского сотрудничества стало девятое заседание Смешанной Российско-Израильской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, прошедшее в Москве 7-8 декабря 2011 г. Российскую часть Комиссии возглавлял Первый заместитель Председателя правительства Российской Федерации В.А. Зубков. Израильскую часть – Заместитель премьер-министра, министр иностранных дел Государства Израиль  А. Либерман. Заседание Комиссии прошло в атмосфере взаимопонимания и конструктивного диалога на фоне процесса углубления российско-израильских отношений. Стороны рассмотрели состояние торгово-экономических отношений между двумя странами и отметили, что со времени проведения в 2010 г. восьмого заседания Комиссии они получили дальнейшее развитие, что выразилось в заметном росте товарооборота. Особо отмечался потенциал, имеющийся  во многих областях двустороннего сотрудничества. Израильская сторона выразила надежду, что российская сторона успешно завершит процесс присоединения к Всемирной торговой организации. По мнению израильтян, это будет способствовать развитию экономического сотрудничества между деловыми кругами двух стран. Стороны договорились провести обмен мнениями по вопросу вступления России в ОЭСР, в т.ч. с учетом преимуществ, которые получит Россия от передачи израильского опыта как нового члена этой организации. На заседании состоялся обмен мнениями о путях преодоления негативного воздействия мирового финансово-экономического кризиса на двустороннее торгово-экономическое сотрудничество. В рамках заседания Комиссии состоялись обсуждения по следующим направлениям сотрудничества: торговля и инвестиции; промышленные исследования и разработки, инновации; сельское хозяйство; сотрудничество в области энергетики; сотрудничество в области космоса; здравоохранение и медицина; социальные вопросы (пенсионное обеспечение); стандартизация, метрология, сертификация; алмазно-бриллиантовый бизнес; транспорт; сотрудничество в области туризма; предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; защита окружающей среды; сотрудничество в области телекоммуникаций; сотрудничество в области науки; сотрудничество в финансовой и банковской сфере. Также были подписаны следующие документы: договор о сотрудничестве в сфере освоения космоса между Федеральным космическим агентством (Роскосмос) и Государственным космическим агентством Израиля; соглашение о сотрудничестве в чрезвычайных ситуациях между МЧС и министерством внутренней безопасности Израиля; два документа в сфере культурного сотрудничества; протокол о межмидовских консультациях на 2012 год. В ходе переговоров в Москве министр иностранных дел Израиля А. Либерман передал официальное приглашение на проведение визита президента России в Израиль. Стало известно, что он запланирован на май 2012 г.

В декабре, согласно расписанию, с космодрома Байконур в Казахстане стартовал российский ракета-носитель «Протон-М», который вывел на орбиты два спутника: российский ретранслятор «Луч-5А» и телекоммуникационный израильский «AMOS-5» (подробнее об этом см. обзор за октябрь 2011 г.).

В последнем месяце прошедшего года продолжилась активность крупнейших российских компаний сектора высоких технологий в Израиле. Так, компания «Яндекс» продолжила переговоры с рядом израильских компаний о разных форматах сотрудничества. А  Совет директоров государственной компании «Роснано» на очередном заседании принял решение о создании дочерней компании в Израиле, которая будет заниматься поиском инвестиционных проектов, взаимодействием с ведущими израильскими технологическими корпорациями и венчурными фондами, подбором специалистов для наноцентров и организацией совместных учебных программ. В уставном капитале дочерней компании  «Роснано-Израиль» собственно госкорпорации будут принадлежать 75% минус 1 акция, а 25% плюс 1 акция – Фонду инфраструктурных и образовательных программ, ассоциированному с «Роснано». При этом имя будущего главы израильского отделения не раскрывается.

В декабре также поступила информация о том, что структуры израильского магната Л. Леваева будут инвестировать средства в строительство грандиозного торгового центра «Новая Тура» в окрестностях Казани. В этот торговый центр переместится большинство непродовольственных казанских рынков. Капиталовложения в данный проект оцениваются более чем в $250 млн. С целью строительства торгового центра будет произведено отчуждение земель в Кировском районе Казани площадью свыше 130 га. В начале мая на инвестиционном форуме «Annual Investment Meeting 2011» в Дубае президент Татарстана Р. Минниханов провел переговоры с руководством компании «Dubai Pearl» по поводу инвестирования в данный проект. Однако арабы, по всей видимости, опоздали, так как в конце мая президент Татарстана в своей резиденции встретился с гендиректором «AFI Development» А. Халдеем и обсудил с ним проект строительства торгово-ярмарочного комплекса «Новая Тура». Тогда же были представлены его параметры. Этот торговый центр станет самым крупным в Поволжье. Здесь будут находиться торговые площади, складские помещения, парк развлечений с кафе и ресторанами, а также площадки для проведения культурных мероприятий (выставки, конференции), спортивных соревнований и деловых переговоров.

Высокие технологии

В декабре пришло несколько интересных новостей из сферы высоких технологий. Во-первых, стало известно, что израильтяне, согласно исследованию американской компании «comScore», являются наиболее продвинутыми пользователями социальных сетей в мире. В среднем, израильтянин проводит в социальных сетях около 11 часов в месяц – в два раза больше, чем в среднем по миру. Израильтяне пользуются социальными сетями чаще, чем турки, аргентинцы и россияне (около 10 часов в месяц), и американцы – около 7 часов. 94% пользователей израильского Интернета активно участвуют в социальных сетях.

Во-вторых, стало известно, что в Израиле откроется первый за пределами США исследовательский центр компании «Apple», который будет специализироваться на исследованиях полупроводников.

В-третьих, израильский концерн IAI продемонстрировал интересное изобретение, которое может найти применение по всему миру. Робот, получивший название «Taxibot», будет буксировать пассажирские лайнеры с выключенными моторами от терминала к началу взлетной полосы. В настоящее время самолеты проезжают иногда довольно значительное расстояние до полосы, используя собственные двигатели и расходуя дорогостоящее авиационное топливо. Робот будет управляться пилотом из его кабины с помощью существующей панели инструментов. После доставки самолета к полосе робот будет отделяться от самолета и возвращаться на исходную позицию. Управлять им при этом будут наземные диспетчеры. 
Израильской технологией уже заинтересовался европейский производитель пассажирских самолетов «Airbus». Испытания новой технологии успешно прошли в международном аэропорту Франкфурта. Робот испытывался самолетами Airbus А340 и Boeing 400-747. 
В настоящее время на буксировку самолетов к взлетной полосе расходуется более $8 млрд в год. Израильская разработка позволит сократить эту сумму на 75%, а сопутствующее загрязнение окружающей среды – на 85%.

Энергетика

В декабре произошел десятый подрыв газотранспортной системы на Синае за 2011 г. Таким образом, с июня прошлого года египетский газ поступал в Израиль всего 2 дня. Между тем израильтяне продолжают уточнять свои запасы природного газа на средиземноморском шельфе. Так, в декабре компания «Noble Energy» опубликовала данные о том, что по итогам последних бурений оценка газовых запасов поля «Leviathan» составляет приблизительно 510 млн м3.

Важным событием декабря из сферы энергетики стало подписание соглашения межу израильской электрической корпорации (ИЭК) и владельцами шельфового месторождения «Tamar» о поставках газа для этой компании на сумму в $8 млрд в течение 15 лет. Как отмечалось в обзоре за ноябрь 2011 г., подписание этого договора откладывалось из-за требования ИЭК поставлять ей газ по минимальной цене, что не устраивало другую сторону. Однако, после вмешательства главы антимонопольного комитета Израиля, заявившего, что подобные требования со стороны ИЭК можно расценить как нарушение законодательства, подпадающее под уголовную статью, контракт все же был подписан. Аванс, который теперь получат владельцы месторождения, позволит им завершить все необходимые для начала эксплуатации работы к середине 2013 г., как и было запланировано.

В декабре ИЭК удалось в очередной раз продлить лицензию на деятельность. Правда, не на год как раньше, а лишь на 4 месяца. В Кнессете крайне негативно относятся к тому, что с 1996 г. руководство ИЭК блокирует проведение предписанной реформы по реструктуризации и приватизации компании. До настоящего момента компании все же удавалось пролоббировать получение необходимой лицензии. Сейчас, по-видимому, власти решили добиться от ее руководства решительных действий, поэтому лицензия продлена на такой незначительный срок.

Недвижимость

Согласно опубликованным в декабре данным ЦСБ, в ноябре продажа домов выросла на 44% по сравнению с октябрем, однако она была ниже на 28% уровня ноября 2010 г. Несмотря на рост продаж, продолжает расти и количество новых домов, увеличившись на 29% по сравнению с соответствующим месяцем 2010 г. Вообще, пока сложно сделать какие-либо выводы о состоянии рынка недвижимости Израиля. С одной стороны рост цен замедлился. С другой – не совсем очевидно, насколько это стало результатом деятельности правительства и на сколько долгосрочной является эта тенденция. При этом, все же, можно выразить умеренную надежду, что в 2012 г. все таки наступит нормализация рынка недвижимости Израиля.



[i]           По материалам экономической прессы. Использованы материалы новостных порталов: Globes, The Marker, MIGnews.com, IzRus, Rus-Israel.ru.

[ii]           Население Израиля по состоянию на 01.01.12. достигло 7,8 млн чел. 75,3% - евреи, 20,5% - мусульмане, 4,2% - другие. В ушедшем году в страну въехало 17,5 тыс. новых иммигрантов.

Начало