Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (12-18 марта 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Афганистане. В Дамаске 17 марта были совершены два крупных теракта, приведших к многочисленным жертвам. В Афганистане радикальное исламистское движение «Талибан» официально заявило о прекращении всех контактов с США.

Напряженная обстановка сохраняется в Сирии. На прошедшей неделе правительственные войска очистили от мятежников г. Идлиб – центр одноименной провинции на северо-западе страны. Операции против боевиков продолжаются в других местах этой провинции, в частности, в горном районе Джебель-эз-Завия недалеко от границы с Турцией. Боестолкновения между армией и мятежниками происходили вблизи границы с Ливаном и в южной провинции Деръа. Вновь обострилась ситуация в пригородах Дамаска – Харасте, Кабуне, Дарае, Катане, куда были введены дополнительные военные силы. 17 марта в Дамаске были совершены два крупных теракта – погибли 27 и получили ранения примерно 100 человек. Теракты были совершены на минувшей неделе и в других городах и районах Сирии. Сообщается, что, потерпев неудачу создать крупные очаги сопротивления в городах, оппозиция решила изменить свою стратегию и перейти к затяжной войне с режимом с широким использованием террора. Растет число сирийских беженцев в со-седних странах – Турции, Ливане, Иордании. Их число превысило 34 тыс. человек. 110 тыс. человек стали перемещенными лицами в самой Сирии. 15 марта в первую годовщину начала антиправительственных выступлений власти организовали в Дамаске, Алеппо и ряде других городов массовые манифестации в поддержку политики правящего режима. В ответ оппозиция 16 марта попыталась провести свои демонстрации в Дамаске, но их участники были разогнаны полицией. В то же время шествия оппозиции состоялись в некоторых городах на северо-востоке Сирии.

15 марта президент САР Б. Асад подписал указ, по которому 7 мая в стране должны пройти внеочередные парламентские выборы. В них смогут участвовать все законно зарегистрированные политические партии. Вместе с тем, непримиримая оппозиция в лице Сирийского национального совета (СНС) отказывается от диалога с властью и призывает к «срочной интервенции международных и арабских сил». По словам генерального секретаря ЛАГ Н. аль-Араби, «у сирийской оппозиции зашорены глаза - она полагает, что решение сирийского кризиса возможно только по образцу Ливии, и все попытки убедить сирийское правительство в необходимости реформ и мирного диалога с оппозицией ни к чему не приведут».

На минувшей неделе спецпосланник ООН и ЛАГ К. Аннан провел в Дамаске переговоры с президентом САР Б. Асадом, а в Стамбуле – с руко-водством СНС. В своем докладе Совбезу ООН К. Аннан отмечает, что подходить к разрешению конфликта в Сирии следует с большой осторожностью, чтобы избежать распространения кризисной ситуации на весь регион. К. Аннан призвал СБ ООН объединить усилия, чтобы прекратить насилие, которое привело Сирию на грань гражданской войны. Совбез ООН полностью поддержал миссию К. Аннана. Руководство САР также заявило о готовности сотрудничать с его миссией для мирного разрешения кризиса в стране, но при этом в Дамаске не отказываются от вооруженной борьбы против террористических группировок.

Усиливается международное давление на сирийское руководство. На прошедшей неделе о закрытии своих посольств в Дамаске заявили все ара-вийские монархии и Италия. Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган 16 марта объявил, что Анкара рассмотрит возможность создания на севере Сирии «буферной зоны», защищенной от сирийских правительственных войск. Турция призвала своих граждан покинуть сирийскую территорию. В период с 5 по 15 марта Турция и США провели совместные учения ВВС в районе г. Конья. В ходе учений основное внимание уделялось вопросам тактики подавления ПВО противника. США и Великобритания заявили, что продолжат помощь сирийской оппозиции, и будут добиваться отстранения от власти Б. Асада. По информации СМИ, Саудовская Аравия направила оружие противникам сирийского режима. Ирак 17 марта заявил, что не допустит переброски иранского и другого оружия в Сирию через свою территорию.

Министр иностранных дел РФ С. Лавров подчеркнул, что целью России является достижение урегулирования кризиса и установление мира в Сирии. Москва продолжит работу со всеми сторонами конфликта: руководством САР, оппозицией, ЛАГ, региональными и международными «игроками» в СБ ООН. При этом Россия в сирийском конфликте «защищает не режим, а принципы справедливости». Лавров также отметил, что Б. Асад не всегда своевременно реагирует на предложения России. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что Пекин не защищает какую-либо из сторон в САР, но «уважает требования о переменах и интересы народа Сирии».

Движение «Талибан», ведущее многолетнюю вооруженную борьбу против правительства Афганистана и войск западной коалиции на минув-шей неделе официально объявило о прекращении всех контактов с США. Это решение вызвано последними событиями – сожжением Коранов на американской военной базе в Баграме и массовым убийством военнослужащим США мирных афганцев в провинции Кандагар. В то же время в Вашингтоне надеются, что решение исламистов носит конъюнктурный характер и в будущем диалог с талибами возобновится.

В связи с трагедией в провинции Кандагар президент Афганистана Х. Карзай вновь потребовал от командования ВС США и НАТО в стране вывести войска из укрепленных пунктов и блокпостов, расположенных в сельской местности с тем, чтобы они находились только на военных базах. В ходе телефонного разговора между Х. Карзаем и президентом США Б. Обамой, состоявшегося 16 марта, стороны подтвердили свою приверженность договоренностям, достигнутым на саммите НАТО в Лиссабоне (2010 г.), согласно которым афганские власти полностью возьмут на себя полномочия по обеспечению безопасности в стране в конце 2014 г. При этом основные полномочия по контролю за ситуацией в стране перейдут к афганцам уже в 2013 г., а американские войска станут выполнять вспомогательные функции. Б. Обама также обещал рассмотреть вопрос о выводе иностранных войск из сельских районов Афганистана.

14 марта впервые в истории современного Ирана в меджлисе (парламенте) прошли слушания о деятельности президента страны М. Ахмадинежада и возглавляемого им правительства. Самые серьезные из вопросов касались отношений и разногласий между М. Ахмадинежадом и верховным лидером ИРИ А. Хаменеи. Также президенту пришлось давать разъяснения об экономической политике правительства. По мнению многих депутатов, ошибочные решения М. Ахмадинеджада привели к финансовому кризису в стране. Депутаты высказали претензии по внешней и кадровой политике, выдвинули обвинения в растрате государственных средств. Как сообщают СМИ, М. Ахмадинежад, по сути, конкретно не ответил ни на один из поставленных вопросов, ограничившись обтекаемыми фразами, а работе правительства дал высокую оценку. По мнению экспертов, прошедшие парламентские слушания свидетельствуют о дальнейшем обострении конфликта между президентом, как главой исполнительной власти, и законодателями. В то же время в условиях продолжающегося противостояния Ирана и значительной части мирового сообщества в связи с ядерной программой ИРИ, «последние коллизии в системе взаимоотношения ветвей власти могут и не получить дальнейшего развития».

Президент США Б. Обама заявил 14 марта, что возможностей для урегулирования иранской ядерной проблемы дипломатическим путем остается все меньше. Со своей стороны, «шестерка» международных посредников (5 постоянных членов СБ ООН и Германия) призывала Иран приступить без предварительных условий к переговорам с МАГАТЭ для восстановления доверия к иранской ядерной программе. Тем временем санкции против ИРИ продолжают усиливаться. Так, 13 марта Б. Обама распорядился еще на год продлить односторонние экономические санкции против Ирана, а 17 марта иранские банки были отключены от глобальной межбанковской системы передачи данных SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications), которая обеспечивает основную массу международных платежей. Министр нефти Саудовской Аравии А. ан-Нуэйми 14 марта сообщил о готовности его страны покрыть дефицит нефти на мировых рынках в случае прекращения ее поставок из Ирана.

13 марта Израиль и палестинские экстремистские группировки в секторе Газа при посредничестве Египта достигли договоренности о перемирии. Однако на всем протяжении минувшей неделе палестинцы периодически продолжали обстреливать одиночными ракетами южные районы Израиля. Израильтяне не стали отвечать на каждый случай нарушения условий прекращения огня. Тем не менее, израильские ВВС нанесли несколько ударов по объектам противника в палестинском анклаве.

На прошедшей неделе Тегеран посетил один из лидеров радикального палестинского движения ХАМАС М. аз-Захар. Он провел переговоры с министром иностранных дел Ирана А. А. Салехи, который пообещал, что иранская помощь палестинским исламистам будет продолжена.

Сложная внутриполитическая ситуация сохраняется в Египте. Исламисты, имеющие большинство мест в парламенте страны, продолжают настаивать на отставке правительства во главе с К. аль-Ганзури и формировании коалиционного кабинета из представителей всех партий, представленных в Национальном собрании. Попытки главы правящего в АРЕ Высшего военного совета маршала М. Х. Тантауи достичь компромисса и оставить действующее правительство до избрания нового президента Египта успеха пока не имеют. Ожидается, что вопрос о вынесении вотума недоверия кабинету К. аль-Ганзури будет вынесен на обсуждение парламента в ближайшее время.

17 марта на совместном заседании обеих палат египетского парламента было принято решение о том, что Конституционная комиссия, которой предстоит выработать новый основной закон страны, будет на 50 проц состоять из депутатов парламента. Помимо парламентариев в Комиссию войдут политические и общественные деятели, представители профсоюзов, общественных организаций и партий, не входящих в парламент. Поименный состав Конституционной комиссии из 100 человек будет утвержден 24 марта также на совместном заседании двух палат.

Совет Безопасности ООН 13 марта продлил на год мандат сил под-держки в Ливии и призвал власти страны соблюдать права человека. СБ ООН выразил глубокую озабоченность в связи с поступающими сообщениями «о репрессиях, произвольном заключении под стражу без доступа к надлежащим правовым процедурам, незаконном лишении свободы, плохом обращении, пытках и внесудебных казнях». Силы ООН по поддержке в Ливии будут помогать властям страны определять национальные приоритеты и предоставят техническую помощь в проведении выборов, соблюдении прав человека, окажут содействие в борьбе с незаконным распространением оружия. Численность развернутых международных сотрудников сил поддержки в Ливии составляет 65 человек. Совбез ООН также подчеркнул важное значение всестороннего соблюдения режима эмбарго на поставки оружия в Ливию.

17 марта вооруженные люди напали в Бенгази на многотысячную де-монстрацию в поддержку автономии региона Киренаика. В ходе столкновения один человек погиб, а шесть получили ранения.

В столице Туниса у здания парламента 16 марта прошла многотысячная демонстрация салафитов. Ее участники требовали включить в будущую конституцию страны законы шариата и создать в Тунисе исламское государство.

18 марта в столице Йемена Сане и других городах страны прошли массовые демонстрации оппозиции, приуроченные к первой годовщине гибели участников акций протеста против режима бывшего президента республики А. А. Салеха. Демонстранты требовали от нового йеменского руководства отменить иммунитет на судебное преследование А. А. Салеха.

Приложение

Иордания: некоторые проблемы национальной безопасности

Сложная и нестабильная обстановка на Ближнем Востоке, неурегулированность арабо-израильского конфликта, прежде всего его палестино-израильского сегмента, внутриполитическая нестабильность и напряженность в соседних странах (Сирия, Ирак, Египет), усиление активности и давления на власть сил внутренней оппозиции диктуют приоритеты политики иорданского руководства в сфере обеспечения национальной безопасности королевства. Значительное воздействие на решение вопросов, связанных с безопасностью государства оказывают недостаточно высокий уровень экономического развития страны, нехватка собственных топливно-энергетических, продовольственных и, особенно, водных ресурсов. Причем из всех государств региона водная проблема наиболее остра именно в Иордании. К тому же по распределению водных ресурсов, в первую очередь рек Иордан и Ярмук, у Иордании имеются до конца не урегулированные противоречия с Израилем и Сирией. Отметим и демографический фактор. С одной стороны, для королевства характерны высокие темпы прироста населения, превышающие темпы роста экономики, но при этом Иордания по численности населения значительно уступает своим арабским соседям.

Вопросы обеспечения национальной безопасности решаются иордан-ским руководством на основе государственного прагматизма. В Аммане подчеркивают абсолютный приоритет национальных интересов над всеми другими видами мотивации. На доктринальном уровне последовательно закрепляются: идея приверженности иорданской этнокультурной самобытности и национальной независимости, приверженность арабо-мусульманским и либерально-демократическим ценностям. Все это в совокупности синтезируют идентичность Иордании, лежащую в основе ее стратегического планирования и международно-политического позиционирования и, в свою очередь, позволяет формировать систему национальных приоритетов, основные направления внешней и внутренней политики и политики безопасности.

Проблема ближневосточного урегулирования (БВУ) рассматривается в Аммане в качестве основного фактора, определяющего региональную безопасность. Иордания считает, что «арабо-израильский конфликт остается огромной преградой на пути к стабилизации и прогрессу в нашем регионе и в мире целом». Королевство выступает за скорейшее политическое урегулирование арабо-израильского конфликта, полностью поддерживает арабские мирные инициативы (2002/2007 гг.).

Отношения между Иорданией и Израилем имеют, с точки зрения Ам-мана, принципиальное значение для установления подлинного мира на Ближнем Востоке. Стороны соблюдают положения мирного договора 1994 г., по которому они обязались «воздерживаться от угроз применения силы друг против друга и решать все вопросы между ними только мирными средствами». Документ считается гарантией обеспечения «длительной безопасности» для двух государств «в пределах признанных границ». В то же время ряд направлений израильской политики, особенно по вопросам изменения облика Иерусалима, расширения еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, жесткость израильской позиции по урегулированию с палестинцами подвергаются критике со стороны Аммана. Противниками развития отношений с Израилем выступают иорданские исламисты, подвергающие критике договоре 1994 г.

Примерно 65% населения Иордании составляют палестинцы. Это, а также ключевая роль палестинской проблемы для БВУ, непосредственная близость палестинских территорий к королевству обусловливают первостепенную значимость палестинских проблем для Аммана, требуют постоянного и самого пристального внимания к ним со стороны иорданского руководства. Иордания обеспокоена усилением радикальных фракций в палестинском движении и отсутствием прогресса на палестино-израильских переговорах. В Аммане считают, что эти факторы оказывают дестабилизирующее воздействие на внутреннюю и внешнюю безопасность страны. Иорданцы активно посредничают в деле налаживания палестино-израильского диалога. В конфликте между ведущими палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС Иордания находится на стороне ФАТХа, но при этом проводит гибкую линию в отношениях с ХАМАСом.

Серьезную обеспокоенность иорданского руководства вызывает положение дел в соседних странах – Сирии, Ираке, Египте. В Аммане считают, что происходящие там события негативно воздействует на обстановку в Иордании. Значительную угрозу безопасности королевства может представить расширение масштабов противостояния сирийских властей с вооруженной оппозицией. Уже сейчас на юге Сирии в районах, непосредственно прилегающих к Иордании, постоянно происходят боестолкновения, теракты, вооруженные нападения. Растет число сирийских беженцев, прибывающих в королевство. Иордания поддержала план ЛАГ по урегулированию конфликта в Сирии и официально выступает против военного вмешательства в сирийские дела, заявляет, что территория королевства ни при каких обстоятельствах не станет плацдармом для нападения на северного соседа. Тем не менее, на границе с САР сосредоточены дополнительные силы королевской армии, что в Аммане объясняют как превентивную меру безопасности. Отмечены случаи переброски оружия из Иордании для противников режима Б. Асада в Сирии.

В Аммане опасаются усиления внутриполитической нестабильности в Египте. Серьезную угрозу представляет ситуация на расположенном рядом с Иорданией Синайском полуострове, где активно действуют террористы, регулярно подрывающие газопровод, по которому в королевство поступает из АРЕ природный газ. Перманентная политическая нестабильность в Ираке, активность террористов и незаконных вооруженных формирований в этой стране также представляют угрозу безопасности для Иордании.

Соединенные Штаты рассматриваются в Аммане как основной страте-гический партнер королевства, фактический гарант внешней безопасности страны, а Иордания является одним из ключевых элементов ближневосточ-ной политики США, которые оказывают Иордании разностороннюю по-мощь, в т. ч. финансовую и военную.

Укрепление вооруженных сил и служб безопасности считается одним из важнейших элементов укрепления безопасности Хашимитского королевства. На сегодняшний день ВС Иордании по качеству подготовки личного состава по праву считаются одними из лучших на Ближнем Востоке. В то же время по своей численности и в определенной степени по технической оснащенности они уступают армиям Израиля, Сирии и Саудовской Аравии. Это, а также отсутствие полноценной национальной военно-экономической базы не позволяет иорданским ВС самостоятельно, без иностранной военной помощи решать задачи по защите страны от возможного нападения извне. Благодаря успешным действиям спецслужб в последние годы в Иордании удалось в значительной степени нейтрализовать деятельность террористического подполья. Королевство активно сотрудничает с западными и арабскими странами, а также с Израилем в деле борьбы с терроризмом. Объектом повышенного внимания со стороны иорданских спецслужб остается радикальная исламская оппозиция и «растущий палестинский этносегмент».

В 2011 г. в Иордании на фоне «арабской весны» усилилась активность оппозиционных сил, требующих проведения политических и экономических реформ, усиления борьбы с коррупцией. Вместе с тем, по своей массовости выступления иорданской оппозиции значительно уступали тому, что происходило в Египте, Тунисе, Сирии и Йемене. А главное – акции протеста носили мирный характер, а их участники в подавляющем большинстве не требовали смены правящего режима в стране, настаивая лишь на ограничении полномочий монарха и предоставлении больших прав парламенту. Со своей стороны, власти не принимали очень жестких мер против демонстрантов, не привлекали для их подавления армию. Ведущей силой протестного движения стали исламисты из Фронта исламского действия (политического крыла «Братьев-мусульман»), которых поддержали левые партии и профсоюзы. Оппозиционеры объединились в Национальный союз за реформы.

Под давлением оппозиции король в 2011 г. дважды отправлял в от-ставку правительство. Были сняты запреты на проведение несанкциониро-ванных демонстраций и митингов, освобождены из тюрем многие политза-ключенные. Сформированное в ноябре 2011 г. правительство во главе с А. аль-Хасауна получило широкие полномочия для проведения политических и экономических реформ. Король обещал, что в будущем состав кабинета министров будет формироваться парламентским большинством. В конце минувшего года массовые протестные выступления в Иордании прекратились.

На сегодняшний день Абдалла II, несмотря на сохраняющиеся эле-менты напряженности, продолжает уверенно контролировать ситуацию в стране как политически, так и в сфере безопасности. Армия и службы без-опасности полностью находятся на стороне монарха.

Начало