Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Ливии: декабрь 2011 г.

В.В.Куделев

В декабре новые власти Ливии всеми силами пытались хоть как то решить не поддающиеся счету проблемы страны в условиях, когда они столкнулись с уличными протестами молодежи и недоверием со стороны родившихся в ходе «революции» многочисленных вооруженных формирований. С середины декабря протестующая молодежь вновь заняла центральные кварталы основных городов. Стартовав в Бенгази, новое протестное движение распространилось на Триполи, Завийю и Себху. Главное требование этого движения – продолжение «революции», отстранение от новой власти функционеров прежнего режима, подключение к принятию решений молодежи и женщин. Оно также указало на «недостаток представительности» ПНС и отсутствие прозрачности в его работе.

Чтобы хоть как то отреагировать на требования нового протестного движения, 24 декабря в отставку был отправлен министр экономики Тахер Шаркас. Ему не простили его прежнюю близость режиму Каддафи. По официальной версии, Шаркас сам подал прошение об отставке, мотивируя его своим состоянием здоровья. В времена правления Каддафи он был всего лишь чиновником в министерстве экономики.

Другой мерой, призванной снять напряжение, стало заявление Переходного национального совета /ПНС/ об его намерении превратить Бенгази в «экономическую столицу страны». «Бенгази станет экономической столицей Ливии», - пообещал 12 декабря на пресс-конференции в Триполи член ПНС Абдерраззак аль-Аради, сообщив, что по решению ПНС министерства, занимающиеся вопросами экономики, будут перемещены в этот город. По словам члена ПНС Халеда ас-Сайеха, «переходному правительству поручено выполнить это решение».

Еще 21 декабря Абдель Джалиль предложил бывшим повстанцам представить список кандидатов на пост начальника Генштаба национальной армии.

Другой проблемой новых властей стал поиск оружия, растащенного со складов Каддафи, а также разоружение ставших опасными разномастных вооруженных формирований.

6 декабря один из основных идеологов «Аль-Каиды», скрывающийся под боевым псевдонимом Абу Яхья аль-Либи /вторая часть его псевдонима указывает на его ливийское происхождение/ заявил, что «только знамя ислама должно развеваться над Ливией». Одновременно он призвал бывших повстанцев не сдавать оружие новым властям страны. В заявлении, распространенном несколькими исламистскими сайтами, он утверждал, что «молодая ливийская революция еще не завершена». Тем самым он дал понять, что «Аль-Каида» попытается привести Ливию к созданию исламского государства. Обращаясь к ливийским властям, он сказал: «Сегодня вы находитесь на перекрестке дорог, что требует принятия твердого решения: либо вы выбираете светский режим, который будет удобен для Запада, либо вы установите исламский режим».

Еще одну новость про деятельность «Аль-Каиды» в Ливии сообщил 30 декабря американский телеканал CNN. По его данным, эта организация отправила в Ливию ряд своих известных активистов с целью вербовки новых бойцов для джихада. Один из них, в свое время отсидевший в тюрьме в Великобритании, был отправлен в Ливию по личному указанию главаря «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири еще в мае 2011г. С тех пор он рекрутировал около 200 новых джихадистов на востоке Ливии. CNN утверждает, что западные спецслужбы «постоянно следят за ним» в Ливии.

Информацию CNN об отправке в Ливию рекрутеров «Аль-Каиды» в тот же день подтвердили и американские официальные лица. «Аль-Каида» отправила в Ливию нескольких видных рекрутеров, а также поощряет активистов своей местной структуры – «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/ с тем, чтобы активизировать экстремистскую деятельность в этой стране», - заявил один из чиновников.

11 декабря находившийся в Ливии с визитом помощник госсекретаря США по политическим и военным делам Эндрю Шапиро заявил, что команда совместная команда ливийских и американских пиротехников обезвредила путем подрыва около 5 тысяч переносных зенитных ракетных комплексов /ПЗРК/ из числа поставленных в свое время Советским Союзом режиму Каддафи. Считается, что до февраля 2011г. на складах Каддафи хранились до 20 тысяч ПЗРК, большинство из них – типа SAM-7. По словам Шапиро, США уже израсходовали на поиск и уничтожение ПЗРК 6 млн долларов.

11 декабря представлявший Триполи на встрече в Нуакшоте в формате «пять плюс пять» на уровне министров обороны генеральный секретарь ливийского оборонного ведомства Юсеф Ахмед аль-Маджхух взялся смело утверждать, что оружие, остающееся в руках бывших повстанцев, не представляет «никакой опасности» для стабильности и безопасности Ливии. Он явно погорячился, выдавая желаемое за действительное. Обстановка в Триполи день ото дня становилась все напряженнее. Практически ежедневно фиксировались вооруженные столкновения между бойцами различных бригад бывших повстанцев.

Назначенный офицерами бывшей ливийской армии 17 ноября 2011г. на пост начальника Генштаба новой ливийской армии генерал Халифа Хафтар сообщил 16 декабря, что один из его сыновей – Белькасем – подвергся нападению боевиков т.н.Зинтанской бригады, которые нанесли ему несколько пулевых ранений и арестовали. Ранее боевики той же бригады /напомним, именно она удерживает сына Муамара Каддафи – Сейф аль-Ислама, а ее командир Усама Джуили назначен на пост министра обороны Ливии/ ранили и захватили еще одного сына генерала – Саддама. При этом он получил 4 пулевых ранения в ноги. Оба они по состоянию на 16 декабря находились в больнице под арестом. Как заметил генерал, он расценивает эти два инцидента как «нападения на национальную армию».

По состоянию на конец декабря Зинтанская бригада контролировала ряд стратегических объектов, в том числе международный аэропорт Триполи.

Напомним несколько подробностей о Хафтаре. Он – кадровый военный. Выпускник военной академии в Бенгази, в дальнейшем продолжал специальное образование в одной из военных академий в СССР. После фактического поражения Триполи в вооруженном конфликте между Ливией и Чадом /1986 – 1987гг./, вскрывшем неготовность ливийской армии к войне и ее неспособность вести длительные активные боевые действия, Хафтар дезертировал из нее. Он бежал из Джамахирии и с 90-х годов прошлого столетия проживал в США. После начала восстания в Ливии он в марте с.г. вернулся на родину и примкнул к повстанцам, тут же получив пост «командующего сухопутными войсками».

Назначение Хафтара в «штыки» приняли многие полевые командиры «революционных» бригад, объединенных в т.н. Союз бывших повстанцев, равно как ПНС, который не утвердил его. В частности, Хафтар был категорически против интеграции бывших повстанцев в ряды новой армии и полиции, поскольку они, по его убеждению, были несовместимы с понятием дисциплина.

В декабре Ливия продолжала притягивать самых высокопоставленных зарубежных визитеров. 17 декабря, сразу после отмены значительной части американских санкций и санкций ООН против Ливии, в Триполи побывал министр обороны США Леон Панетта. Там он заявил, что Ливия может стать «важным партнером» США в сфере безопасности. Выступая на совместной пресс-конференции с премьер-министром Ливии Абдел Рахимом аль-Кибом, Панетта уточнил, что говоря про партнерство, «пока нет речи о поставках вооружений и военной техники».

Что касается отмены санкций, то, по данным Вашингтона, речь идет в частности, о размораживании ливийских авуаров объемом более 30 млрд долларов.

Тем временем новые власти Ливии дали понять, что они продолжат выполнять те из прежних законов, которые соответствуют духу исламского государства. 17 декабря официальное ливийское информационное агентство «Валь» сообщило о захвате ливийской таможней в порту Триполи 7 тысяч бутылок алкогольных напитков, которые пытались ввезти в страну. При изъятии спиртного силовое обеспечение операции таможенников выполняло одно из формирований бывших повстанцев. Ввоз спиртного в Ливию был настрого запрещен при режиме Каддафи. Похоже, новые власти на намерены снимать запрет на него.

19 декабря известный своим исламистским прошлым /и настоящим - ?/ глава Военного совета Триполи Абдельхаким Бельхадж подал в суд на Великобританию за то, что та выдала его в 2004г. Ливии, где он подвергся пыткам в период 6-летнего заключения. Поэтому в судебном иске Великобритания обвиняется в «пособничестве пыткам». Таким образом Бельхадж реализовал свое намерение, о котором он объявил ранее. Теперь интересно будет посмотреть, как выпутается из этой ситуации официальный Лондон.

В течение месяца бывшие повстанцы продолжали делить посты в ПНС и переходном правительстве. 26 декабря они потребовали увеличить их представительство до 40 процентов в ПНС, который фактически управляет страной. Соответствующее требование содержалось в коммюнике «Союза повстанцев Ливии» /СПЛ/, который объединяет от 60 до 70 процентов бывших повстанцев. Днем ранее глава ПНС Мустафа Абдель Джалиль предложил СПЛ назвать список лиц, на основе которого «7, 8 или 9 бывших революционеров должны быть названы для того, чтобы войти в состав ПНС».

Ранее, 21 декабря, глава ПНС Мустафа Абдель Джалиль заявил, что представители бывших повстанцев будут работать в составе ПНС.

Согласно конституциональной декларации, принятой ПНС, эта структура, состоявшая по состоянию на декабрь примерно из 50-ти человек, должна быть распущена после назначенных на июнь выборов в Учредительную ассамблею.

31 декабря внезапно возобновил вещание основной пропагандистский канал прежнего режима «Аль-Джамахирия». Для этого он использовал возможности египетского спутника связи «Нилсат». Возобновление вещания «Аль-Джамахирии» вызвало гнев со стороны бывших повстанцев, которые пригрозили египетским властям принять ответные меры. Среди них назывались, в частности, закрытие границы между двумя странами, а также закрытие посольства и консульства Египта.

Канал «Аль-Джамахирия» ушел из эфира в конце августа, одновременно с захватом Триполи повстанцами. После возобновления трансляций он передавал выступления Муамара Каддафи и песни в его честь, как бы давая понять ливийцам, что у тех из них, кто поддержал повстанцев, будущее выглядит не совсем безоблачным.

Начало