Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

К судано-южносуданским отношениям

А.А.Быстров

В руководстве Южного Судана назревает раскол по вопросу возможного визита в Джубу суданского президента О.аль-Башира. Последний должен принять участие в подписании договора о т.н. «четырех свободах». Напомним, что 13 марта с.г. в Аддис-Абебе было подписано рамочное соглашение, которое предусматривает свободу передвижения, проживания, приобретения и продажи частной собственности» гражданами двух стран. Теперь его необходимо ратифицировать первыми лицами двух государств. Мнения по поводу приезда О.аль-Башира категорически разделили правящую южносуданскую элиту: одна часть, которую возглавляет глава президентской администрации Лука Бейонг, считает, что «Южный Судан должен выполнять обязательства перед международной юстицией, и необходимо арестовать суданского президента в случае его приезда в Джубу по вердикту Международного уголовного суда (МУС)». Генеральный секретарь Суданского народно-освободительного движения (СНОД) Паган Амум, который подписывал рамочное соглашение в Аддис-Абебе и считает его несомненным личным политическим успехом, акцентирует внимание «на необходимости приоритета национальных интересов над международными обязательствами». При этом он четко дал понять, что в случае приезда суданского лидера «он не будет арестован».

Л.Бейонг конечно неспроста начал эту кампанию, стараясь фактически дезавуировать роль П.Амума. Он представляет т.н. «Абъейскую мафию» в руководстве СНОД и подписание договора «о четырех свободах» имеет первоочередное значение именно для этого штата. Ситуация там на фоне боев в Южном Кордофане и Голубом Ниле выглядит спокойной, а предстоящее соглашение наконец-то сможет урегулировать ситуацию с историческими кочевыми маршрутами мессерия, из которых совсем недавно чуть не разгорелась полномасштабная война. Л.Бейонг в этой связи заметил, что «урегулирование этой проблемы является одной из ключевой». При этом нельзя забывать, что примерно 700 тыс. южносуданцев по-прежнему проживает на севере, и данное соглашение, несомненно, очень серьезно «облегчит» им жизнь, особенно в сфере мелкооптовой торговли. Вообще эта область бизнеса имеет очень важное значение для Южного Судана, так как инфляция там бьет все рекорды, а товары и продукты питания дорожают, что не в последнюю очередь связано с монополией их доставки в страну по единственной дороге из Уганды. Снятие ограничений приграничной торговли с Суданом несомненно серьезно снизит цены. И Л.Бейонг, каким бы антагонистом Хартума он не был, вынужден считаться с этим фактором. И ссылки на МУС здесь в большей степени попытка «сохранить лицо». Заметим вместе с тем, что само соглашение стало возможным благодаря именно компромиссу между племенными верхушками миссерия и динка в формате «нетрадиционной дипломатии». Игнорировать это ни в Хартуме, ни в Джубе не могут.

Выход двух сторон на подписание указанного договора является принципиальным моментом. Стороны выходят на соглашение по ключевому блоку вопросов, связанных с демаркацией границы и формата ее пересечения. Оно фактически «легализует» южносуданских рабочих и торговцев в Судане, что оживляет торговые связи между двумя странами. Не надо думать, что это односторонне выгодно только южанам. Для Хартума в этой сфере потенциально лежат очень большие дивиденды и доходы в бюджет, которые, по некоторым экспертным оценкам, сопоставимы с выручкой от нефтяного экспорта. Именно к этому призывает суданское руководство оппозиция в лице махдистов и юнианистов, считая, что это поможет закрыть «бреши» в бюджете. Их интерес здесь тоже понятен, поскольку они представляют суданскую торговую буржуазию, и благосостояние последней является основой политической весомости их политических образований. Выравнивание диспропорций бюджетных доходов между торговлей и экспортом углеводородов может стать очень знаковым событием для политической жизни Судана, поскольку поднимет авторитет и вес «светских оппозиционных партий», а значит – открывает перспективы по их более весомому участию в работе правительства.

Несмотря на то, что Хартум продолжает обвинять Джубу «в помощи сепаратистам в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан» (что не вызывает большого сомнения), сам факт подписания соглашения (а оно будет все-таки подписан либо в Джубе, либо в Аддис-Абебе) свидетельствует о том, что стороны, похоже, начинают «уставать» от открытого противодействия. Это не означает немедленного примирения и прекращения локальных конфликтов, но тенденция «моральной», а что главное «экономической» усталости от затяжного конфликта налицо. Это настроение сейчас, безусловно, превалирует и в Хартуме, и в Джубе. Может быть не столь публично, как хотелось бы. Тем более что и в Судане (исламисты), и в Южном Судане (тот же Л.Бейонг или повстанцы нуба) еще достаточно противников этого соглашения и начала процесса глобального примирения сторон.

Начало