Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Пакистан возобновил сухопутный транзит грузов для коалиционных сил США/НАТО/МССБ в Афганистане!?

Наталья Замараева

19 мая с.г. мировые СМИ сообщили о возобновлении Пакистаном транзита грузов для коалиционных войск США/НАТО/МССБ в Афганистане. Представлялось, что противостояние, длившееся практически шесть месяцев, завершилось прорывом в отношениях между Исламабадом и Вашингтоном. Восстановление сухопутного сообщения было крайне важно в преддверии юбилейного, 25-го саммита НАТО в Чикаго, родном городе президента США Б. Обамы. Президент Пакистана Асиф Али Зардари еще 16 мая получил официальное приглашение на саммит от генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена.

Помимо вопросов разработки новой военной стратегии НАТО, на саммите будет рассматриваться ситуация в Афганистане — передача ответственности за безопасность афганским национальным силам безопасности/ АНСБ, поэтапный вывод иностранных коалиционных войск из страны к 2014 г. и тд.

Вопрос о транспортировке грузов по суше из пакистанского порта Карачи (юг страны) через всю территорию до северной границы с Афганистаном является одним из ключевых для командования коалиционными силами, поскольку США/НАТО, во-первых, начинают поэтапный вывод основных боевых соединений из Афганистана (по заявлению палаты представителей конгресса США, интенсивный — в сентябре–декабре 2012 г.; 68 тыс. американских военнослужащих до 2014 г.); во-вторых, США стремятся к долговременному партнерству с Афганистаном после 2014 г, что в свою очередь требует поддержки военного присутствия, финансирование, консультации и оказание помощи АНСБ.

18–19 мая с.г. МИД Пакистана хранил молчание, в то время как ранее даже о «спекулятивной информации в вопросе восстановления маршрутов» делал официальное заявление.

Министр внутренних дел федерального правительства Пакистана Рехман Малик уточнил 20 мая, что грузовые автомобили, которые пересекли границу Афганистана 19 мая, не имеют отношения к НАТО; он отрицал факт возобновления маршрутов транспортировки грузов для НАТО в Афганистане через пакистанскую территорию.

Действительно, 19 мая с.г. четыре контейнера пересекли пакистанский пограничный пост Торхам для дальнейшей доставки в посольство США в Афганистане. Местные чиновники заявили, что «правительство Пакистана никогда не вводило ограничений на перевозку грузов для дипломатических миссий, в том числе американского посольства в Кабуле. Запрет на транспортировку поставок НАТО остается неизменным».

Недавний, очередной этап напряженности между Исламабадом и Вашингтоном инициирован еще в конце 2011 г. 26 ноября авиация США/НАТО в течение часа обстреливала пакистанский пограничный блокпост в агентстве Моманд, в пакистано-афганском пограничье. В результате погибли 24 пакистанских военнослужащих. Ни США, ни НАТО не признали вины за случившееся, списав инцидент на «случайность» в боевых действиях. Комитет обороны федерального кабинета министров «рекомендовал» в качестве одной из ответных мер перекрыть маршруты поставки грузов; местные водители отказывались от перевозок грузов в Афганистан, проявляя солидарность с семьями погибших; по стране прокатились антиамериканские демонстрации.

В декабре 2011 г. мировые СМИ развернули кампанию по дискредитации Пакистана, запугивая общественность очередным приходом к власти военных в Исламабаде.

В середине декабря 2011 г. Пакистан приступил к разработке Основополагающих принципов пересмотра условий взаимодействия с США / НАТО / МССБ и в целом внешней политики, которые были одобрены 12 апреля 2012 г. кабинетом министров центрального правительства. Министерство иностранных дел Пакистана заявило, что «правительство будет соблюдать рекомендации парламента согласно букве и духу в вопросе восстановления отношений с Вашингтоном». Исламабад, во-первых, настаивал на том, чтобы Вашингтон/Брюссель принесли извинения за бомбардировку блокпоста в агентстве Моманд в пакистано-афганском пограничье 26 ноября 2011 г.; во-вторых, только в апреле 2012 г. приступил к переговорам с США по вопросам о новых правилах для сухопутных маршрутов транспортировки грузов для США/НАТО в Афганистане и прекращения авиаударов с беспилотных летательных аппаратов по пакистанской территории.

Вопрос о прекращении авиаударов Исламабад рассматривал как основное условие для восстановления маршрутов транспортировки грузов. Атаки БПЛА расценивались военными и гражданскими властями Пакистана как «нарушение суверенитета и территориальной целостности страны». Но США наотрез отказались прекратить удары беспилотников.

В апреле с.г. в пакистанской прессе появилась информация, что Исламабад и США/НАТО все же приступили к совместному изучению различных вариантов прекращения авиаударов БПЛА по территории зоны племен в пакистано-афганском пограничье. Предложение пакистанской стороны об использовании F-16 с целью бомбардировки мест укрытий боевиков было отвергнуто как неподходящий вариант. США утверждают, что беспилотные летательные аппараты «являются неотъемлемой частью их борьбы с терроризмом, и подобные операции лучше всего подходят для этой цели». Таким образом, вопрос о прекращении авиаударов США/натовских самолетов и БПЛА, который Исламабад рассматривает как часть борьбы за национальный суверенитет, не отвечают американской стратегии примирения с Пакистаном.

Транспортное соглашение рассматривалось отдельно от других аспектов двусторонних отношений. Новые правила предусматривали введение международных транспортных тарифов на транспортировку грузов. Именно тариф в сумме пять тысяч долларов за провоз одного контейнера по территории Пакистана в Афганистан и обратно стал камнем преткновения между Исламабадом, с одной стороны, и Вашингтоном/ Брюсселем — с другой. Общая сумма только за транспортировку грузов представлялась для США/НАТО неприемлемой, учитывая, что до декабря 2011 г. до 70% поставок для коалиционных сил в Афганистан шло через Пакистан, и в основном в адрес американских войск, что, соответственно, оплачивалось США.

Пакистан предложил указанную цифру после подведения его общих расходов на ремонт поврежденной инфраструктуры, в первую очередь износ дорог из-за прохождения тяжелых транспортных средств, а также расходов на обеспечение безопасности. Пакистанские официальные лица заявляли, что они также учитывали опыт использования США/НАТО альтернативных, гораздо более долгих транспортных маршрутов через Центральную Азию, где тариф, судя по материалам пакистанской прессы, практически вдвое превышает заявленный ими.

Транспортировка грузов должна возобновиться, после того как две стороны достигнут соглашения о возобновлении транзитных коридоров. Но Соединенные Штаты не соглашались с заявленным Пакистаном тарифом.

Понятие оплаты за пользование так называемой наземной линией связи Пентагону трудно принять, так как в прежние годы перевозка грузов была практически бесплатной.

В качестве аргументов США утверждали, что выделили Пакистану миллиарды долларов за последние десять лет в качестве компенсации за усилия в борьбе с терроризмом. Но, по заявлению госсекретаря США Хилари Клинтон, во время визита в Индию 7 мая с.г Пакистан не принимал достаточных мер. В свою очередь, Исламабад обвинял США в невыплате более 3 млрд долларов.

Вашингтон продолжил оказывать давление на Исламабад. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен 11 мая с.г. высказал предположение, что Пакистан может пропустить важные переговоры о будущем Афганистана, если не откроет маршруты поставок. 12 мая командующий МССБ генерал Джон Аллен и афганский генерал Мухаммад Карими приняли участие в заседании Трехсторонней комиссии в штаб-квартире пакистанских сухопутных войск в Равалпинди. Но и генерал А.П. Кияни вновь подтвердил, что «...решение по вопросу снабжения НАТО принимает гражданское правительство».

Затем последовали звонки высокопоставленных лиц, визиты спецпосланников президента США в Исламабад и т.д. Следующим шагом стало решение палаты представителей конгресса США о «замораживании финансирования помощи для обеспечении безопасности в Пакистане, пока Пакистан не возобновит жизненно важные пути поставок для американских войск в Афганистане».

В самом Пакистане растет социальное недовольство, вспыхивают массовые протесты, направленные против возобновления маршрутов транспортировки грузов НАТО. Еще в феврале с.г. ряд религиозных партий (Difaa-i-Pakistan Council (DPC- Jamaat-i-Islami, Jamiat Ulema-i-Islam (S), Jamiat Ulema-i-Pakistan, Ahl-i-Sunnat Wal Jamaat, Awami Muslim League, Tehrik-i-Ittehad Pakistan, Jamaatud Dawa, PML (Zia)) провел сидячую забастовку вне стен парламента в знак протеста против восстановления поставок грузов НАТО в Афганистан. Старейшины пуштунских племен Южного Вазиристана призвали правительство не возобновлять маршруты поставок грузов НАТО в стране до тех пор, пока США не прекратят атаки БПЛА на Территории племен федерального административного управления. Еще в марте с.г. пресс-служба движения «Талибан» Пакистана заявила о возможных «атаках военной группировки на законодателей, если они решат вновь открыть маршруты поставок НАТО в Афганистан». На встрече с лидерами праворелигиозной партии Джамаат-и-ислами 19 мая министр внутренних дел федерального правительства Пакистана Рехман Малик подтвердил официальную позицию о возобновлении поставок грузов после удовлетворения требований Пакистана.

Президент Пакистана А.А. Зардари уже прибыл в Чикаго для участия в саммите НАТО. Но что он предложит НАТО, учитывая существующую политическую реальность? Ведь, как писала карачинская газета, «внешняя политика Пакистана охраняется мощным военным истеблишментом, и в руках Зардари мало реальной власти в стране...»

Начало