Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Сирия: перспективы СНС при новом руководстве

Ю.Б.Щегловин

Новый председатель Сирийского национального совета (СНС) Абдельбассет Сейда, как мы и предполагали, является фигурой компромиссной. Поэтому к его заявлениям необходимо относиться с большой долей скептицизма, за исключением, пожалуй, одного. Это утверждение о необходимости расширения общего числа представителей СНС. Скорее всего эта попытка будет осуществлена в конце этого месяца или в начале следующего, в период запланированных конференций оппозиции в Стамбуле и Каире, где сирийская оппозиция вновь постарается объединиться и преодолеть существующие разногласия. При этом очень примечательно, что глобальных разногласий среди оппонентов режима нет. Никто не подвергает сомнению необходимость смены режима Башара Асада; мало кто из оппозиционеров считает, что это можно сделать без применения «внешней» военной силы; никто не призывает перейти после свержения Асада к президентской форме правления и т.п. Корень разногласий на девяносто процентов лежит в личных амбициях: кого-то не выбрали в руководящие органы СНС.

Собственно «расширение» членов исполкома СНС и преследует цель «удовлетворить» властные амбиции всех желающих, или хотя бы их подавляющего большинства. В конференциях предполагается участия представителей не только «мелких» партий, но и таких «тяжеловесов» как А.Далиля, М.Кило и других.

Наш прогноз в этой ситуации заключается в том, что достигнуть полного единения сирийской оппозиции не удастся. Предпринимается попытка соединить людей, которые зачастую не могут сидеть вместе за одним столом, не то что принимать солидарные решения. Например, тот же М.Кило вряд ли договориться с А.Далиля или лидерами Народно-демократической партии (НДП). В этой ситуации СНС превращается в некий совещательный форум, который не может по определению взять на себя всю полноту управления деятельностью оппозиции внутри страны.

На этом направлении безусловный приоритет имеет Национальный координационный комитет (НКК), чьи 10 представителей пребывают в Турции. И отношения НКК с СНС далеко не безоблачны. В частности, совершенно справедливо указывается на то, что СНС не смог наладить в достаточной мере сбор финансов необходимых для свержения режима, а также крайне слабо выполняет роль пропагандистской машины оппозиционного движения. У НКК, которая в большей степени является «светским» органом существуют и неафишируемые опасения в отношении «засилья» в СНС представителей «Братьев-мусульман». Последние сумели нарушить принцип квотирования в исполком СНС представителей одной политической партии и зарегистрировали большое количество своих сторонников в качестве «независимых». Это позволило «братьям» вкупе с организационными и финансовыми ресурсами фактически контролировать сейчас СНС. Реформировать главный орган сирийской оппозиции и «расширить» состав исполкома – это попытка подорвать монополию исламистов на принятие решений в СНС. Опять же это полумера даже в случае успеха, поскольку «братья» при поддержке аравийских монархий и преде всего Саудовской аравии и Катара, наладили альтернативную от СНС систему финансирования лояльных отрядов внутри Сирии, а без достаточного финансирования стать руководящей силой в любой революции нереально.

Новый председатель СНС имеет репутацию «мягкого» интеллигента еще со времен своего преподавания в университете Триполи. Он, безусловно, не харизматичный лидер. Примечательна реакция курской общины на его избрание. Большинство из курдов откомментировали его назначение либо нейтрально, либо враждебно. В последнем случае это было расценено как «попытка успокоить курдское самосознание», что не отменяет стремления всех курдов к реализации основной национальной идеи – самостоятельного государства или предельно широкой автономии наподобие иракской. Практически все лидеры курдов, а не только представители Рабочей партии курдистана (РПК), как принято считать, прекрасно отдают себе отчет в том, что режим, который установится в Сирии после ухода Башара Асада, вряд ли с восторгом встретит такую перспективу, несмотря на свою идеологическую окраску. В этой связи курды предпочитают получить хоть что-то сейчас (что они сделали с подачи Дамаска в местах своего компактного проживания), чем верить обещаниям будущих властей.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что статус СНС вряд ли сильно измениться с выбором нового руководства и возможным расширением числа участников его руководящего органа. Это по-прежнему будет скорее временный клуб «по интересам» фигур, которые временно объединены только одной главной задачей – свержение режима Башара Асада. В этой связи от СНС будет трудно ожидать «прорывных» решений по изменению тактики и стратегии и выход на конструктивный формат переговоров со всеми заинтересованными сторонами (включая Россию) в отношении решения сирийской проблемы.

Начало