Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Пакистан – США: основные противоречия в период вывода коалиционных войск из Афганистана

Н.А. Замараева

Переходный период, который включает постепенную передачу США/НАТО ответственности за безопасность в Афганистане местным силам безопасности и вывод коалиционных сил США/НАТО из этой страны, сопровождается усилением противоречий в пакистано-американских отношениях, точнее, «реанимацией» прежних противоречий, которые не были разрешены в прошлом.

В июле с.г. возобновлен транзит грузов коалиционных сил США/НАТО в Афганистан и из него. Вывоз техники, оборудования и т.д. проводится в соответствии с графиком, согласованным обеими сторонами, и в настоящее время не вызывает нареканий. В то же время пакистанские СМИ писали, что «...разведка и военное сотрудничество между вооруженными силами НАТО и Пакистана подверглись полному разрушению после инцидента с авиаударами по блокпосту в Салала, что привело к приостановке поставок НАТО в Афганистан» в конце ноября 2011 г.

В июле с.г. США и Пакистан заявили о необходимости восстановления отношений, но старт «восстановления» отбросил обе стороны на позиции начала ноября 2011 г.

Несмотря на возобновление США военной помощи федеральной армии Пакистана, активизацию работы в энергетическом секторе (Белый дом предоставил Исламабаду 280 млн долларов для технической модернизации плотины Мангла и плотины Куррам Танги) т.д., основным вопросом, иными словами, «камнем преткновения» в пакистано-американских отношениях, является район пакистано-афганского пограничья. Пакистанские СМИ любят повторять, что «...любой успех США в Афганистане до настоящего времени был возможен в результате поддержки Пакистана».

Восстановление пакистано-американских отношений, в первую очередь военных, подтолкнуло США заявить устами главы ЦРУ генерала Дэвида Петрэуса о необходимости обсуждения обновленной стратегии борьбы с терроризмом и более тесного сотрудничества в борьбе против боевиков «Аль-Каиды». Как заявил Белый дом, США «...стремятся к взаимодействию с Пакистаном в совместной стратегии, к совместному сотрудничеству, совместной разведывательной деятельности и совместным действиям по обе стороны пакистано-афганской границы...»

Вопросы военного сотрудничества в борьбе против терроризма в пакистано-афганском пограничье обсуждали военные. Исламабад придает им особое значение. Соответственно, он направил на переговоры, как выразился МИД Пакистана, «первую линию обороны нашей страны — ISI». Генерал Ислам, руководитель Межведомственной разведки Пакистана/ISI, совершил свой первый зарубежный визит в США в июле с.г. (он назначен на должность в марте текущего года). Следует сделать небольшое отступление, чтобы сказать несколько слов о позиции главы ISI в военно-политической элите Пакистана. Глава ISI — важный пост, так как ни для кого не секрет, что дальнейший карьерный рост для главы ISI — вероятно, начальник штаба сухопутных войск Пакистана. Генерал Ашраф Первез Кияни, в настоящее время начальник штаба сухопутных войск, возглавлял ISI с октября 2004 по октябрь 2007 г. Бывшие начальники штабов — генерал Зия-уль-Хак в 70-х годах ХХ века и генерал П. Мушарраф в конце 90-х годов ХХ века — в результате военных переворотов захватили власть и занимали должности главного военного администратора и президента (П. Мушарраф оставался на военной службе) соответственно.

В первые минуты встречи и глава ЦРУ Д. Петрэус и руководитель ISI генерал Ислам подтвердили обоюдную приверженность совместной работе по противодействию террористической угрозе в регионе, которая угрожает национальной безопасности как США, так и Пакистана; и это единственное, что сближает позиции Пакистана и США.

Отсутствие существенного прогресса в пакистано-американских отношениях оказывает негативное влияние на сложную военно-политическую ситуацию в пакистано-афганском пограничье; это район, отношение к которому, вернее, к происходящим событиям, трактуется Пакистаном и США по-разному, часто стороны диктуют взаимоисключающие условия, которые направлены на защиту национальных интересов.

Основная претензия, которую стороны предъявляют друг к другу, — недостаточные военные действия по уничтожению боевиков по обе стороны пакистано-афганской границы. Но каждая из сторон выдвигает и конкретные претензии.

Глава Межведомственной разведки Пакистана выразил озабоченность тем, что «США/НАТО/МССБ и афганские национальные силы не предпринимают никаких действий против мест укрытий боевиков движения «Талибан» Пакистана/ТТР и других групп боевиков, совершающих трансграничные переходы в Афганистан из районов Малаканда и Свата, а также из различных агентств Территорий племен федерального управления/ ТПФУ...» Высказывается предположение, что «эти боевики пользуются поддержкой местных сил, развернутых вдоль афгано-пакистанской границы, так как они атакуют пакистанские военные позиции или деревни на пакистанской стороне».

Второе требование Исламабада Вашингтону — прекращение использования беспилотных летательных аппаратов/БПЛА/ в зоне пуштунских племен на пакистанской территории. Глава ISI заявил о недопустимости применения американских БПЛА и нанесении авиаударов по территории Пакистана. Пакистан утверждает, что «на протяжении многих лет авиаатаки лишь способствовали увеличению количества боевиков, которые затем атакуют пакистанские силы безопасности, рассматривая их в качестве союзника США, стремясь, таким образом, отомстить военнослужащим пакистанской федеральной армии. В более чем 350 авиаатаках погибли или были ранены свыше 3000 пакистанцев». Пакистан сделал запрос США о предоставлении технологии БПЛА Пакистану. Далее генерал Ислам выступил с предложением и призвал Соединенные Штаты указать/ определить цели с тем, чтобы национальные F-16 осуществили атаки. США не приняли это предложение, но обещали рассмотреть варианты, которые не связаны с беспилотными летательными аппаратами. По данному вопросу никакого соглашения достигнуто не было. США отказали в передаче Пакистану технологии БПЛА.

Следующее требование, выдвигаемое Исламабадом, — предоставление информации о предстоящих рейдах коалиционных сил США/НАТО/МССБ в афгано-пакистанском пограничье, а также о целях, определенных для уничтожения БПЛА, предоставление разведданных о террористах в этом районе, в отношении которых Пакистан планирует действовать самостоятельно, и информации о передислокации коалиционных сил, планируемых рейдах, что, как писали пакистанские СМИ, «всегда было камнем преткновения».

МИД Пакистана подтвердил, что «это вопрос суверенитета Пакистана, и мы заявили об этом очень ясно с самого первого дня: ответственность за борьбу с терроризмом и экстремизмом на своей территории несет Пакистан, и мы вполне способны делать это самостоятельно. В случае сотрудничества по обмену разведывательной информацией мы никому не позволим нарушить наш суверенитет и территориальную целостность».

США со своей стороны настаивают на проведении Пакистаном военной операции против группировки Хаккани, укрывающейся с 2001 г. в агентстве Северный Вазиристан. Именно эта группировка, переходя границу, по утверждению Белого дома, нападала на коалиционные войска в Афганистане, совершала террористические акты и т.д., т.е. именно боевики Хаккани — одна из угроз коалиционным войскам США/НАТО/МССБ и, по заявлению Белого дома, национальным интересам США.

В период и после визита главы ISI в США в мировых СМИ циркулировала информация о возможной совместной США/Пакистан военной операции против боевиков Хаккани под кодовым названием «Tight Screw», об отдельном США/НАТО рейде на территорию Пакистана с целью ее уничтожения, о самостоятельной военной операции пакистанской федеральной армии в агентстве Северный Вазиристан и т.д. Но подобная информация лишь обострила пакистано-американские отношения. Исламабад заявил о недопустимости участия иностранных войск в каких-либо военных операциях на своей территории, США — лишь о технической поддержке возможной военной операции.

Блокада грузов коалиционных сил, длившаяся в течение семи месяцев, в определенной степени охладила высокий градус заявлений США в адрес Пакистана, военный истеблишмент которого продемонстрировал, что может говорить с США языком ультиматума. Но в арсенале Вашингтона достаточно политических и военных инструментов для оказания давления на Исламабад.

Начало