Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О чадско-суданских отношениях

А.А.Быстров

Стабильные чадско-суданские отношения подверглись в начале июля серьезной угрозе. Согласно достоверным данным, 6 июля с.г. в Чаде была предпринята попытка государственного переворота. Группу путчистов возглавляли: Тиман Депу Атино бывший руководитель Дома Загава (совет племенного союза), генерал Осман Башар Атино, посол Чада в Саудовской Аравии, командир милиции в г.Фарчана полковник Алсадик Сибро, командующий чадской группой войск в составе смешанного судано-чадского контингента войск на границе двух стран генерал Джума Мохамад Атино. Последний был вызван после срыва попытки мятежа в столицу президентом Идрисом Деби «для дачи объяснений» и казнен.

Все мятежники принадлежат к «ближнему кругу» президента И.Деби, а многие являются его родственниками. Причиной недовольства путчистов было «потеря И.Деби контроля за страной и правительством». Все руководители мятежа уже арестованы. Проводятся следственные действия.

По оценкам ряда экспертов, основной причиной мятежа стало недовольство племенной верхушки загава соглашательской политикой нынешнего чадского лидера, который допустил слишком большие уступки Хартуму, в том числе и по вопросу создания объединенных сил на судано-чадской границе. Напомним, что этот институт, который был самым весомым свидетельством резкого и, для многих обозревателей, «неожиданного» сближения между Суданом и Чадом в 2011 году, на сегодняшний день является наиболее эффективным гарантом сохранения относительной стабильности в Западном Дарфуре. Объединенное патрулирование в значительной степени осложняет партизанам из Движения за справедливость и равенство (ДСР) в Дарфуре снабжение оружием, топливом и продовольствием из Чада. Это, безусловно, сказывается на боеготовности повстанцев и вынуждает их отходить из Западного Дарфура на север и юг.

Подчеркивается также тот факт, что значительная часть мятежников являлись родственниками погибшего харизматичного лидера ДСР Ибрагима Халиля. В племенной верхушке загава практически в открытую говорят о том, что И.Деби сыграл одну из ключевых ролей в операции по нейтрализации И.Халиля на территории Судана недалеко от чадской границы. Сам И.Халиль при этом был одной из значимых фигур не только в ДСР, но и в самом Чаде. В частности, он пользовался покровительством американских и французских спецслужб и реально претендовал на лидерство в племенном союзе загава. В частности, подконтрольные ему вооруженные отряды оправданно конкурировали по степени боеготовности с национальной армией Чада. Это угрожало монополии И.Деби на власть, и совершенно оправданно, что он всеми способами пытался укротить амбиции И.Халиля. Сначала он отобрал у него паспорт Чада и лишил тыловой поддержки в стране, а затем после возвращения конкурента в Судан из Ливии после поражения М.Каддафи передал суданским силовикам информацию о передвижении его отряда. Это собственно и привело позднее к нейтрализации И.Халиля.

Попытка мятежа свидетельствует о том, что в племенной верхушке загава зреет недовольство режимом И.Деби и его союзом с суданцами. Основной силой путчистов должна была стать группа чадских войск, которая патрулирует границу с Суданом, и которую сейчас спешно реорганизуют. Сам по себе попытка мятежа вряд ли скажется на готовности И.Деби сохранять альянс с Хартумом, по крайней мере в среднесрочной перспективе. Это не исключает однако, что чадский лидер вынужден будет пойти на некие уступки племенной верхушке загава, которая курирует контрабанду через границу и неплохо наживается на оказании тыловой поддержки своим соплеменникам из ДСР. Это сразу же должно сказаться на обострении ситуации в Западном Дарфуре, что будет самым значимым индикатором изменения позиции Нджамены в отношении событий в Дарфуре.

Начало