Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Инвестиционные шансы германского бизнеса в Тунисе

И.С.Берг

Экономика Туниса после окончания протестов в ходе «арабской весны» вышла на устойчивые темпы роста, констатирует экономический обозреватель Саския Литтманн. Поэтому есть надежда, что прежние и будущие инвестиции немецких компаний могут окупиться. Но не без риска. Высокий уровень безработицы является главной проблемой. Она напоминает, что самосожжение 17 декабря 2010 года Мохамеда Буазизи, ставшее катализатором революции в Тунисе и пионером «арабском весны», произошло по причине отсутствия работы. Прошедшие в октябре 2011 г. первые в истории страны свободные выборы привели к политической стабильности, и Тунис стал оцениваться немецкими бизнесменами, как лучший в регионе экспортный рынок 2012 года, по свидетельству германских внешнеэкономических экспертов .

На недавней ежегодной конференции Общества внешнеэкономической деятельности ФРГ (GTAI) Тунис был приравнен к рынкам с наиболее перспективными инвестиционными возможностями для немецких компаний, каковые характерны для Монголии, Перу, Мексики, Словакии, Индонезии и Норвегии. Как считает управляющий директор GTAI Михаил Пфайфер, Тунис является «тем пирогом, который срочно надо осваивать». Если прежде Тунис многими немецкими компаниями ранее игнорировался, да и сейчас воспоминания о демонстрациях минувшей «арабской весны» все еще отпугивают предпринимателей, грозя высокими рисками, «политические условия здесь лучше, чем в других странах Северной Африки», подчеркивает Фаузи Наджар, представитель GTAI в Тунисе. Стабильность является важнейшим фактором для привлечения иностранных компаний в страну. «Предсказуемость имеет важное значение для немецких компаний», говорит Ф.Наджар.

В условиях «постарабской весны» для эффективного двухстороннего сотрудничества формируется правовая база и соответствующие структуры. Так, министры иностранных дел Туниса и ФРГ в июле 2011 года создали объединенный комитет, проведя в сентябре 2011 г. встречу, на которой детально обсудили амбициозный план действий. Согласно этому Германия считается в ближайшие годы привилегированным партнером Туниса, что означает режим наибольшего благоприятствования для германских фирм. Лидеры стран обменяли государственными визитами. Федеральный министр иностранных дел Г.Вестервелле прибыл в Тунис в январе 2012 г., а 5-7 февраля с.г. состоялся первый официальный визит в ФРГ Рафика Бен Абдессалема, министра иностранных дел Туниса, первая его поездка в Европу. Выбор Германии в качестве первой страны посещения говорит об особом значении двухсторонних соглашении. Напомним, что 9 января 2012 г. была подписана в Тунисе декларация о расширении сотрудничества, в которой отмечены вероятные горизонты связей, в том числе национальный проект о занятости, реализовать который поможет ФРГ, выделяя 8 млн евро.

Вряд ли кто-то из примерно 280 немецких компаний в Тунисе покинул страну в связи с революцией, оценивают ситуацию немецкие эксперты. В ходе опроса, проведенного сотрудниками Германо-тунисской торгово-промышленной палаты (DTIH), риски своеобразно оценены немецкими предпринимателями. К примеру, не 100%, а лишь 92% посчитали главным для себя экономическую и политическую стабильность в стране. Эксперты ФРГ напоминают о том, что в ходе прежних аналогичных опросов (2008-2009) этот фактор считали главным только 80% предпринимателей. Иными словами, и тогдашние 20% менеджеров и нынешние 8%, получается, готовы к самым высоким рискам.

Основными – если не единственными - жертвами революции были тунисской компании, указывают специалисты GTAI. В этой связи на привлечение иностранных инвестиций у Туниса особые надежды. Они могут придать национальной экономике новую динамику . Основные опасения были по поводу оттока капитала, но в значительной степени его удалось сдержать. Тем не менее, прямые инвестиции из-за рубежа в 2010-2011 гг. сократились на 25 процентов. Потери немецкого бизнеса в Тунисе в результате политических потрясений могут быть в ближне- и среднесрочной перспективе достаточно быстро компенсированы. Таково мнение руководителя Германо-тунисской торгово-промышленной палаты Дагмар Оссенбринк.

Фактически в ходе «арабской весны» было полностью закрыто лишь одно предприятие, остальные были законсервированы и работали в условном режиме, то есть трудовая деятельность протекала для того, чтобы охранять производственные и складские помещения от вероятного разграбления. Такая вероятность существовала еще несколько месяцев назад, когда ряд зарубежных компаний, в том числе и немецкие, подвергались грабежу. В тот период, как подчеркивает Дагмар Оссенбринк, существовали ограничения, которые ввели немецкие компании, указывая, что «продолжают работать здесь, несмотря на кризис, хотя нормальным данный уровень назвать нельзя». Примерно полгода назад она высказала предположение, что ситуация довольно быстро будет стабилизирована: «Экономический потенциал должен быть задействован в полную силу, так, чтобы страна не понесла большого хозяйственного ущерба». Действительно, так оно и произошло.

Сейчас, спустя год после активной фазы тунисских событий, неизвестен этот ущерб, так как и тунисским и немецким чиновникам не хотелось бы раскрывать эту тему, тем самым отпугивая будущих инвесторов. Вместо этого госпожа Оссенбринк знакомит с серией мероприятий, намеченных на нынешнюю весну и призванных возродить немецкий предпринимательский интерес к Тунису. В их числе Набуль, куда прибудут вероятные инвесторы в туризм, обработку природного камня, производство цитрусовых и парфюма (17.03.2012), офис кабмина в столице страны Тунисе, где намечена встреча с представительной делегацией предпринимателей земли Нижняя Саксония (10.04.2012), а также немецкие адреса – Регенбург («круглый стол» Business Round Table с обсуждением проблем сотрудничества с Алжиром, Марокко и Тунисом, 16.04.2012), Мюнхен (Nordafrika-Forum, 17.04.2012), Бонн (День экономики «Арабская весна»: Тунис, Египет, Ливия», 18.04.2012).

Комментируя пункт о прибытии нижнесаксонских менеджеров, госпожа Оссенбринк указывает, что уже есть опыт реализации планов не только на уровне компаний, но и на земельном уровне. Так, баварско-тунисская составляющая включает в себя разнообразные проекты, в том числе и весьма дорогостоящие: скоростная автомагистраль Сфакс – Габес, аэропорт и порт Энфидха, проект города Сама Дубаи, нефтепровод Тунис - Ливия, модернизация порта Радес. Причем, баварцы собираются разворачивать создание производств электротоваров, инвестировать в телекоммуникации и туризм. Стоит также отметить, что встречи немецких и тунисских бизнесменов – продолжение обсуждения вопросов сотрудничества, которое было начато на подобных консультациях в Вюрцбурге (01.02.2012) в ходе «круглого стола» «Северная Африка: время перемен» и в Брауншвейге ( 02.02.2012) в ходе Дня экономики «Тунис и Египет после революции».

Столь плотный график деловых встреч, как в начале нынешнего года, так предстоящей весной неслучаен. Германский бизнес стремится устранить последствия многонедельного простоя производств ряда фирм, а также освоить новые открывающиеся рубежи. Ряд немецких экспертов связывают эти надежды с сохраняющимся 29-процентным уровнем безработицы, особенно среди тунисской молодежи, в том числе квалицифированной и готовой к переквалификации. Проблема останется в числе фундаментальных в среднесрочной перспективе.

Именно с ней намеревается новое тунисское правительство бороться при помощи немецких инвестиций. Тем более, что прежний опыт доказывает: это вполне возможно. Вернулся к идее обучения молодых кадров и расширения производства Зигфрид Гонзер , шеф текстильного производства Gonser Group (штаб-квартира в Дусслингене, земля Баден-Вюртемберг, годовой оборот 500 млн.евро, 3700 сотрудников), для чего он инвестирует 527 тыс. евро. Не менее амбициозные планы у Фердинанда Тербурга, руководителя текстильного производства van Laack Tunisie, которое действует уже более 30 лет и занимает постоянной работой 800 жителей Туниса. Ф.Тербург намерен вложить в свой бизнес около 1 млн евро, главным образом на переквалификацию кадров. Van Laack специализируется на производстве «роскошных рубашек высокого качества благодаря ручной работе». Они сшиты на заказ при использовании лучших материалов. Для Фердинанда Тербурга это вопрос не только престижа, но и перспективы, поскольку его намерение - воспроизвести в Тунисе профессиональную программу обучения в Германии и Нидерландах. Фолькер Кастен, руководитель электротехнического производства Nataschaplast S.A.R.L, который работает в стране 29 лет, являясь работодателем для 1300 сотрудников на двух предприятиях, считает тунисскую экономику в долгосрочной перспективе еще более привлекательной. Он, ожидавший выборов и появления «нового стабильного правительства, когда будет гарантия прочной стабильности и безопасности», готов выполнить свои обязательства по повышению заработной платы и приступить к вопросу расширения инвестиций. Свои прогнозы Штефан Финтельманн, коммерческий директор фирмы KBB Kollektorbau (установка солнечных батарей и систем по водообеспечению) обосновывает не только долгим опытом работы в Тунисе (2006-2011), но и выросшим за это время объемом производства – на 4,6%. Он считает, что настала пора решительно перейти к экономическим реформам. Полностью сохранены производственные показатели немецкого поставщика автомобилей Leoni.

При этом в целом структура немецких инвестиций остается такой же, что и до начала «арабской весны»: 61 процент их приходится на производство тканей и одежды, 28 процентов – на производство электротехнической продукции. Наиболее значительная часть немецких предприятий – 46% - это производства, где занято от 100 до 300 человек; 26% - те, где занято менее 100 сотрудников; 14% - от 300 до 500 человек; 14% - более 500 человек. Немецкие инвестиции вложены по региональному принципу: Набуль-Хаммамет (производство тканей и одежды); Сусс-Монастир (производство электротехнических изделий); Бизерта-Тунис (производство продуктов питания и др.) Все эти населенные пункты, во-первых, расположены недалеко друг от друга, во-вторых, на побережье. Эксперты ФРГ считают, что торговый оборот ФРГ и Туниса, который в 2008-2009 гг. колебался в пределах 2,5-2,8 млрд евро, может быть не только вновь достигнут, но и в среднесрочной перспективе перекрыт.

Оптимистические настроения подкрепляются рядом объективных факторов. Среди них, к примеру, географическая близость к Европе, как к главному потребителю продукции (2 часа полета в Германию грузового авиатранспорта плюс 36 часов на перевозку автотранспортом по принципу «от таможни до таможни»). Другой фактор – из числа вероятных. Два из трех опрошенных немецких предпринимателей, оценивая прежние налоговые льготы, как приемлемые, считают, что новое правительство должно пересмотреть пакет, чтобы условия удовлетворялись полностью.

Новому тунисскому правительству следует решить ряд неотложных проблем, чтобы двухстороннее сотрудничество было более продуктивным. В числе важных задач новой власти в Тунисе, как и в целом на Севере Африки, – борьба с коррупцией, подчеркивает Синтия Фоли, эксперт Федерации немецкой промышленности (BDI), которая оказывает содействие по инвестированию малых и средних предприятий в Африке. Штефен Мирштин, коммерческий директор предприятия по выпуску пластмассовых изделий Hermann Rоеmmler Kunststofftechnik (штаб-квартира в Рефельде, неподалеку от Берлина) с отделением в Набуле, что в 70 км. от Туниса, говорит: госмонополия на самом деле является частью коррупционной схемы. Благодаря ей «высшие чиновники Туниса, которые наладили связи с партнерами из Генуи, заняты в сомнительных махинациях и среди них, похоже, отмывание денег». Дагмар Оссенбринк поясняет, что речь идет о ликвидации государственной монополии и создании сети средних и малых предприятий в ряде отраслей, в том числе таких, как рыбный бизнес и производство морепродуктов; производство медикаментов и др.

Тунис является привлекательным для иностранных инвесторов. Это, если говорить о глобальных проектах, сектор возобновляемых источников энергии. С точки зрения энергоэффективности Тунис является пионером в Северной Африке. В 2014 начинается реализация мега-проекта Desertec – строительство солнечных электростанций в тунисской пустыне, первая стадия которого будет завершена в 2016 году. В ходе реализации программы энергетического сотрудничества в марте с.г. предусмотрен визит делегации предпринимателей ФРГ во главе с государственным министром Корнелией Пипер, которая в Федеральном МИДе отвечает за Ближневосточный сектор. Однако немецкие вложения ожидаются и в других отраслях. В частности, в туризме, от занятости в котором зависит жизнь каждого третьего работоспобного жителя Туниса. Всего безработных сегодня 700 тыс. человек, особенно в деревнях на юге и вдоль ливийской границы. «Причем, многие безработные очень хорошо образованы», уточняет Ламия Буфайед, эксперт FIPA – национального ведомства по поддержке иностранных инвестиций. Это вполне может быть привлечь немецких инвесторов: около 30 процентов безработных – выпускники вузов.

ВЫВОДЫ

Первый. «Динамику развития можно и нужно не только восстановить, но и развить», указывает ближневосточный эксперт Германской торгово-промышленной палаты Феликс Нойгарт он, напоминая о накопленном опыте ФРГ в Тунисе, относительно невысоких потерях и об особенностях сосредоточения немецкого бизнеса в стране.

Второй. Обилие в Тунисе образованных, динамичных и способных молодых людей плюс опыт Германии в области профессиональной подготовки могут дать хороший результат как в развитии экспортного потенциала Туниса, так и для привлечения иностранных туристов для отдыха и лечения. Подобные проекты были опробованы и прежде. Есть надежда, что тенденция будет усилена в дальнейшем. Сфера культурно-оздоровительного туризма, повышение качества услуг - одна из главных целей нового Туниса. Названное повышение основано в том числе на использовании возобновляемых источников энергии, а данные проекты в преобразовании солнечной и ветровой энергии также напрямую связаны с немецкими компаниями, имеющими наработанный опыт создания и внедрения этих технологий.

Использованы данные сайтов Handelsblatt Online, WiWo, DTIH.

Начало