Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

План спасения экономики Судана

А.А.Быстров

Президент Судана О.аль-Башир выступил в парламенте с обзором экономической ситуации в стране и путях ее исправления. Он признал, что боевые действия в Хедлиге серьезно подорвали нефтяную добычу в этом районе (порядка 80% всей добываемой суданской нефти после отделения Южного Судана), что, безусловно, сразу же сказалось на экономической ситуации. Суданский президент особенно отметил, что восстановление разрушенной инфраструктуры требует времени для возобновления добычи нефти, а это ставит перед страной проблему резкого сокращения экспортной выручки. Среди других проблем был отмечен рост бюджетных расходов на содержание государственных органов, в том числе и местных органов самоуправления; двойной рост социальных расходов; растущий разрыв между экспортом и импортом; дисбаланс торгового сальдо. В основе всех этих проблем лежит прекращение поступления в бюджет нефтяной экспортной выручки после решения Джубы заморозить добычу до решения всех спорных вопросов. Судан превратился из страны-экспортера в страну-импортера нефтепродуктов, а рост цен на основные импортируемые продукты на зарубежных рынках тем временем идет опережающими темпами. При этом попытка восполнить торговый дефицит путем экспорта золота и постановки его добычи на промышленную основу под контролем государства пока успехов не принесла.

В этой связи Башир предложил следующие меры по исправлению ситуации.

1. Административная реформа.

- Реформа и сокращение государственного аппарата на всех уровнях, прежде всего в администрации п президента с передачей большей части полномочий по выполнению решений правительства местным органам законодательной власти. Сокращение должностей государственных и региональных министров; экспертов, которые работают в советах при министерствах и ведомствах. В местных органах власти должны быть сокращены те посты, которые предусмотренные конституцией страны в качестве не основных и вспомогательных. Аппарат сокращаетсяна 45-50%, чтосоставляетпримерно 260 различныхпозиций.

- Сокращения значительного числа преимуществ и привилегий, предусмотренных конституций. Отказ от кортежей, сокращения парка автомобилей, сокращение зарплат и премий, минимизация командировок.

- Ликвидация официальных зарплат для депутатов местных законодательных парламентов с заменой их на символическое довольствие, которое не должно лежать бременем на бюджете и сократит налоговое бремя на простых граждан. На следующей неделе министерство финансов должно предоставить конкретный размер этого довольствия. Одновременно должен был представлен план сокращения аппаратов местных органов власти с повышением эффективности их деятельности.

2. Финансовый и экономический блок.

- Ревизия бюджета с акцентированием на приоритетные расходы. Ужесточение контроля за расходами, и, прежде всего, фондом зарплат и довольствий.

- Перетряска госаппарата с сокращением выплат премий выборной категории чиновников.

- Замораживание строительства всех крупных объектов.

- Жесткий контроль за госзакупками, особенно на местном уровне.

- Жесткое лимитирование госзатрат на закупку топлива.

- Лимит на выдачу государственных налоговых льгот.

- Продолжение программы приватизации, в рамках которой должно быть передано в частные руки 27 народных компаний.

- Соблюдение жесткой финансовой дисциплины, особенно в областях заключения контрактов, найма рабочей силы для общественных работ, назначения и продвижения по службе.

- Все министерства должны пройти в ближайшее время аудит.

- Министерство юстиции предоставит инструкцию по ускорению судебных процедур, которые связаны с фактами коррупции. В этой связи возрастает роль народных комитетов, которые должны тщательно контролировать деятельность госаппарата и чиновников.

- Резкое увеличение всех форм налогов и сборов. Прежде всего, это налоги на импорт, собственность, деловую активность и банковский сектор; минимизация косвенных налогов. Предусматривается резкое усиление борьбы с контрабандой, особенно в рамках контрабанды золота. Продажа недвижимости и привлечение инвестиций должны осуществляться исключительно в твердой валюте.

Таким образом, речь президента О.аль-Башира знаменует собой переход Судана к очень жесткой модели экономического существования, что, безусловно, может привести к радикализации и активизации протестных настроений. В этой связи многие эксперты выражают сомнение в том, что указанное реформирование может быть проведено успешно, так как оно затрагивает интересы местных элит. В свою очередь, лишившись государственных дотаций, региональные власти попытаются переложить это бремя на плечи местных жителей. А это однозначно вызовет социальное напряжение, а в зонах действиях повстанцев (Дарфур, Южный Кордофан, Голубой Нил) приведет к активизации партизанского движения.

Начало