Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (16-22 января 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Египте. Обстановка в Сирии ухудшается, в стране фактически начинается гражданская война. По итогам недавно прошедших выборов в Народное собрание (нижнюю палату парламента) Египта две трети мест получили представители исламистских партий.

Обстановка в Сирии становится все более напряженной. Боевики мя-тежной Сирийской свободной армии (ССА) чаще стали сочетать партизан-ские и террористические действия с масштабными и хорошо организованными операциями против правительственной армии и сил безопасности. Отдельные районы страны контролируются мятежниками. В течение нескольких дней упорные бои между боевиками ССА и правительственными войсками происходили в г. Забадани в 40 км северо-западнее Дамаска недалеко от границы с Ливаном. При посредничестве местных старейшин 19 января было достигнуто соглашение о прекращении огня, по которому армейские подразделения покинули этот город, а боевики ушли с его улиц. 21 января вооруженные отряды ССА предприняли попытку захвата г. Дума в 15 км северо-восточнее Дамаска, но после боя с войсками отошли. Нападение на Дума стало самой крупной акцией ССА и рассматривается экспертами как своего рода разведка боем перед еще более масштабными боевыми операциями. Вооруженные столкновения между правительственными силами и мятежниками продолжаются в северо-западной провинции Идлиб, в районе городов Хомс, Хама, Деръа и некоторых других местах. В Стамбуле на минувшей неделе было объявлено о создании т. н. «Высшего сирийского военного совета» во главе с перешедшим на сторону оппозиции генералом М. А. аш-Шейхом. Этот орган намерен взять на себя общее руководство «восстанием против режима». Головная организация действующей за рубежом оппозиции – Сирийский национальный совет (СНС) и ССА договорились о создании между ними постоянного «бюро по связи» («горячей линии»). В различных городах САР продолжаются, хотя и в меньших масштабах, демонстрации противников режима. Со своей стороны, власти проводят массовые проправительственные демонстрации.

МИД САР жестко осудил заявление катарского эмира о необходимости направления в Сирию арабских войск. Глава МИД России С. Лавров 18 января подтвердил, что Москва отвергает любую иностранную военную интервенцию в Сирии и выступает за достижение политического выхода из кризиса посредством диалога. В то же время президент США Б. Обама заявил о намерении Вашингтона активизировать усилия, чтобы добиться «дипломатическими средствами» отстранения от власти президента САР Б. Асада и его ближайшего окружения. США также намерены в конце января закрыть свое посольство в Дамаске.

В этих условиях 19 ноября официально завершилась миссия наблюдателей ЛАГ в Сирии. Ее руководитель суданский генерал М. ад-Даби представил 21 января генеральному секретарю ЛАГ Н. аль-Араби отчет об итогах работы наблюдателей, заявив, что работа миссии была «максимально честной, объективной и прозрачной. Мы равно и одинаково относились ко всем сторонам». 22 января в Каире межарабская комиссия по Сирии рассмотрела отчет миссии ЛАГ, рекомендовав Совету министров иностранных дел стран-членов Лиги продлить срок пребывания наблюдателей в Сирии еще на месяц. Н. аль-Араби также предложил главам арабских внешнеполитических ведомств дать согласие на продление работы миссии наблюдателей Лиги в САР на 30 дней. В итоге такое согласие было дано. В то же время Саудовская Аравия заявила об отзыве своих наблюдателей из состава миссии, т. к. в Эр-Рияде считают, что «правительство Сирии не выполнило ни одного положения арабской мирной инициативы». Кроме того, Саудовская Аравия призвала мировое сообщество применить все возможные механизмы давления на Дамаск для прекращения кровопролития. Отметим, что зарубежная сирийская оппозиция негативно оценивает деятельность миссии ЛАГ в стране, и настаивает на военном вмешательстве в сирийский конфликт под флагом ООН.

В Египте подведены итоги недавно прошедших выборов депутатов Народного собрания. Наибольшее число мест в нижней палате парламента получили исламистские партии. Так, Партия свободы и справедливости (политическое крыло «Братьев-мусульман») завоевала 235 из 498 избираемых депутатских кресел (47,18%). На втором месте консервативная салафистская партия «Ан-Нур» - 127 мест (около 24%). Третью позицию с большим отрывом заняла либеральная партия «Новый Вафд» - 36 мест (9%). Остальные места достались небольшим партиям. Кроме того, в соответствии с законом еще 10 депутатов, в т. ч. 5 христиан 21 января назначил действующий глава государства маршал М. Х. Тантауи. Открытие первой сессии Народного собрания намечено на 23 января.

Тем временем 20 января на каирской площади Ат-Тахрир вновь начались массовые протестные акции, организованные радикальными молодежными движениями. Их участники требуют немедленной передачи власти в стране от военных гражданским руководителям. При этом ведущая политическая сила АРЕ – «Братья-мусульмане» - заявили, что не поддерживают требование молодых радикалов о начале «новой волны революции» и незамедлительной отставке правящего в Египте Высшего совета Вооруженных сил. 22 января маршал М. Х. Тантауи помиловал 1959 участников акций протеста, осужденных ранее военными трибуналами.

На прошедшей неделе Ливию посетил руководитель АРЕ маршал М. Х. Тантауи. По итогам переговоров в Триполи было заявлено, что Египет примет активное участие в восстановлении Ливии, в частности, в сферах телекоммуникаций, электроэнергетики, образования, здравоохранения, жилищного строительства. Затрагивались вопросы экстрадиции укрывшихся в Египте функционеров прежнего ливийского режима. Принято решение о формировании совместного комитета по обеспечению охраны границ. Глава временного ливийского правительства А. Р. аль-Киб подчеркнул, что стороны условились урегулировать все имеющиеся проблемы с египетской рабочей силой в стране. Также А. Р. аль-Киб обещал, что Ливия сохранит «успешные» инвестиции эпохи Каддафи в египетскую экономику.

В Ливии усиливаются выступления против новых властей страны. Так, 21 января сотни вооруженных демонстрантов, недовольных ходом проведения реформ, ворвались на территорию правительственных зданий в Бенгази, требуя встречи с представителями правящего в Ливии Переходного национального совета (ПНС). 22 января число протестующих достигло 4000 человек. Жители города протестуют уже около двух недель, выдвигая ПНС требования большей открытости в его деятельности. Под давлением протестующих ушел в отставку заместитель главы ПНС А. Гхога. Также в Бенгази прошла массовая демонстрация исламистов, настаивающих на том, чтобы новая конституция страны была основана на законах шариата.

Премьер-министр Италии М. Монти подписал 21.01 с властями Ливии «Трипольскую декларацию» о двустороннем сотрудничестве, которая стала продолжением «Договора о дружбе», заключенного в 2008 г. с М. Каддафи.

Сохраняется напряженность вокруг Ирана. По заявлению главы Пентагона Л. Панетты, вашингтонская администрация стремится дипломатическим путем урегулировать проблемы с Тегераном, но готова в случае необходимости применить военную силу. При этом США не хотят, чтобы ИРИ «получила ядерное оружие» или «перекрыла Ормузский пролив». Вашингтон вместе с союзниками продолжает наращивать усилия по изоляции Ирана, ужесточению экономических санкций против этой страны с тем, чтобы ослабит ее экономику и добиться «появления трещин» в иранском руководстве, заставить ИРИ отказаться от создания ядерного оружия. Президент Франции Н. Саркози заявил, что приложит все силы для недопущения военной операции против Ирана, т. к. удар по иранским ядерным объектам «станет причиной войны и хаоса». По мнению Н. Саркози, чтобы не допустить этого, международное сообщество должно ввести новые, «намного более эффективные» санкции против ИРИ. Ожидается, что 23 января Евросоюз объявит свою позицию в отношении введения эмбарго на импорт иранской нефти. Глава китайского правительства Вэнь Цзябао заявил, что КНР «выступает решительно против попыток Ирана развивать и обладать ядерным оружием». Китай также выступает против перекрытия Ормузского пролива и «любых экстремистских действий» в отношении этого стратегического региона. Военный удар и нефтяное эмбарго в отношении Ирана неприемлемы, а санкции против ИРИ «себя исчерпали», заявил МИД России. Индия подтвердила, что продолжит закупать нефть у Ирана. Тегеран подверг критике Саудовскую Аравию за декларированную Эр-Риядом готовность к увеличению поставок нефти в случае, если западные санкции приведут к сокращению поставок нефти из ИРИ. Иран готов к возобновлению переговоров по своей ядерной программе с международными посредниками, заявил спикер иранского парламента А. Лариджани. По его мнению, эти переговоры увенчаются успехом, «если они будут серьезными».

16 января Национальная ассамблея (нижняя палата парламента) Пакистана выразила доверие правительству страны. Вопрос о доверии был поставлен в связи с усилением противостояния между правительством и армией.

МИД Пакистана 21 января назвал «спекулятивными», появившиеся в СМИ сообщения, о том, что власти страны в скором времени разрешат возобновить перевозку грузов для войск НАТО в Афганистане через пакистанскую территорию. Пакистан отказался принять спецпредставителя президента США в Афганистане и Пакистане М. Гроссмана, назвав его визит «неудобным». Американский дипломат должен был обсудить в Исламабаде начало переговоров с талибами. Глава МИД Пакистана Х. Р. Хар заявила, что отношения с США пока еще остаются «в подвешенном состоянии».

В рамках передачи власти в Йемене национальный парламент 21 января наделил ушедшего в отставку президента А. А. Салеха юридической неприкосновенностью. Одновременно депутаты выразили поддержку кандидатуре вице-президента А. М. аль-Хади на пост главы государства. Ближайшему окружению А. А. Салеха было отказано в полном судебном иммунитете: чиновники будут освобождены от ответственности лишь за преступления политического характера. 22 января столице страны Сане прошла многотысячная демонстрация, участники которой осудили принятие закона о судебном иммунитете А. А. Салеху и требовали его отмены. В этот же день А. А. Салех покинул страну, убыв на лечение в США и передав власть М. А. аль-Хади.

20 января правительство Южного Судана распорядилось в течение двух недель свернуть добычу нефти в стране из-за того, что Судан изымает часть идущей на экспорт южносуданской нефти в счет оплаты задолженности за использование его инфраструктуры. Джуба обвинила Хартум в том, что он «украл» у нее нефть на сумму 350 млн долларов и удерживает танкеры с нефтью на сумму 400 млн долларов. В ответ Судан заявил, что южане должны уплатить более 1 млрд долларов за использование трубопроводов и портовых служб. Переговоры по «нефтяному досье«, которые должны были пройти на минувшей неделе в Аддис-Абебе, сорвались. Однако в Джубе заявили, что продолжат диалог с Хартумом по всем нерешенным вопросам.

На минувшей неделе завершился визит главы китайского правитель-ства Вэнь Цзябао в Саудовскую Аравию, Катар и ОАЭ. Итоги визита от-четливо продемонстрировали стремление Пекина и его аравийских партнеров всемерно укреплять отношения в различных сферах, в т. ч. политике, экономике, включая нефть и газ, а также в деле военно-технического сотрудничества.

Сообщается, что, Х. Машаль, с 1996 г. возглавляющий палестинское радикальное исламистское движение ХАМАС, отказался от переизбрания на пост лидера этой организации на третий срок.

Расположенная на территории Турции РЛС раннего оповещения о ракетном нападении, являющаяся частью системы ПРО НАТО в Европе, введена в эксплуатацию. РЛС будет управляться из оперативного центра в Германии. Данные, получаемые РЛС, будут доводиться до турецких властей.

Приложение

Кувейт: некоторые проблемы национальной безопасности

В условиях перманентно сложной и нестабильной военно-политической обстановки в зоне Персидского залива, а в последнее время - роста активности политических сил, оппозиционных правящему в стране монархическому режиму, кувейтское руководство уделяет повышенное внимание вопросам обеспечения внешней и внутренней безопасности государства.

Кувейт, учитывая собственные весьма ограниченные возможности для защиты территории страны от внешней агрессии, сделал стержневым элементом обеспечения национальной безопасности активное участие в оборонительных союзах и поиск политических решений, которые исключили бы возможность повторения катастрофы августа 1990 г., откуда бы ни исходила угроза эмирату – с севера, востока, или юга. Эмират выступает за создание надежной системы безопасности в зоне Персидского залива, способной обеспечить на достаточно длительный период стабильность в регионе и оградить его государства, прежде всего сам Кувейт, от рецидивов острой конфронтации и вооруженной агрессии как способов разрешения возникающих конфликтных ситуаций.

После событий 1990-1991 гг. в Кувейте на практике убедились, что реальной гарантией защиты страны от внешнего вторжения может быть только военно-политический союз с США и поддержание союзнических отношений с другими ведущими государствами НАТО. В 1991-1992 гг. эмират подписал соглашения о сотрудничестве в сфере обороны и безопасности с США, Великобританией, Францией и Италией, которые, в частности, предусматривают оказание военной помощи Кувейту в обороне от внешней агрессии. Таким образом, была сформирована система обеспечения внешней безопасности кувейтского государства, действующая и поныне.

В настоящее время наиболее тесные военно-политические отношения Кувейт поддерживает с США. В 2004 г. Кувейт получил статус основного союзника США вне структур НАТО. Американские войска имеют базы на территории эмирата, Соединенные Штаты являются главным поставщиков вооружения для кувейтской армии, на регулярной основе проходят совместные учения вооруженных сил двух стран. После вывода американских войск из Ирака в декабре 2011 г. Вашингтон намерен сохранить на кувейтской территории крупный контингент ВС США – его возможная численность может составить примерно 23 тыс. человек.

Большое внимание Кувейт уделяет развитию сотрудничества в области безопасности и обороны в рамках ССАГПЗ, выступает за укрепление боевой мощи объединенных ВС «Щит полуострова», принятие единой военной доктрины, создание объединенной системы ПВО. В то же время слабый суммарный военный потенциал аравийских монархий не позволяет им самостоятельно обеспечивать защиту стран-участниц организации от агрессии со стороны сильного противника.

Серьезным источником угрозы безопасности в зоне Персидского залива в Кувейте считают Иран. Для отношений между двумя странами характерны регулярные периоды напряженности. Кувейт опасается интенсивного наращивания иранской военной мощи и возможной военной направленности ядерной программы ИРИ, а также ее экологических последствий. Эмират официально не поддерживает силовое решение иранской ядерной проблемы, и неоднократно заявлял, что не позволит использовать свою территорию для подготовки и проведения военной операции против ИРИ. В то же время в условиях нынешнего обострения отношений между Вашингтоном и Тегераном американское военное присутствие в Кувейте имеет отчетливо выраженную антииранскую направленность. И еще. На неофициальном уровне кувейтскими экспертами высказывалась мысль, что уничтожение ядерного потенциала ИРИ – в интересах стран Персидского залива. Кувейт поддержал резолюции Совета Безопасности ООН по санкциям в отношении Ирана в связи с его ядерной программой, однако не всегда спешил реализовывать их требования на практике. Серьезные опасения кувейтского руководства вызывают возможные действия со стороны Тегерана по активизации радикальных элементов многочисленной шиитской общины в стране. Кувейт с настороженностью относится к политике Ирана по упрочению своих позиций в Ираке. В то же время на официальном уровне Кувейт предпочитает не акцентировать внимание на потенциальной угрозе со стороны Ирана и стремится выдерживать линию на развитие двустороннего сотрудничества на основе уважения взаимных интересов и невмешательства во внутренние дела друг друга.

Кувейт выступает за скорейшую стабилизацию обстановки в Ираке, считая, что сохранение напряженности в соседней стране представляет непосредственную угрозу его безопасности. К тому же некоторые иракские террористические группировки действуют недалеко от кувейтской границы. У Кувейта сохраняется ряд претензий к Ираку. Это - судьба пропавших без вести в 1990-1991 гг. военнослужащих и гражданских лиц (369 чел.), вопрос о выплате компенсаций за ущерб, нанесенный в период оккупации (до 20 млрд долларов), возвращение похищенного имущества. Кувейт сохраняет недоверие к соседу, особенно по территориальному вопросу, что подпитывается периодически появляющимися в Ираке высказываниями, в т. ч. на высоком уровне, о несправедливом прохождении некоторых участков иракско-кувейтской границы. Два государства до сих пор не заключили договор о ее демаркации. В эмирате продолжают хорошо помнить о событиях начала 1990-х гг., здесь по-прежнему сильны антииракские настроения. Отношения Ирака с Кувейтом обострились в последнее время в связи со строительством Кувейтом порта на острове Бубиян вблизи иракских территориальных вод. Ирак расценил это строительство как угрозу его национальным интересам.

Определенные разногласия имеются у Кувейта с Саудовской Аравией. Кувейтцы не желают полного саудовского доминирования в ССАГПЗ. Между двумя странами сохраняются спорные вопросы о принадлежности двух прибрежных островов, из-за чего морская граница между ними до сих пор не установлена и не определены границы на континентальном шельфе Залива.

Массовые антиправительственные выступления в Бахрейне в 2011 г. вызвали серьезное беспокойство у кувейтского руководства. Именно поэтому Кувейт, наряду с КСА и ОАЭ, направил в Бахрейн свои военные силы (отряд катеров ВМС) для оказания помощи правительству этой страны.

В целом Кувейт в деле обеспечения внешней безопасности государства продолжит уделять основное внимание поддержанию тесных военно-политических отношений с США и ведущими странами НАТО. Одновременно будут развиваться союзнические отношения с аравийскими монархиями. Таким образом, кувейтское руководство обеспечит многоуровневую структуру международных военно-политических гарантий независимости страны, ее безопасности и территориальной целостности.

Внутри страны правящий режим стремится сохранить стабильность общественно-политической ситуации, не допустить дальнейшего усиления влияния оппозиционных сил, чья активность в последнее время заметно возросла. Прежде всего, это относится к радикальным исламистам, а также либеральной оппозиции. Так, во многом под давление оппозиции в конце 2011 г. власти пошли на отставку правительства во главе с шейхом М. ас-Сабахом и роспуск Национальной ассамблеи, назначив на февраль 2012 г. досрочные парламентские выборы.

Правящая династия Сабахов разрешает неэкстремистским политиче-ским кругам свободно излагать свои мысли в парламенте и СМИ. Правящие круги считают, что лучше обеспечить свободный выплеск мнений для выражения несогласия, чем озлобить недовольных, которые будут действовать в подполье или станут организовывать массовые беспорядки. Хотя деятельность политических партий в эмирате запрещена, однако многочисленные общественно-политические организации фактически исполняют роль партий.

Шииты составляют примерно 30 проц населения Кувейта. В последние годы они в большей степени стали ощущать себя частью кувейтского общества. Шиитская община представлена в парламенте и занимает важное положение экономике страны. Тем не менее, говорить о полном равноправии шиитов и суннитов нет достаточных оснований. Кувейтские шииты протестовали против поддержки властями страны суннитского правящего режима в Бахрейне, подавляющего местных шиитов.

Еще одной проблемой, вызывающей беспокойство властей, являются лица без гражданства, т. н. «бидун» (около 200 тыс. человек), которые регулярно проводят акции протеста с требованием предоставить им гражданские права. Как правило, эти акции жестко подавляются полицией. И все же власти были вынуждены пойти на уступки для части «бидун», обещав положительно рассмотреть их требования.

В целом внутриполитическая обстановка в Кувейте сохраняется достаточно стабильной. Власти контролируют ситуацию в стране. Действующие в эмирате оппозиционные силы различной ориентации хотя и усилили свою активность, но пока серьезной угрозы правящему режиму не представляют.

Начало