Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Франция-Ливия: трудности отношений

А.А.Быстров

Отставка члена Переходного национального совета (ПНС) Ливии А.Х.Гхога является отголосками внутренней борьбы за власть. Его уход, который последовал за демонстрациями вооруженных бенгазийцев, нанес серьезный урон интересам прежде всего Катара. Гхога по праву считался «человеком Дохи» и его выход из власти можно смело отнести к одним из результатов политики премьер-министра страны А.аль-Киба. Последний обязан своими капиталами и социальным положением ОАЭ и настало время отдавать «должок». То, что эмиратовцы и катарцы недолюбливают друг друга традиционно, тоже необходимо принимать в расчет. Как следствие, одна из крупнейших эмиратовские фирм «Аль Хурейр» возвращается на ливийский рынок, она получила контракт на модернизацию одного из крупнейших ливийских нефтеперерабатывающих заводов в Рас Лануфе. Сумма подряда держится в секрете, однако составляет по самым скромным оценкам несколько сот миллионов долларов США. Работы будет осуществлять специально образованная группа «Либия-Эмиратс Рефайнин корпорейшн».

Вслед за «Аль- Хурейр» в Ливию приходит крупнейшая кампания из Абу Даби «Аль-Мансури», которая работает в тесном контакте с итальянской ЭРИ и французской «Тоталь». И если у первой ситуация выходит по объемам «на предвоенный уровень», то у французского бизнес-сообщества наметилась определенная пробуксовка.

Удивительно, но Париж, который играл «первую скрипку» в свержении режима Каддафи, явно испытывает затруднения в продвижении своих компаний на ливийский рынок. У той же «Тоталь» много предварительных договоренностей, в частности и по вопросу строительства газопровода в Сирте, но до практической реализации дело пока не дошло. Одним из знаковых моментов этой пробуксовки является ситуация с французскими охранными фирмами, которые по замыслу Парижа, должны были играть ключевую роль в укреплении французского бизнеса в Ливии. Такой сценарий ранее был отработан в Ираке, но вот с Ливией ситуация явно складывается непросто. Одним из отголосков серьезной конкурентной борьбы внутри ливийских группировок явилось убийство 7 января с.г. в Триполи регионального руководителя крупнейшей охранной фирмы ЕРЕЕ, ветерана французкого Иностранного легиона Хьюго Де Сами. Это уже второй такой эпизод с руководителями французских охранных фирм, первым был с шефом французских инструкторов, которые готовили повстанцев в период самого начала противоборства с войсками Каддафи. Само по себе это уже превращается в некую тенденцию. С учетом этого убийства французский бизнес принял решение приостановить свои переговоры с ПНС.

Вторым моментом, который сыграл «плохую шутку» с французским бизнесом в Ливии, это его безусловная ориентированность на катарских партнеров в деле продвижения своих интересов. Эти надежды не оправдались. Несмотря на то, что премьер-министра А. аль-Киба долгое время причисляли к верным союзникам Дохи, ставка на него как на верного лоббиста интересов французских фирм пока не принесла конкретных результатов. И дело даже не в его личных симпатиях и антипатиях, а в общем антикатарском тренде в настроениях влиятельной части членов ПНС. Так как Париж прочно ассоциируется с Дохой, то в новом ливийском руководстве явно начал преобладать уклон в сторону сближения с итальянцами. Причем не только в чисто коммерческих операциях, но в области ВТС и безопасности.

В этой ситуации Париж делает ставку на восстановление «собственных» позиций в Ливии. В этом контексте необходимо рассматривать возвращение в страну «Ubifrance» во главе с ее опытным региональным директором И.Шлапаком. Последний работал в качестве торгового атташе во французском посольстве в Триполи с 2008 по 2010 годы и, безусловно, приобрел в тот период времени очень мощные связи в тогдашней ливийской элите. В частности, и в банковском секторе, где не последнюю роль играл в то время брат нынешнего премьера А.аль-Киба. Француз считается опытным лоббистом в области бизнеса в сфере строительства инфраструктуры, медицинского оснащения, добычи и переработки углеводородов. Именно Шлапаку предстоит вдохнуть новый импульс во французскую экспансию в Ливии и, что очень принципиально, в этом он будет опираться на свои старые связи. Он уже презентовал в ливийской столице программу по «реконструкции новой Ливии» с бюджетом в несколько сот миллионов долларов США.

О том, что у Елисейского дворца не все ладится в Магрибе (да и на Ближнем Востоке в целом) свидетельствует и массовая смена послов в странах региона, которая должна завершиться до лета с.г. В Алжир должен в скором времени приехать ветеран дипломатической службы и большой знаток алжирских реалий (дважды был послом Франции в этой стране) Хуберт Колин де Верьер. Нынешний посол Х.Дриенкурт отзывается «за провал работы». Б.Юбер отзывается из Марокко. Руководитель Департамента Северной Африки и Ближнего Востока П.Паоли станет послом в Ливане.

Начало