Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Готов ли Пакистан к участию в переговорах США с Талибаном?

В.И. Сотников

Как сообщают зарубежные СМИ, США предложили Исламабаду принять участие в продолжающихся уже почти год прямых переговорах Вашингтона с так называемыми умеренными афганскими талибами. Эти переговоры, как сообщается, решено продолжить в столице Катара Дохе, где должно быть открыто представительство афганского Талибана. В то же время, как считают некоторые аналитики, Исламабад не спешит принять это предложение Вашингтона. И дело здесь не только в по-прежнему сохраняющихся на самом низком уровне американо-пакистанских отношениях. Ведь Исламабад уже готов пойти на некоторое их улучшение, и Вашингтон также заявляет о том, что надеется на улучшение отношений между обеими странами. Так, в начале этого года появились сообщения, что Пакистан, например, решил вернуть часть американских военных инструкторов, которых он выслал из страны еще летом 2011 г. Однако Исламабад «все еще не готов» открыть заново транзит натовских грузов в Афганистан, проходящий по пакистанской территории (так называемый Южный маршрут). Кроме того, на прошлой неделе Исламабад отказался принять специального посланника США по Пакистану и Афганистану Марка Гроссмана, что стало для Вашингтона болезненным ударом по самолюбию. Вашингтон пытался ускорить переговоры с афганским Талибаном, но Исламабад предпочитает «выдержать дистанцию». Очевидно, что США хотели бы вести переговоры с Талибаном без участия Исламабада, но по большому счету это «дорога в никуда». Ведь, как мы уже неоднократно писали, любое афганское урегулирование без Пакистана будет непрочным (если оно вообще возможно), потому что почти год переговоров не принес ожидаемых результатов. Талибан, на наш взгляд, с выгодой для себя тянет время, ориентируясь на быстро меняющуюся стратегическую обстановку в Афганистане, а Пакистан проводит переоценку своих отношений с Талибаном в Афганистане и, видимо, дожидается окончательной «перезагрузки» в своих отношениях с Вашингтоном, тогда как внутренняя обстановка в Пакистане также подвержена быстрым изменениям. А так называемую перезагрузку нельзя ускорить, потому что Пакистан еще не готов к этому, как не готовы и США.

Пересмотр Пакистаном своих связей с афганским Талибаном (чтобы обеспечить себе более выигрышные позиции в Афганистане) является значительным фактором, и Пакистан надеется, что он не будет заложником уменьшения напряженности в пакистано-американских отношениях. Решение Исламабада возобновить поставки топлива, так же как и освобождение задержанных коммерческих афганских контейнеров, в то время как Пакистан, как уже указывалось выше, продолжает запрет на транзит конвоев НАТО в Афганистан, следует рассматривать в этом свете.

К этому же относится и проведение заседания совместной пакистано-афганской комиссии в Исламабаде. В лучшие времена Вашингтон поднял бы шум по поводу заседания совместной комиссии как патрон Пакистана, который является его клиентом, но сейчас дела обстоят совершенно по-другому и США надеются, что и это событие можно обернуть себе на пользу. Очень важно то обстоятельство, что Исламабад возобновляет работу совместной комиссии с Кабулом, имея в виду примирение с Талибаном.

С некоторыми трудностями США ввели в процесс своих переговоров с талибами непуштунские группировки, принадлежащие к Северному альянсу, для того чтобы сделать их участниками контактов с Талибаном. Но, на наш взгляд, маловероятно, что эти группировки откажутся от своего настоятельного желания о ведении прямых переговоров с талибами. Это затрагивает весьма деликатные моменты, связанные с новым определением того, что составляют на самом деле мирные переговоры, «ведущиеся афганцами». Группировки, принадлежащие к Северному альянсу, будут нуждаться в постоянной поддержке со стороны Вашингтона, чтобы была принята позиция того, что Хамид Карзай остается лидером Афганистана. Кстати, на наш взгляд, как видно из внутриполитического расклада сил в Афганистане, Карзаю нет альтернативы, потому что нет пока другого афганского лидера, который мог бы руководить страной, хотя многие эксперты считают, что с последними воинскими частями армии США из Афганистана уйдет и Карзай. Но это спорный момент. А пока ни у талибов, которые, конечно, не хотят ни при каких обстоятельствах (судя по их позиции на переговорах с американцами), чтобы Карзай оставался руководителем страны в случае достижения соглашения по мирному урегулированию в Афганистане, ни у США, ни у Пакистана нет подходящей фигуры, способной заменить действующего афганского президента. Непуштунские группировки в то же время обречены на то, что их участие в мирных переговорах будет вызывать у самого Хамида Карзая «обескураженность», потому что между ними существуют старые счеты с тех времен, когда они были лишены возможности участвовать в руководстве страной. А Пакистан относится к ним с большим подозрением, поскольку считает, что его «вечный антагонист» Индия активно сотрудничает с ними, помогая им в военной сфере. Но что является самым важным во всем этом, так это то, что у Талибана имеются свои собственные взгляды и по поводу группировок из Северного альянса, и Карзая.

Однако очевидно, что афганский Талибан весьма заинтересован в переговорах с Вашингтоном, а Пакистан очень заинтересован в том, чтобы при любых обстоятельствах участвовать в этих переговорах. Поэтому вряд ли Вашингтону стоит жаловаться на то, что Исламабад торпедирует перспективы переговоров в Катаре. Даже недавнее видео, выложенное в Интернете на «YouTube», на котором видно, как американские военнослужащие справляют малую нужду на трупы талибов, не приведет Талибан к отказу от участия в переговорах с американскими дипломатами. В то же время Саид Мохаммад Акбар Ага публично заявил о том, что необходимой предпосылкой для продолжения этих переговоров является прекращение огня между всеми сторонами конфликта в Афганистане. То есть Марку Гроссману есть над чем потрудиться дома до того момента, как он «постучит в дверь в Равалпинди».

Что же касается Пакистана, то, на наш взгляд, он, несомненно, готов и очень желает участвовать в этих переговорах. Если провести небольшой экспресс-прогноз будущих сценариев дальнейших шагов всех заинтересованных сторон афганского конфликта, то первый сценарий состоит в том, что, на наш взгляд, Пакистан все же пойдет на то, чтобы принять приглашение Вашингтона и участвовать в переговорах в Катаре даже до того, как пакистано-американские отношения значительно улучшатся. Афганский Талибан будет участвовать в этих переговорах «до победного конца», т.е. до того момента, когда его лидерам станет очевидно, что их условия либо принимаются, либо нет Вашингтоном и режимом Карзая. Второй сценарий предполагает длительное ведение переговоров между США, Пакистаном и режимом Хамида Карзая, с одной стороны, и афганскими талибами — с другой, без какого-то ни было конкретного результата. Но в этом случае в проигрыше окажутся все участники и все международное сообщество, а мир в Афганистане так и останется лишь мечтой.

Начало