Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Тунисе: декабрь 2011 г.

А.А. Кашина

В декабре произошло сразу три значимых события - Национальное учредительное собрание Туниса приняло «мини-конституцию», избрало президента и утвердило нового премьер-министра. 21 декабря был сформирован новый кабинет министров. Так переходный период после «Революции 14 января 2011 г.» завершился. Вместе с тем противостояние исламистских и светских кругов лишь усилилось.

1 декабря заседание Национального учредительного собрания Туниса (НУС), посвященное обсуждению нового конституционного законодательства, было практически сорвано. Дворец Бардо окружили 5 тыс. демонстрантов. Они вновь требовали «Свободы! Чести! Достоинства!», протестовали против угрозы фундаментализма и растущей безработицы. «Ни мини-юбок, ни мусульманского платка!» и «Не трогать преподавателей!» скандировали представители светской интеллигенции, студенты. Плакат «Мы хотим хлеба, а не бород!» в руках безработных, объявивших публичную голодовку, давал понять, что с приходом к власти исламистов набожные тунисцы отпустили бороду, но уровень безработицы между тем не снизился. [1]

3 декабря в ответ на демонстрации светских кругов 3 тыс. исламистов подняли зеленые знамена движения «Ан-Нахда» и черные - незарегистрированной в Тунисе партии «Хизб ат-Тахрир». Окружив дворец Бардо с противоположного фланга, они требовали соблюдения воли народа, который отдал движению «Ан-Нахда» большинство голосов. Полиция едва сдерживала напор митингующих и во избежание кровопролития установила массивные заграждения.

Происходившее снаружи дворца Бардо в полной мере отражало борьбу светских и исламистских кругов внутри здания. Заседание НУС, возобновившееся 6 декабря, депутаты вынуждены были начать с обсуждения прав женщин. По предложению спикера движения «Ан-Нахда» Нуреддина Бхири, Закону о личном статусе 1956 г., уравнявшему в правах мужчин и женщин, было решено придать статус конституционного, т.е. сделать невозможным редакцию закона простым большинством голосов. [2] Вскоре после этого демонстранты начали расходиться, а депутаты, наконец, приступили к рассмотрению временного конституционного порядка управления страной. После жарких дебатов НУС принял поздно вечером 6 декабря документ из 26 статей, который очертил полномочия первых государственных лиц и порядок принятия будущей конституции. За этот документ, названный «мини-конституцией», проголосовал 141 депутат, 37 – против, 39 человек бойкотировали голосование, выступив против расширенных полномочий премьера.

Согласно новому закону, кандидатом в президенты может стать коренной тунисец (двойное гражданство запрещено), родители которого имеют тунисское гражданство, мусульманин по вероисповеданию и не моложе 35 лет. В ст. 10 «мини-конституции» говорится, что президент республики будет иметь право официально представлять страну на международном уровне, «во взаимодействии с премьер-министром» определять внешнюю политику Туниса. Он также уполномочен назначать главу правительства, подписывать законы, принятые НУС, объявлять амнистию, а также войну или мир после согласия двух третей депутатского корпуса НУС. Кроме того, президент сохранил статус главы вооруженных сил. Премьер-министр получил расширенные полномочия с правом назначения министров и других руководящих лиц и определения их должностных обязанностей.

Интересным нововведением стала ст. 7 о том, что в случае возникновения непредвиденных обстоятельств вся полнота исполнительной и законодательной власти передается не премьер-министру, как было прописано в конституции 1959 г., а трем сторонам - председателю парламента, главе государства и премьер-министру.

Вместе с тем, НУС постановило прекратить действие конституции 1959 г. Новый Основной закон, который планируется выработать в течение года, будет считаться принятым, если за него проголосует две трети состава НУС. В случае если его не удается утвердить в двух слушаниях, он будет вынесен на референдум. [3]

Между тем в «учредительном законе о временном устройстве государственной власти» ничего не говорится о сроке действия НУС. Ранее его предполагалось ограничить годом. Оппозиция, голосовавшая по этому вопросу за установление точных временных границ, назвала принятие «мини-конституции» очередным «откатом назад». [4] Более того, лидер Демократической прогрессивной партии Неджиб аш-Шабби пригрозил выходом из Национального учредительного собрания. По его мнению, правящая коалиция, образованная во главе с партией «Ан-Нахда» и располагающая большинством голосов, блокирует решения и не учитывает мнения левого меньшинства. «Неужели Вы хотите, чтобы мы ушли и оставили Вас вершить законодательную власть самостоятельно, как это делала партия ДКО?», - обратился оппозиционный лидер к председателю НУС Мустафе Бен Джаафару. [5] Аш-Шабби также выразил свои опасения относительно установления новой диктатуры в Тунисе: «При прежнем режиме все полномочия были сосредоточены в руках президента, теперь мы вручаем их премьер-министру». [6] Позиция оппозиционеров в тунисской официальной прессе подверглась критике за то, что она «препятствует политической стабилизации». [7]

В интервью американскому журналу «Foreign Policy» лидер движения «Ан-Нахда» Рашид Гануши заявлял 5 декабря во время своей поездки в США, что идея парламентской республики исключает концентрацию всей власти в руках одного человека и не будет способствовать рецидиву диктатуры. [8]

12 декабря НУС избрало президентом Туниса лидера партии Конгресс за республику (или Республиканский конгресс) Монсефа Марзуки. За его кандидатуру проголосовали153 чел., против – 3, 15 чел. не присутствовали при голосовании, 44 бюллетеня были признаны недействительными. В тунисской газете «La Presse» по этому поводу появилась карикатура с подписью «Имя его известно заранее, как это случалось раньше». Действительно, как и 50 лет назад еще до президентских выборов был известен их исход. [9] Ведь о решении назначить на президентский пост М. Марзуки коалиция во главе с партией «Ан-Нахда» объявила еще в ноябре 2011 г.

На инаугурации в Карфагенском дворце 13 декабря М. Марзуки, облаченный в традиционный тунисский бурнус коричневого цвета, подчеркнул, что Тунис будет «развивать арабо-мусульманскую идентичность, оставаться открытым миру», добавив, что сам он намерен защищать права женщин и гарантировать право на образование и медицинское обслуживание. [10]

13 декабря М.Марзуки назначил на должность премьер-министра второго лидера движения «Ан-Нахда» Хамди аль-Джебали, как это предусматривалось договоренностью. По закону, ему отводился 21 день на формирование кабинета министров, но поскольку основной состав правительства также был оговорен заранее, поименный список появился уже 21 декабря. 23 декабря НУС его одобрило: 154 голоса – «за», 38 – «против» и 11 воздержавшихся (остальные депутаты не явились).

В состав нового правительства вошли, не считая премьер-министра, 41 чел.: 30 министров и 11 статс-секретарей, из них две женщины. [11] Большинство мест перераспределились между исламистами. Так, на должность министра внутренних дел был назначен активист движения «Ан-Нахда» Али Ларайед, юстиции – спикер движения Нуреддин Бхири. Оба когда-то были политическими заключенными. Внешнеполитическое ведомство возглавил Рафик Бен Абдессалам, зять лидера исламистов Рашида Ганнуши. Кроме того, в ведении членов «Ан-Нахды» оказались министерства здравоохранения; транспорта; высшего образования; окружающей среды; сельского хозяйства; регионального развития и планирования; инвестиций и международного сотрудничества; новое министерство по правам человека.

Представителям партии Конгресс за республику было отдано 4 портфеля (министра земельной собственности; по делам женщин и семьи; министра образования и профессиональной подготовки, а также заместителя министра иностранных дел). Руководителями 6 министерств были назначены члены Демократического форума за труд и свободу (министерство финансов; социального развития; торговли; туризма; технологий и связи; экономики; статс-секретарь по реформе здравоохранения; статс-секретарь при министре экономики). Семь министерств отдано независимым кандидатам. Министром спорта стал известный тунисский футболист Тарик Диаб, а министерство культуры возглавил социолог Мехди Мабрук. Во главе нового министерства по административной реформе встал юрист Мухаммед Абу. Единственный член прежнего правительства, сохранивший свою должность, - глава военного ведомства Абделькарим Збиди.

Новое правительство не избежало нападок журналистов, которые заметили, что основные министерства возглавили люди, не имеющие профессионального опыта в этой сфере. Не остался без внимания факт, что в большую политику попали бывшие политзаключенные. На разные лады СМИ перепевали сходство положения зятя Рашида Ганнуши и Сакера аль-Матри, зятя свергнутого президента выполнявшего ранее роль дофина. Частный тунисский телеканал «Ан-Насама» демонстрировал документы, согласно которым Бен Абдассалам, работавший главой аналитического отдела телеканала «Аль-Джазира», уже представлял интересы Катара на одной из конференций в НАТО, а значит, является «двойным агентом».

Презентуя новый состав своего кабинета, Х.аль-Джебали оптимистично сообщил о планирующихся преобразованиях, среди которых, в частности, реформа системы налогообложения и расширение финансового рынка за счет допуска исламских банков. Приоритет программы из 16 пунктов - трудоустройство безработных и компенсация пострадавшим от репрессий режима З.А. Бен Али. «Мы начнем предпринимать стратегические меры для обустройства безработных, в первую очередь выпускников вузов…откроем 25 тыс. новых рабочих мест в административном секторе», - сказалХ.аль-Джебали.

Всего исламисты обещали создать в течение двух лет 600 тыс. новых рабочих мест. Количество безработных в Тунисе превышает 800 тыс. чел., официальный уровень безработицы вырос до 18%.

Представитель Демократической прогрессивной партии прокомментировал, что «в программе премьер-министра не указано, какими средствами будет достигнута цель… ничего не сказано об инвестициях и о том, на сколько процентов планируется сократить уровень бедности». Видимо, «это не более чем декларация намерений». [12]

Вместе с тем власти обещают решить все экономические проблемы за полгода. 15 декабря президент М. Марзуки попросил у тунисцев политического и общественного перемирия на ближайшие полгода, чтобы «регулярно проходили встречи между представителями оппозиции, различных сил и профсоюзов, чтобы найти адекватный путь возврата к стабильности и возрождению экономической активности». С другой стороны президент заметил, что если в стране положение не исправится за указанный срок, он подаст в отставку. М. Марзки также сообщил о своем намерении продать все президентские дворцы за исключением Карфагенского и использовать вырученные средства на создание новых рабочих мест.

Одно из социологических исследований, проведенное в Тунисе в конце ноября 2011 г., показало, что 92% тунисцев с оптимизмом смотрят в будущее страны, лишь 8% опрошенных - «не очень оптимистично» и 3% «пессимистично». [13]

От развития экономической обстановки во многом зависит популярность исламистов, укрепившихся на основных руководящих постах. Возможно, усиление исламской составляющей в финансовом секторе (открытие филиалов исламских банков, назначение главой МИД человека, близкого деловым кругам стран Персидского залива и т.д.) благоприятно повлияет на тунисскую экономику. С другой стороны, при очевидных признаках возврата диктатуры может произойти повторный всплеск недовольства, который сметет исламистов, неожиданно занявших вакуум власти.

Справка. Монсеф Марзуки (66 лет) получил высшее медицинское образование в Страсбурге (1973 г.), где затем работал неврологом. В 1979 г. он вернулся в Тунис и в 1980 г. вступил в Тунисскую лигу за защиту прав человека, а девятью годами позже был избран ее председателем. В 1981-2000 гг. преподавал в университете г. Сус. 30 декабря 2000 г. он был приговорен к году тюрьмы за свою политическую деятельность. 25 июля 2001 г. основал и возглавил оппозиционную партию Конгресс за республику, которая считалась в Тунисе запрещенной. Постоянные репрессии со стороны властей вынудили М. Марзуки эмигрировать во Францию, откуда он продолжил политическую борьбу. Накануне выборов в НУС М.Марзуки сблизился с движением «Ан-Нахда», что и обеспечило ему президентский пост. Чтобы соблюсти формальности перед принесением присяги М. Марзуки отказался от своей партийной принадлежности.

[1] http://middle-east-online.com/english/?id=49320

[2] http://www.daralhayat.com/print/336719

[3] http://middle-east-online.com/english/?id=49377

[4] http://www.swissinfo.ch/ara/detail/content.html?cid=31717044

[5] http://ara.reuters.com/article/topNews/idARACAE7B60HY20111207

[6] http://www.guardian.co.uk/world/feedarticle/9991983

[7] http://www.alchourouk.com/Ar/pdf.php?code=518448

[8] http://mideast.foreignpolicy.com/posts/2011/12/05/ghannouchis_advice

[9] http://www.lapresse.tn/au-gre-des-jours.html

[10] http://middle-east-online.com/english/?id=49486

[11]http://www.tunisie.gov.tn/index.php?option=com_content&task=view&id=145&Itemid=183

[12] http://www.swissinfo.ch/ara/detail/content.html?cid=31819668

[13]http://www.tap.info.tn/ar/ar/2011-05-12-16-34-29/300-2010-12-17-16-30-30/15120-92-.html

Начало