Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Судан: новые тенденции развития ситуации в Дарфуре

А.А.Быстров

Блокирование в Дарфуре на этой неделе 53 сенегальских миротворцев из миссии ЮНАМИД позволяет сделать вывод о некоторых новых тенденциях развития ситуации в этом регионе. Мы будем настаивать на термине «блокирование», поскольку ни о каком захвате или пленении сотрудников миссии, как это преподнесли информационные агентства, речи не шло.

Предыстория вопроса. Подразделение ЮНАМИД, состоящее из сенегальских миротворцев в количестве 53 военнослужащих, трех гражданских полицейских и двух суданских переводчиков, осуществляло плановое патрулирование в районе Кутум (Северный Судан). В его процессе они были заблокированы неизвестными вооруженными людьми, которые постепенно нарастили свое присутствие до 250 человек. При этом необходимо отметить, что никакой засады на миротворцев не было, их остановили под предлогом проведения «переговоров с неким полевым командиром повстанцев», который должен прибыть на место «с минуты на минуту». Эта «минута» растянулась на два часа, во время которых на близлежащих высотах сконцентрировалось значительное количество боевиков. Сенегальцы полагают, что их было около 250 человек.

Через некоторое время на переговоры вышел командир повстанцев, который был идентифицирован как А.Ибрагим – один из известных «полевиков» группы Движение за справедливость и равенство (ДСР). Причем необходимо отметить два момента. Первый – он принадлежит к лояльной покойному лидеру ДСР Х.Ибрагиму части организации. Второе – разговор он вел, что называется, «ни о чем», явно выигрывая время. Его мотивировка инцидента выглядела как попытка войти «в контакт с руководством ЮНАМИД». Разговор продлился минут двадцать, после чего миротворцы двинулись беспрепятственно по своему маршруту. По пути, правда, выяснилось, что пропали два суданских переводчика и один полицейский из Йемена.

В этой связи колонна развернулась назад и, соединившись с прибывшими подкреплениями, двинулась «выручать своих сотрудников». В воздух была даже поднята авиация ООН. После этого на руководство ЮНАМИД срочно вышли представители политического крыла ДСР из Кампалы и попросили остановить дальнейшее продвижение колонн, дабы избежать кровопролития. Естественно, что задержанные суданцы и йеменец были тут же освобождены. Отметим, что до этого переговоры с Кампалой были фактически сорваны по инициативе руководства ДСР, которое на звонки не отвечало.

Что из всего этого следует?

1. Новое руководство ДСР в лице родного брата убитого Халиля Ибрагима Джебрила решило продемонстрировать всем, что организация жива и боеспособна. Его выборы на должность главы организации прошли безальтернативно, что объясняется тем, что только он один знает всю информацию о денежных авуарах ДСР, местах их хранения, и самое главное – о местоположении «ливийских» денег, которых, по некоторым данным, И.Халиль успел в очень значительном количестве получить в Ливии. За время этого эпизода ДСР успел выпустить три пресс-релиза, в которых утверждалось, что «миротворцы блокированы по причине того, что не согласовали свой маршрут с ДСР, а в их колонне присутствуют агенты суданских спецслужб» (имелись ввиду переводчики). Джебрилу тем самым важно было показать свою силу и одновременно скомпрометировать руководителя ЮНАМИД И.Гамбари, который несколько раз заявлял «о стабилизации ситуации в Дарфуре». И.Гамбари сейчас вообще отошел от линии «афроцентризма», чутко отреагировав на пошатнувшиеся позиции генерального секретаря Ж.Пинга и прекращение финансирования организации со стороны Ливии. Руководитель ЮНАМИД теперь держится «в форваторе» Дохи, которая считает его одной из ключевых фигур в реализации формата «катарской инициативы» и всячески лоббирует его сохранение в качестве руководителя миссии. На этом фоне новые власти Ливии потребовали от руководства Афросоюза вернуть все кредиты и спонсорскую помощь, которая была получена в свое время от М.Каддафи. Такое положение дел фактически дестабилизировало управленческое звено Афросоюза и реально снизило его роль в деле урегулирования региональных конфликтов, и в том числе внутрисуданского урегулирования.

Второе. Данная проба сил явилась для руководства ЮНАМИД и для Хартума полной неожиданностью, поскольку по всем имеющимся данным, в данном районе группировок ДСР не было. Тем более в таком приличном количестве. Еще месяц назад две колонны ДСР направились одна – в Южный Кордофан (она была разгромлена, и Ибрагим. Халиль погиб); вторая - благополучно достигла Южного Судана. Считалось, что это основные силы группировки, и вдруг на севере возникает еще одна, причем в очень значительном численном составе. Такое положение дел в корне меняет ситуацию в Дарфуре, и превращает потенциально Северный Дарфур в площадку для открытия «второго фронта» против Хартума в лице вновь образованного альянса Революционный Фронт Судана (РФС).

Начало