Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Активизация инвестирования в германскую экономику стран арабского востока

И.С. Берг

Арабские капиталы настолько интенсивно вливаются в немецкую экономику последних лет, что аналитики ФРГ склонны называть это явление экспансией ближневосточных нефтедолларов.

Газета Handelsblatt сделала попытку отследить динамику арабского инвестиционного бума. Он начался в 1974 г. с приобретения Кувейтом 14%-ной доли в Daimler Benz AG. По этой причине не следует рассматривать сегодняшний арабский интерес как событие уникального порядка. Мировой кризис подстегнул его ввиду того, что вложение средств в экономику Германии изначально означает для любого инвестора, включая иностранного, кроме понятной надежды на дивиденды, еще и его правовую защиту и ликвидность ценных бумаг.

Вначале это была покупка Кувейтом у промышленника Герберта Квандта небольшого пакета Daimler. Был момент, когда нефтяные шейхи вознамерились купить фирму целиком, но у них не получилось. Однако и с 7,1% акций арабы стали крупнейшим инвестором автогиганта. По пути Кувейта пошли Дубаи, которые смогли приобрести 2% акций Daimler-Chrysler. Дубаи развили успех, когда стали собственниками 2,2% Deutsche Bank. В апреле 2004 г. Абу-Даби хотел войти в Volkswagen, однако сделка провалилась из-за спора о разнице в ценах. Затем разразилась настоящая торговая война за 49,9% пакета порта Гамбурга; цена вопроса, по оценке HHLA Dubai Ports World в феврале 2007 г., составила 1,6 млрд евро. Под давлением со стороны сотрудников Гамбургского городского сената было решено отдать ближневосточному партнеру 30% акций.

Транспортная сфера — одна из самых привлекательных для арабского инвестора: основные стратегические интересы стран Персидского залива проходят именно морскими путями, это секторы транспорта и логистики. Шейхи инвестируют миллиарды евро в высокоскоростные линии по перевозке пассажиров и грузов — это часть амбициозных планов, охватывающих также линии метро, отметила Die Welt. «В будущем мы будем испытывать гордость за то преображение пустыни, которое разворачиваем сегодня, в том числе за прокладку по ней железнодорожной колеи», приводит издание мнение официальной Дохи. Немецкие специалисты в строительстве железных дорог создали катарскую концепцию движения, при которой отдельные линии связаны между собой и представляют единую схему. Подобная концепция чрезвычайно показательна при коротких путевых отрезках, еще недавно бытовавших на Аравийском полуострове. Примечательный момент: после завершения проекта Deutsche Bahn может получить право на эксплуатацию всей железнодорожной сети.

Катар планирует создать сеть путей, которая охватит все страны Персидского залива, чтобы они имели возможность быстро переправлять пассажиров и грузы высокоскоростными, грузовыми и пригородными поездами, а также с помощью метрополитена. Deutsche Bahn на Аравийском полуострове. Это реализация многомиллиардного проекта наряду с двумя другими — в Саудовской Аравии и Абу-Даби, которые переведут государства Персидского залива в новое измерение.

Катар является началом крупнейшей многоходовой комбинации Германии. Стратегическое значение катарского проекта состоит в том, что в течение ближайших 15–20 лет для строительства железных дорог на Аравийском полуострове планируется выделить инвестиции, в том числе и немецкие, в сотни миллиардов евро. Поэтому для компаний Германии — при условии высокого качества и в заданные сроки работ в Катаре — окажутся не просто хорошие, а приоритетные шансы для попадания в число ведущих партнеров по бизнесу по сравнению с другими странами-кандидатами. С прицелом на эту исключительность и стартует программа железнодорожной революции на Ближнем Востоке.

Другой профиль характерен для немецко-бахрейнских хозяйственных отношений. Как отмечает Handelsblatt, германские инвесторы принимают активное участие в либерализации экономики этого островного государства. В частности, в последние годы усилилась роль таких финансовых институтов, как Bayerische Landesbank и WestLB, которые владеют долей в консорциуме, кредитующем электростанцию в Бахрейне (стоимость объекта 1,6 млрд долларов). Интерес к данной сфере объясним хозяйственными реалиями Бахрейна. За последние десять лет в крошечном государстве ежегодные темпы роста достигали примерно 5–6%.

ОАЭ — давний на Аравийском полуострове хозяйственный партнер Германии, переживающий период мощного экономического подъема. Объединенные Арабские Эмираты остаются одним из самых динамичных в мире растущих рынков. За счет грамотно выстроенной внутренней финансовой политики ОАЭ не испытывала, подобно США и Европе, тенденций экономического спада в период мирового кризиса. Чтобы обеспечить этот финансовый задел, потрудились и немцы. Самый высокий экспорт товаров среди стран арабского мира приходится на ОАЭ.

Что касается мегапроектов на Арабском Востоке, то это энергетический сектор, в частности создание Masdar Green City и Masdar-Projekt, в основе которых лежит использование возобновляемых энергий — той сферы, где немецкие технологии наиболее продвинуты учеными и специалистами Аахена, Мюнхена, Гамбурга, Регенсбурга и других ведущих научно-инженерных центров.

Таким образом, первой причиной нынешнего арабского инвестиционного бума в экономику ФРГ является опыт сотрудничества, исчисляемый, если говорить в целом о регионе, почти четырьмя десятилетиями.

Важнейший урок этих десятилетий — отсутствие разочарования германским партнером ввиду полной прозрачности, соблюдения гарантий и прав арабского предпринимателя, строгого выполнения немецких обязательств. Опыт, повторяем, многолетний и продуктивный, о чем свидетельствуют успешно функционирующие на базе немецкого оборудования заводы в странах Арабского Востока.

Правительства осуществляют не только индустриализацию своей страны, но и благодаря квалификации кадров на базе немецких технологий еще и вооружают экономику стандартным западным образованием, ввиду чего молодые специалисты способны работать в любой точке мира. В данный момент немецкие компании, действующие на Арабском Востоке, могут предложить инвесторам так называемую двойную систему образования. Ее основа — набор на специальные курсы непосредственно в странах-инвесторах и обучение за счет компаний в Германии с повышением квалификации в других странах Европы. Это служит важным аргументом в ходе обоюдовыгодного сотрудничества. Беспроигрышная ситуация, констатируют немецкие эксперты.

Вторая причина арабской экспансии капитала — уникальный характер делового сотрудничества с ФРГ. Третья причина — рост цен на углеводородное сырье и активный поиск объектов вложений.

Юрген Фридрих, исполнительный директор компании по германской торговле и инвестициям (Germany Trade and Invest, сокр. GTAI), бывший шеф департамента «Северная Африка, Ближний и Средний Восток» федерального Министерства экономики и технологий, считает, что арабские инвестиции в Германию в последние годы закономерным явлением. Нефтяные шейхи спешат поскорее вложить прибыль в наиболее надежные страны и отрасли, имеющие перспективу. И лучше, чем Германия, лидер мирового экспорта и производитель самых известных высоких технологий, они найти не в состоянии. По крайней мере, в рамках ЕС. Есть Франция, Италия, Испания с предложениями по эксклюзивной недвижимости, к которым арабские магнаты питают особую слабость. Однако это все же разовые и индивидуальные покупки объектов роскоши, но не отраслевые, к тому же они обещают расходы, а не дивиденды. В пользу Германии говорит и другой фактор: ФРГ — ключевая страна Евросоюза, и ее решения в рамках ЕС, как правило, являются определяющими.

Получая Германию в качестве партнера, Арабский Восток обретает одновременно и возможность инвестировать средства в производство весьма ходового продукта, и гарантии выхода на рынок всего Старого Света, что необычайно привлекательно с точки зрения перспективы.

Это четвертая причина: универсальный характер выгоды с экономико-географической точки зрения и с точки зрения перспективы.

С данных позиций Юрген Фридрих рассматривает финансовую экспансию Катара и Бахрейна. Интерес к ФРГ со стороны этих стран наблюдался и прежде, однако последние месяцы вполне достойны того, чтобы быть отмеченными в календаре мировой бизнес-элиты, что называется, красным цветом. Не случайно ведущие деловые газеты указанного периода Financial Times и Handelsblatt пестрели заголовками: «Катар привлекают гигантские инвестиции в немецкую экономику» и «Бахрейн присматривается к германским предприятиям среднего и малого бизнеса». Иными словами, арабские государства, определив для себя немецкую сферу интересов, делают упор не только на фирмы-гиганты, но и на фирмы меньшего масштаба, но не меньшей значимости. Попутно отметим, что в настоящий момент 1100 компаний ФРГ, которые относятся к малому и среднему бизнесу, являются разработчиками и производителями 80% германских инноваций. То есть определяют лидерство в сфере высоких технологий страны. Поэтому Катар и Бахрейн, пожелавшие работать с ядром инноваторов, в выборе не ошиблись.

Тенденция ясна. Арабские инвесторы вкладывают свои деньги в более мобильный и приносящий быстрый доход сектор экономики. Это пятая причина арабской инвестиционной экспансии.

Холдинги, которые были характерны для крупных компаний, таких как Volkswagen и Daimler AG, уже традиционны и стали, в известной степени, частью истории промышленного германо-арабского успеха. Однако необходимо двигаться дальше. Средние предприятия ФРГ, инновационные и устойчивые, считаются основой немецкой экономики. Здесь инвесторы могут приобретать столь необходимые ноу-хау и с наивысшей степенью вероятности выступать в качестве доноров. В связи с особенностями региона Ближнего Востока главный интерес для арабских инвесторов представляют германские предприятия нефтехимической промышленности.

Эксперты государственного холдинга Qatar Holding указывают, что, к примеру, Катар готов в ближайшие годы вложить в немецкую экономику около 100 млрд долларов. Концерны ФРГ получают возможность резкого ускорения, а ближневосточный партнер — прибыль от внедрения немецких инноваций путем расширения базы клиентов. Взаимные преимущества очевидны, констатировал в интервью немецким СМИ Юсеф Хуссейн Камаль, министр экономики и финансов Катара. «В нашем портфеле не хватало именно этого звена — сильного малого и среднего бизнеса Германии. С другой стороны, многие малые и средние предприятия ФРГ нуждаются в средствах, которые они получат из арабских стран, желающих вкладывать свои деньги с умом», подчеркнул он двустороннюю выгоду.

В числе новых партнеров в последние годы все чаще обозначаются Объединенные Арабские Эмираты. Судя по онлайновой базе данных fDi-Markets, в период с января 2003 г. по август 2010 г. ОАЭ участвуют в 11 так называемых зеленых проектах немецкой промышленности. В данном секторе рынка ОАЭ являются номером один в перечне основных доноров из арабских стран, когда речь идет о прямых инвестициях. В целом, почти четверть общего объема инвестиций из арабских стран исходит из ОАЭ. Так определяется активность 220 фирм ОАЭ, которые активно реализуют проекты в Германии, занимая в общей сложности около 5100 специалистов. В 2010–2011 гг. их активность выросла. Привлекательность Германии для инвесторов ОАЭ немецкие эксперты объясняют желанием быстро модернизировать свою экономику и диверсифицировать добычу углеводородов.

Такова шестая причина: стремление превратиться из поставщиков сырья в промышленно развитые страны.

Для арабских государств вопрос промышленных ноу-хау приобретает сейчас главное значение. Идею легко понять и с точки зрения развития в целом арабского региона как промышленной площадки, и с точки зрения формирования рынка перспективных рабочих мест, и с точки зрения быстро растущего населения. Немецкие эксперты указывают, что данные планы в связи с политическими потрясениями в регионе Северной Африки и Ближнего Востока имеют тенденцию к ускорению. К примеру, инвесторы ОАЭ действуют в последние месяцы гораздо решительней, чем прежде, констатируют аналитики GTAI. Абу-Даби энергичней обозначает Берлину свое желание с помощью ФРГ преобразить к 2030 г. экономику страны, делая ключевыми такие промышленные секторы, как энергетика, нефтехимия, аэрокосмическая промышленность, здравоохранение и логистика.

Почему немецкие производственники встречают арабских посланцев с распростертыми объятиями, тоже понятно. Многие малые и средние компании не имеют необходимого капитала, особенно на стадии разработки высоких технологий, которая по разным причинам оказывается неизменно протяженнее, чем планировалось вначале. Широко известна и немецкая бюрократическая система с ее бесчисленными согласованиями, обилием деловых бумаг, переговоров. Процесс объективно затягивается, и проектирование дорожает. Таким образом, немецкие фирмы, объективно говоря, — благодарные и надежные партнеры для арабского расширения в Европе.

Использованы данные сайтов деловой прессы ФРГ, Arab-German Chamber of Commerce and Industry.

Начало