Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

О межсуданских отношениях

А.А.Быстров

Суданские ВВС нанесли бомбовые удары по двум городам и переправам в Объединенном штате (Южный Судан). Говорить в данном случае о «массированных бомбардировках», как это утверждают со ссылкой на южносуданских официальных лиц ряд СМИ, не приходится. Об этом свидетельствуют официальные данные Джубы о потерях (3 человека убитыми). Следует также понимать, что суданские ВВС чисто по техническим и качественным показателям не в состоянии вести «массированные бомбардировки» в принципе. Напомним, что «ракетно-штурмовые удары», которые суданские ВВС периодически наносят «по позициям повстанцев в Дарфуре, осуществляются по следующей схеме: бомбы загружаются в транспортные самолеты (всего две единицы) и вручную через задний грузовой люк скидываются по целям. Говорить в этой связи о какой-то точности и эффективности не приходится. По целям в Объединенном штате «работали» МИГи, которые по своим ТТХ не приспособлены к нанесению бомбардировочных ударов.

Разрушение мостов осуществляется для затруднения переправки южносуданских сил, а особенно – тяжелой техники, в случае, если Джуба вновь решит атаковать Хеглиг. Хартум в этой связи реагирует на объявленную в этом штате мобилизацию «добровольцев», число которых достигло 1,5 тыс. человек. Бомбардировка столицы Объединенного штата города Бенту была «актом возмездия» за разрушения инфраструктуры Хеглига. По данным Хартума, что подтверждается независимыми источниками, южносуданские военные за время своего недолгого пребывания разрушили центральную наносную станцию и вывели из строя всю автоматику. По самым скромным подсчетам, Хартум в результате боевых действий был вынужден сократить на 60% ежедневную добычу нефти (115 000 баррелей в день).

Есть все основания полагать, что суданская армия не начнет продвигаться вглубь южносуданской территории. Это объясняется рядом причин, из которых выделим несколько основных. Самая главная – это неспособность суданских вооруженных сил вести некие осмысленные боевые наступательные действия не только на враждебной им территории Южного Судана, но и на своей территории в штатах Южный Кордофане и Голубой Нил. Бои за второй по величине город Южного Кордофана Талоди это убедительно демонстрируют: повстанцы из СНОД-Север продолжают попытки по захвату окружающих деревень и пригородов, а суданская армия фактически оказалась «запертой» в городе и ограничивается только лишь отражением атак. При такой потере стратегической инициативы любое наступление является невозможным. Тем более что суданская авиация старается разрушить переправы в приграничных районах Южного Судана, что делает невозможным задействования тяжелой техники для развития наступления.

Воинственную риторику Хартума, которая сейчас нагнетается усиленными темпами, следует отнести в полной мере к попыткам суданских властей реабилитировать себя в глазах собственного народа за абсолютное плачевное состояние вооруженных сил и неспособность адекватно реагировать на внешние угрозы. С этой же точки зрения надо оценивать и победные реляции генерального штаба о «потерях среди повстанцев», которые физически превышают все силы повстанцев и южносуданских военных в Южном Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле.

Второе. В случае наступления на Южный Судан Хартум лишается поддержки мирового сообщества, которая сейчас играет основную роль в минимизации конфликта и вынуждению сторон к возобновлению переговоров. Напомним, что «добровольный» уход южносуданских частей из Хеглига стал возможен только после того, как все крупные международные игроки (включая ООН) солидарно осудили Джубу.

Провал дипломатической битвы за Хеглиг, который Джуба считает исконной землей титульной нации Южного Судана динка, фактически признал вице-президент Р.Машар. Он объяснил решение правительства Южного Судана об уходе из Хеглига вынужденной мерой на реакцию международного сообщества, которое пригрозило санкциями Джубе в случае продолжения оккупации этого района. И это было решающим аргументом, поскольку попадение под такой режим стало бы для нового государства катастрофой.

Вообще выбор новым южносуданским руководством способа консолидировать свою политическую элиту и общество путем стимулирования антихартумских настроений и проведения маленькой «победоносной войны» вписывается в самые пессимистичные сценарии развития взаимоотношений двух стран. Принципиальна важна в этой связи позиция членов Совета Безопасности ООН, которые четко указали Джубе на невозможность для нее разыгрывания этой карты. Тем более что в условиях отсутствия демаркации границы таких спорных районов как Хеглиг насчитывается семь, и каждый из них может превратиться в очаг нового вооруженного конфликта.

Повторим ранее озвученный нами тезис о том, что стороны не готовы к «долгоиграющим конфликтам» в силу экономических причин, а также четко выраженной позиции Совета Безопасности ООН. А это означает, что переговоры между ними под эгидой Афросоюза безусловно начнутся в самое ближайшее время.

Начало