Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Новое обострение внутриполитического положения в Кувейте

Е.С.Мелкумян

Кувейтский Конституционный суд признал недействительными итоги состоявшихся 2 февраля 2012 г. выборов и вынес решение, предусматривающее роспуск парламента – Национального совета и возвращение к составу менее оппозиционного парламента 2009 г.

Тот парламент, к составу которого ныне предлагает вернуться Конституционный суд, был распущен в ноябре 2011 г. Тогда в контексте потрясших арабский мир событий «арабской весны» кувейтская парламентская оппозиция организовала многотысячные митинги протеста, главным требованием которых была отставка прежнего премьер-министра Насера Мухаммеда Ас-Сабаха. Итогом этих протестов стал указ эмира, на основе которого Насер Мухаммед Ас-Сабах, обвинявшийся оппозиционными депутатами Национального совета в коррупции, был отправлен в отставку. В Кувейте было сформировано новое правительство, которое возглавил Джабер Мубарак Аль-Хамад Ас-Сабах – представителей одной из ветвей правящей семьи. Результатом же новых парламентских выборов стала победа оппозиции – подавляющее большинство мест в Национальном совете получили сторонники политических перемен. Спикером парламента был избран Ахмед Ас-Саадун – оппозиционный деятель с большим стажем пребывания в составе парламентской оппозиции, известный своей принципиальностью и отказом идти на компромиссы с властью.

Новый состав парламента продолжил деятельность предыдущих его составов, выражавшую себя в жестком контроле действий правительства и борьбе с коррупцией высших государственных чиновников. В результате противостояния между правительством и парламентом вопрос о парламенте и был вынесен на обсуждение Конституционного суда.

Отвечая на публикацию решения Конституционного суда, оппозиция официально распущенного парламента начала действовать. Ее первым шагом стало совещание в доме Ахмеда Ас-Саадуна, где было принято заявление о создавшемся положении. Заявление провозглашало отказ оппозиции признать правомерность решения Конституционного суда, которое, как она считала, идет в разрез с волеизъявлением народа в ходе парламентских выборов 2 февраля 2012 г. Вопреки ожиданиям многих, оппозиция не призвала к организации митингов протеста, как средства оказания давления на власть. Однако в ее заявлении были выдвинуты новые требования: внести изменения в конституцию с тем, чтобы создать в Кувейте «подлинно парламентский конституционный режим», что исключит манипуляцию «волей народа», которую ныне «защищает оппозиция». Более того, оппозиция подчеркивала, что она не будет «взаимодействовать с главой правительства, назначение которого не будет отражать волю кувейтского народа». 22 июня 2012 г. это заявление было опубликовано в газете “Kuwait Times”. Под ним стояли подписи 35 депутатов Национального совета (в его составе 50 членов).

Не стоит думать, однако, что кувейтская парламентская оппозиция едина, а ее действия согласованы. В ее составе представители, по крайней мере, трех фракций, среди которых близкие «Братьям-мусульманам» исламисты, салафиты и различные течения «либеральных демократов». Одно из таких «либерально-демократических» объединений – Гражданское демократическое движение кувейтского народа (Аль-Харака ад-димукратыйя аль-маданийя ли аш-шааб аль-кувейтий) заняло более радикальную позицию. В условиях охватившего страну политического кризиса оно призвало граждан страны выйти на улицу и поддержать требование о создании «выборного правительства». Такое правительство, по мнению этого Движения, должно формироваться на основе результатов выборов в парламент, когда победившая политическая группа должна выдвинуть своего кандидата на пост главы правительства. Возглавив же его, он и сформирует новый орган исполнительной власти. Требование Гражданского демократического движения кувейтского народа не было, однако, поддержано большинством парламентской оппозиции и не было включено в текст оппозиционного заявления, как и не прозвучало в выступлениях ее членов.

Требование о создании правительства в соответствии с результатами парламентских выборов предполагает едва ли не кардинальные изменения политической системы Кувейта, где власть сохраняется в руках правящей семьи Аль Ас-Сабах. Согласно конституции страны, принятой в 1962 г. и с тех пор не подвергавшейся изменениям, Кувейт является наследственным эмиратом, власть в котором принадлежит потомкам Мубарака Ас-Сабаха. Роль правящей семьи в конституции не закреплена. Совет правящей семьи, в который входят наиболее уважаемые и влиятельные ее члены старше 40 лет, участвует в процессе избрания наследника престола, однако, он не является конституционным органом. В конституции говорится, что кандидатуру наследника престола предлагает эмир и утверждает парламент. В Кувейте власть не передается по наследству, как, например, в Марокко или Иордании, где в конституции закреплен принцип передачи власти от отца к сыну. Идея власти правящей семьи в Кувейте означает лишь, что из ее среды избирается наследник престола, который после смерти своего предшественника взойдет на престол.

После получения независимости в 1961 г. в Кувейте был сформирован первый кабинет министров во главе с эмиром (в то время) Абдаллой Салемом Ас-Сабахом. В своем подавляющей большинстве этот кабинет министров состоял из представителей правящей семьи (12 из 15 его членов). Именно тогда Национальный совет и правительство заключили негласное соглашение (действие которого фактически продолжается и ныне), в соответствии с которым члены правящей семьи имеют в правительстве не менее пяти портфелей – премьер-министра, министра обороны, министра внутренних дел и министра иностранных дел, а также один из других министерских постов. Если существующее положение будет изменено, то правящая семья утратит монополию на власть, а характер правящего режима будет существенным образом трансформирован.

В последние годы значение института кувейтской правящей семьи уже было ослаблено. Свидетельствующие об этом факты многочисленны, а наиболее существенным среди них является выдвижение обвинений в коррупции против представителей правящей семьи, занимавших или занимающих посты премьер-министра или министров. Парламент едва ли не постоянно требует от премьер-министра и других членов правительства, представляющих правящую семью, отчетов перед Национальным советом об их деятельности. Кроме того, участились случаи отправки в отставку министров, являвшихся членами правящей семьи. Парламент последовательно наступает на негласное право правящей семьи сохранять свое особое положение в обществе.

Правящая семья не готова к таким коренным переменам, и это осознает парламентская оппозиция, пока еще не выдвигающая действительно радикальные требования, вроде назначения премьер-министром и министрами членов победивших в ходе парламентских выборов политических блоков. Однако учитывая опыт других монархических государств Арабского Востока, прежде всего, Бахрейна и Иордании, где такое требование было выдвинуто в ходе протестных выступлений 2011 г., логично предположить, что и кувейтская оппозиция в будущем сможет выдвинуть аналогичное требование. Тем не менее, пока что большая часть оппозиции настаивает только на том, что в составе правительства должно быть не менее девяти депутатов. Действующая же в настоящее время практика предусматривает назначение только одного депутата на тот или иной министерский пост.

После обнародования решения Конституционного суда кувейтское правительство провело совещание под председательством премьер-министра Джабера Мухаммеда Аль-Хамада, в ходе которого было принято решение создать министерскую комиссию для подготовки мер, необходимых для проведения в жизнь этого решения. В состав комиссии были включены министры юстиции, вакфов и исламских дел, информации, торговли, промышленности и транспорта, а также министр труда и социальных вопросов.

На правительственном совещании, где обсуждалось создавшееся положение, высказывались различные точки зрения. Так, министр информации Мухаммед Абдалла Аль-Мубарак – представитель правящей семьи заявил, что членам комиссии потребуется опыт и знания для того, чтобы принять необходимые меры для возвращения парламента созыва 2009 г., так как он был распущен на основании определенных причин, и опровергнуть законность этого роспуска будет трудно. В тоже время министр юстиции Джамаль Шихаб подчеркивал, что возвращение состава парламента, избранного в 2009 г., является конституционным решением, поэтому правительство должно обязательно найти способы для его выполнения. Он сказал, что правительство проведет совещания со специалистами-правоведами с тем, чтобы обсудить различные пути претворения в жизнь решения Конституционного суда, который, как он подчеркнул, является «политическим органом, деятельность которого направлена на поддержание стабильности и справедливости, что и подтверждает принятое им решение».

После прихода к власти в 2006 г. нынешнего эмира Сабаха Аль-Ахмеда Ас-Сабаха политические кризисы стали привычным явлением для Кувейта. Эмир последовательно придерживается положений конституции. Когда глава правительства заявляет о неспособности правительства взаимодействовать с парламентом, эмир, в соответствии с положениями конституции, распускает парламент, назначает новые выборы и отправляет в отставку правительство. Прежний премьер-министр – Насер Мухаммед Ас-Сабах шесть раз назначался на пост главы обновлявшихся правительств. Эти косметические перемены не меняли, однако, главного обстоятельства – результаты парламентских выборов постоянно давали преимущество оппозиции. Ее численность в составе каждого из последовательно сменявших друг друга Национальных советов не снижалась, а напротив, увеличивалась. Каждый новый состав парламента продолжал все ту же наступательную политику в отношении правительства, разоблачая финансовые злоупотребления министров и превышение ими их полномочий. Итогом развития событий в этом направлении стало возникновение тупиковой ситуации – правительство вновь и вновь заявляло, что в условиях постоянных нападок со стороны парламента оно не может работать. Парламент же обвинял правительство в неэффективности и неспособности проводить реформы.

Конечно, и в нынешней ситуации кувейтская власть может пойти на удовлетворение некоторых требований парламентской оппозиции и выиграть время. Но окончательно урегулировать разногласия между парламентом и правительством ей вряд ли удастся. Политические кризисы в Кувейте, по всей вероятности, будут продолжаться.

Начало