Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Ситуация в Ливии: июль 2012 г.

В.В.Куделев

Выборы в Учредительную ассамблею, состоявшиеся 7 июля, стали первым волеизъявлением ливийцев – в каких бы условиях оно не происходило - после более чем 40-летнего правления Муамара Каддафи. Ливийцы должны были назвать имена 200 депутатов парламента, которым предстояло выбрать новое правительство и назначить комитет экспертов. Последний должен подготовить проект конституции, который затем будет вынесен на референдум.

Предполагалось, что одновременно с началом первого заседания Учредительной ассамблеи должен уйти в отставку Переходный национальный совет /ПНС/, руководивший страной после падения режима Каддафи /погиб в октябре 2011 г./. При этом ПНС за двое суток до голосования поставил Ливию перед свершившимся фактом, предупредив, что шариат «будет основным источником» конституции, и это положение не будет выноситься на референдум.

Первоначально выборы в Учредительную ассамблею планировались на 19 июня, однако они не состоялись из-за технических и логистических проблем.

В списках избирателей зарегистрировались 2,7 млн ливийцев, иди 80% от тех, кто имел право голоса среди 6-миллионного населения страны.

На выборах пытались баллотироваться свыше 4 тыс. кандидатов, проходивших либо как независимые, либо представлявшие только что родившиеся в Ливии политические партии. Однако после проверки Избирательной комиссии на места в парламенте претендовали 2501 независимый кандидат и 1206 кандидатов от политических партий.

Накануне выборов страна была поделена на 72 избирательных округа. Согласно правилам игры, в одних округах предстояло избрать по два депутата – от политических партий и «индивидуалов», в других – только одного либо от тех, либо от других.

Среди кандидатов на избрание значились 629 женщин. Они были достаточно хорошо представлены в партийных списках, однако среди «индивидуалов» из было всего 3,4%.

Изначально 120 мест в парламенте были зарезервированы за «независимыми», 80 – за политическими партиями. Как было объявлено, это сделали для того, чтобы ни одна партия не смогла доминировать в парламенте. На самом деле это ограничение не помешало ряду партий выдвинуть кандидатов под видом независимых.

В общей сложности в выборах участвовали 142 вновь рожденных политических образования /при Каддафи любые партии были запрещены/. Среди них были наиболее заметными три, причем две первых – исламистские. Это, во-первых, отпочковавшаяся от «Братьев-мусульман» Партия справедливости и созидания /ПСС/, во-вторых, созданная известным исламистским лидером и бывшим военным комендантом Триполи Абдельхакимом Бельхаджем партия «Аль-Ватан», и в-третьих, сформированная либералами коалиция во главе с бывшим «премьер-министром» эпохи восстания Махмудом Джибрилем. В Альянс национальных сил /АНС/ вошли свыше 40 небольших партий и 200 общественных организаций. Во главе АНС стоят персоналии, одно время проживавшие в изгнании вне Ливии. Они выступают за умеренный ислам, либерализацию экономики, открытость по отношению к Западу.

Подобные правила игры не устроили Киренаику, требовавшую себе большего числа депутатских мандатов на том основании, что восстание против Каддафи начиналось именно на востоке страны. Тем не менее ПНС решил разделить страну на избирательные округа по демографическому принципу. Таким образом, запад, или Триполитания, мог рассчитывать на 100 депутатских мест, восток или Киренаика, объявившая о своей автономии еще в марте с.г. – на 60, юг или Феззан – на 40.

ПНС метался от одного варианта проведения выборов к другому. За двое суток до голосования он объявил, что комитет экспертов, который должен подготовить проект конституции, не будет назначаться парламентом, как это предусматривалось ранее, а будет избран ливийцами в ходе отдельных выборов. Таким образом еще не избранный парламент потерял одну из своих важнейших прерогатив. Тогда же было объявлено, что в комитет экспертов войдут 60 человек – по 20 от Триполитании, Киренаики и Феззана. Тем самым ПНС сделал большую уступку сторонникам федерализма из Киренаики.

Чтобы оказать дополнительное давление на центральные власти, вооруженные сторонники федерализма 6 июля заняли нефтяные терминалы и вынудили прекратить отгрузку нефти на экспорт. В частности, остановился главный экспортный терминал в Рас Лануфе. То же произошло в находящемся в 35 км к западу от Рас Лануфа порте Ас-Сидра, а также в портах Аль-Харудж и Брега. Их требование было одно – распределить места в будущем парламенте равномерно между тремя регионами.

Также 6 июля на востоке страна близ Бенгази неизвестные обстреляли из стрелкового оружия вертолет, перевозивший избирательные бюллетени и урны. В результате обстрела погиб сотрудник ливийского Избиркома, сопровождавший груз. Сразу после обстрела вертолет сел на аэродроме в Бенгази

Изначально имелось множество поводов для беспокойства относительно того – сможет или нет переходное правительство страны обеспечить безопасные условия для волеизъявления, особенно – на зараженном идеями федерализма востоке Ливии. Сторонники федерализма даже призвали ливийцев бойкотировать выборы. Против выборов выступили также некоторые исламистские «бригады» бывших «повстанцев», а также никуда не девшиеся сторонники прежнего режима.

Что касается безопасности выборов, то ее обеспечивали 40 тысяч новоявленных сотрудников МВД и 13 тысяч представителей зарождающейся новой ливийской армии. Именно военные обеспечивали перевозку избирательных бюллетеней после голосования, а также наблюдение за береговой полосой и воздушным пространством страны.

Накануне выборов и исламисты, и либералы дружно заявили об уверенности в своей победе. Сразу после голосования обе стороны также нисколько не сомневаясь заявили о своей победе. Первыми это сделали 10 июля исламисты, хотя предварительные результаты выборов были в пользу либералов из АНС, которые получили порядка 40 из 80 мест, за которые боролись политические организации. ПСС получила 17 мест. 24 места достались примерно 20 малым партиям, имеющим локальное влияние. Исламисты тем не менее утверждали, что они получат большинство за счет своих сторонников среди «независимых». Тем не менее они были уязвлены – несмотря на известные примеры Туниса и Египта им не удалось победить по партийным спискам. Причем они проиграли даже в Киренаике, где позиции исламистов были традиционно сильными. Так, в избирательном округе, объединявшем города Тобрук, Кобба и Дерна /5 депутатских мандатов/, АНС намного обогнал ПСС – 57,2 тысяч голосов против 8,3 тысяч.

Аналогичная ситуация сложилась и на юге страны в городе Себха /5 депутатских мандатов/. Там либералы получили 7,5 тысяч голосов, исламисты – 2,2 тысячи. В целом, с учетом «независимых» либералы рассчитывали получить до 100 мест в парламенте.

Уже 11 июля представители АНС заявили, что в случае победы будут стремиться построить в Ливии «гражданское и демократическое государство», осудив при этом «политический ислам» /исламизм/. Другими важнейшими задачами они считают восстановление безопасности, подготовку конституции страны, восстановление юридической системы и стимулирование экономики. По оценке руководства АНС, ПСС проиграл потому, что заранее объявил всех тех ливийцев, кто не поддержит исламистов, «немусульманами». Также по оценке руководства АНС, ПНС сделал ошибку, перенеся выборы членов комитета экспертов. Тут же было заявлено, что новый парламент может аннулировать это решение ПНС.

29 июля ПНС объявил, что официальная церемония передачи власти новому Всеобщему национальному конгрессу /именно так решили назвать парламент/ состоится 8 августа.

Из других событий месяца следует отметить благополучное разрешение 2 июля кризиса, возникшего после задержания месяцем ранее четырех сотрудников Международного уголовного суда. В тот день они были освобождены боевиками Зинтанской бригады.

В любом случае и при любых издержках выборы в Ливии стали большой победой новых властей этой страны. Тем не менее их итоги не обещают легкой жизни этим властям – слишком многие недовольны ими. А это чревато множеством новых столкновений с жаждущими реванша исламистами.

Новым властям Ливии в любом случае придется столкнуться с множеством острейших проблем, и в частности, с проблемой разоружения «бригад» бывших «повстанцев». Как заявила 14 июля международная правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч», в застенках этих формирований, не подчиняющихся центральной власти, до сих пор без суда и следствия томятся тысячи узников. Таких правозащитники насчитали около 5 тысяч человек. Еще примерно 4 тысячи узников находятся в «государственных» тюрьмах при том, что еще в мае с.г был принят закон, обязавший министерства обороны и внутренних дел либо до 12 июля предать узников суду в случае доказанности их вины, либо освободить их. По данным правозащитников, большинство узников – это сторонники Каддафи, так называемые иностранные наемники или незаконные иммигранты. Как подчеркнула «Хьюман Райтс Уотч», «любое незаконное лишение свободы, в том числе осуществляемое милицейскими формированиями, должно рассматриваться как преступление». Эту точку зрения вряд ли разделяют многие в Ливии.

Другой проблемой станет формирование дееспособного большинства в парламенте, а это будет сделать очень сложно с учетом разношерстности представленных в нем политических сил и откровенной вражды между АНС и ПСС. Напомним, решения новый ливийский парламент будет принимать большинством в две трети голосов, что гарантирует частое блокирование его работы.

Начало