Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Социально-экономическая ситуация в Иране: июль 2012 г.

Н. А. Кожанов

В июле 2012 г. на долю Ирана выпал ряд тяжелых социально-экономических испытаний. Во-первых, Европейский союз ввел против ИРИ давно обещанное эмбарго на покупку нефти. Во-вторых, продолжился рост курса доллара, а также других основных иностранных валют (евро и британского фунта) по отношению к национальной валюте – иранскому риалу. Существенно увеличилась и стоимость драгоценных металлов на внутреннем рынке страны, что было во многом связано как с общими международными тенденциями, так и с ростом внутреннего спроса на золотые монеты (т.н. «Бахоре Азади» или «Весна Свободы» старого и нового образцов) и изделия из золота и серебра. Последнее объясняется тем, что в условиях обесценения иранского риала драгметаллы приобрели дополнительную привлекательность как форма вложения и сбережения средств (необходимо отметить, что повышенный спрос на драгметаллы был подстегнут еще и традиционным видением иранским населением монет «Весна Свободы» в качестве наиболее стабильного средства для осуществления всевозможных сделок в тяжелые времена).

В-третьих, серьезные проблемы у иранского руководства возникли в сфере обеспечения продовольственной безопасности страны. Сокращение объемов госдотаций сельхозпроизводителям в рамках реализации правительственной программы реформ по сокращению субсидий и монетизации льгот, вместе с существующими проблемами регулирования розничного рынка продовольствия, привели к росту цен на куриное мясо, являющееся одним из основных элементов рациона питания иранского населения. Жители ИРИ, напуганные слухами о возможном дальнейшем росте цен на указанный продукт начали немедленно скупать его и создавать собственные частные запасы, способствуя тем самым возникновению дефицита куриного мяса во всех крупных городах, а также естественным образом подстегивая рост его стоимости. К началу августа 2012 г. иранское руководство полностью справиться с возникшим продовольственным кризисом так и не смогло.

Принятые меры экономического характера смогли остановить дальнейший ценовой скачок и даже, по имеющимся данным, незначительно обратить процесс роста стоимости куриного мяса вспять. Однако, насколько правительству ИРИ удастся закрепить свой успех в августе 2012 г., в конце июля было неизвестно: как независимые эксперты, так и внутренние сельхозпроизводители, заявляли, что кризисная ситуация с куриным мясом была лишь предвестником начала общего кризиса продовольственного рынка в ИРИ. В подтверждение своих слов они ссылались на идущий с конца 2011 – начала 2012 гг. процесс увеличения в стране стратегических запасов продовольствия: это-де делается иранским руководством именно в преддверии продовольственного коллапса в стране, чтобы смягчить его негативные последствия и избежать глобального голода. Указанные прогнозы экспертов и иранских сельхозпроизводителей хоть и выглядят весьма сомнительно, но все же заставляют задуматься о возможности существования в них рационального зерна.

Этому в июле 2012 г. во многом способствовал и тот факт, что иранские власти стали обсуждать продовольственную проблематику в религиозном ключе, поднимая этот вопрос в ходе пятничных проповедей в мечетях страны (необходимо напомнить, что пятничные проповеди в Иране фактически являются завуалированным политическим митингом, в ходе которого властные круги страны напрямую общаются с народом и пытаются внедрить в его сознание определенные установки, обусловленные вызовами текущего момента). Так, в июле 2012 г. на пятничных проповедях в Мешхеде звучали призывы к населению страны в случае необходимости и если того потребует спасение родины быть готовым довольствоваться «как праотцы» традиционным для бедняков блюдом - луковой похлебкой. Использование наряду с экономическими мерами религиозной риторики указывает на то, что руководство ИРИ весьма обеспокоено складывающейся ситуацией, и скачок цен на куриное мясо даже на фоне общего активного роста стоимости продовольствия в Иране стал для него далеко неординарным явлением.

Помимо всех вышеперечисленных проблем, в июле 2012 г. иранское народное хозяйство продолжало страдать от частых землетрясений. В частности, толчки силой в 5 баллов по шкале Рихтера были зафиксированы в провинции Чахармахаль и Бахтиария. В этом случае жертв и существенного ущерба удалось избежать. Однако вышеназванное землетрясение продолжило череду природных бедствий, обрушившихся на Иран еще в июне 2012 г. и стало предвестником более крупного землетрясения на северо-западе Ирана, случившегося в августе 2012 г.

Санкции и их влияние на экономику ИРИ

Начало июля 2012 г. было отмечено введением в отношении Ирана новых экономических санкций: страны ЕС исполнили давно данное обещание о применении против ИРИ нефтяного эмбарго. Впрочем, последствия от практической реализации указанного решения оказались не столь катастрофическими, как это изначально ожидалось некоторыми аналитиками. Иными словами, 1 июля 2012 г. не стало Судным днем иранской экономики: тяжелая социально-экономическая ситуация продолжала ухудшаться, но рост потребительских цен, высокие темпы инфляции, равно как и нехватка валютных средств были характерны для Ирана и в предыдущие месяцы. Периодическое же возникновение кризисных ситуаций в июле 2012 г., в свою очередь, не было напрямую связано с официальным объявлением эмбарго, а лишь являлось закономерным результатом уже существовавших негативных тенденций. В то же время, этот факт никак не свидетельствует о сохраняющемся запасе прочности экономики ИРИ. Скорее наоборот, он свидетельствует о том, что ее тяжелое положение достигло того состояния, когда дальнейшее качественное и мгновенное ухудшение и без того трудной ситуации возможно лишь при возникновении более серьезных испытаний для Тегерана, чем эмбарго ЕС.

Помимо этого, необходимо помнить, что фактически эмбарго в отношении ИРИ существует с января 2012 г., когда власти Евросоюза при моральной поддержке США объявили о своем решении применить его в отношении ИРИ летом 2012 г.. В результате, именно с января 2012 г. европейские компании начали сокращать закупки нефти у Тегерана (необходимо отметить, что в 2011 г. доля европейцев в экспорте иранской нефти составила 40%) и к июлю 2012 г. их объемы были минимизированы (если не сведены на нет). Одновременно о сокращении закупок сырья у ИРИ объявили власти Японии, Турции и Индии. Только КНР на 20% нарастила импорт иранской нефти. Однако чтобы компенсировать возникшие финансовые потери Тегерана этого было явно недостаточно. В результате, еще к концу июня 2012 г. объемы добычи нефти в ИРИ и ее экспорта зарубеж сократились с 3,5 и 2 млн баррелей в сутки в июне 2011 г. до 2,9 и 1,3 млн баррелей соответственно. В результате, валютные доходы Тегерана от экспорта нефти за указанный период упали на 25%. В свою очередь, сальдо торгового баланса ИРИ, которое в июне 2011 г. было положительным и составило 6,5 млрд долл. США, в июне 2012 г. стало отрицательным. Однако, к концу июня 2012 г. общее падение явно достигло своего дна и дальнейшее снижение иранских доходов, равно как и производства нефти было уже невозможно. Иными словами, еще до июля 2012 г. европейцы практически свели на нет объемы взаимодействия с Тегераном и на первое число уже никак не могли существенно повлиять на ситуацию на нефтяном рынке.

В целом, постепенное сокращение торговли нефтью с ИРИ сыграло с европейцами плохую шутку. Во-первых, оно дало возможность иранцам избежать шоковой ситуации, которая наступила бы, если европейский импорт нефти был остановлен неожиданно и единомоментно.

Во-вторых, заявленное заранее эмбарго вместо того, чтобы оказать необходимое давление на Тегеран стало толчком для властей ИРИ по поиску мер выхода из складывающейся ситуации. И такие меры были найдены. Их практичность, реализуемость и эффективность еще должны быть проверены временем, но уже сейчас понятно, что до определенной степени они все же могут компенсировать негативный эффект от введения санкций. Так, помимо использования различных «серых» схем по торговле нефтью и проведению расчетов за ее поставки, Тегеран сделал значительный упор на развитие альтернативных источников инвалютных доходов. В частности, усиленными темпами в ИРИ идет создание экспортоориентированных мощностей в электроэнергетическом секторе, активизировалась добыча полезных ископаемых и сталелитейное производство. Был сделан акцент на развитие газового сектора и увеличение транзитных возможностей ИРИ за счет активного развития внутренней транспортной инфраструктуры, наращивания точек соприкосновения иранской дорожной системы с дорожными системами других стран, а также за счет создания новых транспортных коридоров с участием Ирана (в первую очередь на среднеазиатском направлении).

В-третьих, преждевременное объявление Евросоюзом своего решения о введении нефтяного эмбарго против ИРИ привело к росту цен на нефтяном рынке, который на фоне общей дестабилизации политической ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке периодически демонстрировал скачкообразные колебания. Рост же цен на нефть, в свою очередь, позволил Тегерану получить дополнительную прибыль от экспорта нефтересурсов и создать столь необходимые для него валютные резервы в преддверии 1 июля 2012 г. Так, в ИРИ не скрывают, что особо полезным в складывающихся условиях оказался мартовский скачек стоимости барреля нефти на уровень выше 120 долл. США за баррель. На фоне обесценения национальной валюты – риала он значительно увеличил иранскую прибыль. Характерно и то, что при падении объемов экспорта нефти на 35% по сравнению с июнем 2011 г. сокращение доходов от ее продажи составило лишь 25%.

До некоторой степени подвели ЕС и американские партнеры. Постоянно наращивая давление на ИРИ, они предоставили некоторым потребителям иранской нефти временную отсрочку от применения в их отношении собственных санкций за закупки сырья у ИРИ.

Ситуация с введение европейских санкций в июле 2012 г. продемонстрировала еще одну особенность нынешнего санкционного режима в отношении ИРИ: основной объем возможных в существующей социально-политической обстановке санкций уже применен против Тегерана. Все, что осталось США, ЕС и их союзником – лишь корректировать принятые меры в соответствии с происходящими изменениями и следить за их реализацией. Самое же главное теперь для Запада теперь – выжидать. Санкции – оружие требующее времени, и то, что Иран и его экономика постепенно задыхаются под их грузом уже не вызывает ни у кого сомнений.

В частности, введенные в отношении ИРИ санкции, во всем своем комплексе уже вызвали серьезную нехватку иностранной валюты в стране, серьезно снизили курс иранского риала по отношению к другим валютам, а также создали проблемы с импортом потребительских товаров в страну. О том, что правительство не справляется с ситуацией в стране, в частности говорят следующие факты. Во-первых, к августу 2012 г. оно было вынуждено серьезным образом усилить и без того жесткий контроль за поступлением иностранной валюты на руки частным физическим и юридическим лицам ИРИ. Так, если ранее был предусмотрен целый ряд возможностей по приобретению иностранной валюты по льготному курсу целыми группами иранского населения (например, студентами, выезжающими за рубеж или собирающимися приобрести необходимую литературу для учебы), то теперь такие льготы отменены. Приобрести иностранную валюту по курсу ниже рыночного стало возможно лишь в Центробанке ИРИ, который вел операции только по так называемому официальному курсу. Последний был равен приблизительно 12 тыс. иранских риалов за 1 доллар США при курсе иранского риала по отношению к доллару на черном свободном рынке страны в 20 тыс. иранских риалов и более. Однако Центральный Банк Ирана сам испытывал серьезные проблемы с валютными резервами и в июне-июле 2012 г. предоставлял иностранную валюту (доллары США) по официальному курсу только импортерам товаров, имеющих стратегическое значение для экономики ИРИ, продовольствия и медицинского оборудования. Любые другие компании, ведущие внешнеторговую деятельность, а также частные лица, были вынуждены покупать иностранную валюту по свободному курсу.

Во-вторых, к концу июля 2012 г. правительство ИРИ и руководство Центрального Банка страны фактически признали, что не могут более финансировать низкий официальный курс риала по отношению к доллару США и в августе 2012 г. произведут его пересмотр. Новая стоимость национальной валюты по отношению к американской денежной единице должна была составить после ее пересмотра 18 тыс. иранских риалов за 1 доллар США.

В-третьих, изначальная попытка иранского руководства компенсировать нехватку инвалютных поступлений в экономику страны за счет неоправданного наращивания риаловой денежной массы (иными словами, путем запуска «денежного печатного станка»), привела к тому, что в июле 2012 г. страну захлестнула инфляция. Так, по данным официальной иранской статистики, темпы инфляции в июле 2012 г. составили 26% в год, что было объявлено наихудшим показателем за последние 4 года. Всего объем денежной массы, находящейся в обращении в Иране, оценивался в 3 740 трлн иранских риалов (305 млрд долларов США). Для сравнения, еще в начале апреля 2012 г. этот показатель составлял 3 520 трлн иранских риалов. Таким образом, только в период с апреля по июль 2012 г. объем денежной массы в Иране вырос на 2,7%. Более того, в апреле 2011 г. ее объемы составляли 2 940 трлн иранских риалов и уже на тот момент эта цифра считалась весьма негативным показателем для иранской экономики. В июне – июле 2012 г. Центральный Банк ИРИ объявил о готовящейся попытке взять инфляцию в стране под контроль путем выпуска государственных облигаций на сумму 100 трлн. иранских риалов в период до апреля 2013 г. Однако у экспертов вызывает сомнения эффективность и этой меры. Для того, чтобы, по крайней мере, частично остановить процесс снижения покупательной способности иранского риала, руководству ИРИ нужно будет снизить объемы эмитирования ничем не подтвержденных денежных знаков. Однако сделать это в условиях сокращающегося притока инвалюты в страну и снижающихся доходов от внешнеэкономической деятельности представляется маловозможным.

Обесценение национальной валюты, а также возникшие проблемы с импортом товаров потребления в страну, серьезным образом подстегнули рост потребительских цен и в ряде случаев вызвали серьезный кризис на рынке некоторых товаров. Так, в конце июля 2012 г. возникший ажиотаж вокруг куриного мяса, привел к серьезному скачку стоимости указанной продукции и ее исчезновению с прилавков страны. Попытки же мгновенно снизить стоимость курятины на внутреннем рынке страны за счет ее импорта из-за рубежа потерпели неудачу. Без государственного вмешательства импортеры продовольствия не смогли получить должного объема инвалюты по льготной цене и вовремя пройти жесткие процедуры таможенной очистки. Даже своевременное вмешательство государства не сразу дало нужный эффект.

Экономическая политика правительства ИРИ

В июле 2012 г. в парламентской комиссии по экономическим вопросам активно обсуждался проект документа «О создании устойчивой экономики с упором на упорядочивание валютного рынка, защиту внутреннего производителя и организацию адекватной системы распределения экономических благ». Указанный документ фактически является планом экстренного спасения экономики страны в условиях нарастающего кризиса, вызванного как санкциями, так и существующими структурными проблемами. Разрабатываемый при содействии Центра исследований меджлиса, ведущих университетов страны и частных экспертов указанный проект, в случае своего принятия парламентом, станет для правительства страны «дорожной картой» экстренных действий. Пока что, впрочем, он проходит обсуждение лишь на самой начальной стадии.

В основе документа, состоящего из 9 параграфов, лежит идея создания Высшего экономического совета – надструктурного образования, которое было бы ответственно за принятие ключевых решений в сфере экономики страны и контроль за их исполнением. В частности, в сферу его ответственности предполагается включить вопросы, связанные с упорядочиванием деятельности валютного рынка страны, организацией эффективной системы производства, хранения и распределения товаров стратегической важности (т.н. «основные товары» или «калаха-йе асаси») и сырьевых ресурсов, а также с регулированием процессов таможенной очистки указанных товаров. По своей важности и значимости вышеназванный орган сравнивается парламентариями с Высшим советом культурной революции.

Также проект документа о создании устойчивой экономики предусматривает усиление роли директивных элементов экономического планирования и значительно большую ответственность экономических министерств перед меджлисом. В частности, предполагается ввести активное прогнозирование производственных возможностей иранской экономики в краткосрочной перспективе. В рамках этой задачи каждые 3 месяца экономические ведомства страны будут обязаны предоставлять парламентариям объективные статистические сведения о существующих запасах стратегических товаров, их импорте, внутреннем производстве и существующих объемах потребления, а также о необходимых размерах их наличия в будущем.

Как отмечают иранские депутаты, разработка вышеназванной программы явилась прямым следствием ошибок исполнительной власти, которая оказалась не в состоянии обеспечить необходимый объем запасов стратегических товаров, их производства и импорта в условиях принятых в 2010 – 2012 гг. против ИРИ экономических санкций.

По словам министра экономики и финансов ИРИ, Ш.Хоссейни, во второй половине июля 2012 г. правительство активно контактировало с законодательной властью, обсуждая с парламентариями возможные меры по противодействию негативному влиянию введенных в отношении Ирана санкций, а также по выходу из складывающейся тяжелой социально-экономической ситуации. Как заявил министр, в этих вопросах правительственным чиновникам и депутатам удалось достичь существенного взаимопонимания. На конец июля 2012 г., их основное внимание было сконцентрировано на проблемах экономии бюджетных средств, а также наращивания объемов внутреннего производства (т.е., фактическое возвращение к идеям самодостаточности).

Министерство кооперативов, труда и социального благосостояния выступило со своим планом по сокращению безработицы в ИРИ за счет развития самозанятости и надомных рабочих мест. Главный упор в этом вопросе будет делаться на повышение занятости женской части населения. Так, в период с апреля 2011 по апрель 2012 гг. в ИРИ было создано 60 тыс. подобных рабочих мест для женщин. В результате, до апреля 2013 г. министерство планирует предоставить кредитов и финансовых средств в объеме 2 млрд. долл. США на создание надомных рабочих мест и 1,2 млрд. долл. США на развитие самозанятости.

По словам заместителя министра промышленности, шахт и торговли ИРИ, Р.Фатеми-Амина, Центральный Банк Ирана открыл кредитную линию объемом 1,2 млрд долларов США для предоставления средств на завершение реализации 45 промышленных проектов.

Нефтегазовый сектор и нефтехимия

Управляющий директор Национальной иранской нефтехимической компании, А. Байатс, сообщил о том, что руководство его страны приняло решение начать строительство крупнейшей в регионе фабрики по производству метанола в провинции Бушер. Завод с производственной мощностью 7 тыс. тонн метанола в день будет развернут в порту Дайер. Для его строительства уже якобы сформирован консорциум, состоящий из иранских банков, который обеспечит проект необходимыми финансовыми средствами. Строительство указанного завода будет происходить в рамках развития особой экономической зоны (СЭЗ) Парс, имеющей четко выраженную нефтегазовую и нефтехимическую специализацию. Характерно, что вышеназванная фабрика будет не единственной в создаваемой СЭЗ. Так, только в ходе реализации первого и второго этапов строительства СЭЗ Парс будет возведено 9 заводов по выработке метанола. Руководство ИРИ уже сделало определенные шаги по созданию необходимой инфраструктуры для развертывания в СЭЗ вышеуказанного производства: в частности, к порту Дайер подведена соответствующая газотранспортная инфраструктура, обеспечивающая как существующие, так и будущие производственные мощности необходимым сырьем.

В целом, в иранском руководстве не скрывают, что как строительство метанолового завода в порту Дайер, так и развертывание самой СЭЗ Парс, связаны с введенными в 2010 – 2012 гг. экономическими санкциями. Реализация указанных проектов призвана, в первую очередь, нарастить объемы нефтехимической продукции, доступные иранцам для экспорта за рубеж, а также расширить список номенклатуры предлагаемых Ирану на внешних ранках нефтехимических продуктов. Это, в свою очередь, должно будет способствовать росту доходов ИРИ от внешней торговли или, по крайней мере, компенсировать потери от падения объемов экспорта иранской нефти.

В июле 2012 г. в Иране были введены в эксплуатацию 5 новых газозаправочных станций. Таким образом, количество газозаправочных станций в ИРИ достигло 1 919. При этом объем потребления сжатого природного газа в Иране составил 16 млн кубометров в сутки. Всего до конца 2012 г. (по другим данным до апреля 2013 г.) в стране планируется увеличить количество газозаправочных станций до 2500, что в целом соответствует планам страны по переводу большей части автотранспорта на потребление природного газа. В частности, к июлю 2012 г. 25% природного газа, потребляемого внутри Ирана, уже приходились на долю автомобилей.

Министерство нефти ИРИ заявило, что в июле 2012 г. исследовательский департамент министерства в сотрудничестве с принадлежащей КСИР компанией «Хатам-ал-Анбия» закончили первоначальное проектирование первой газоочистительной станции, которая будет построена исключительно усилиями самих иранцев. Место будущего строительства также определено. Оно располагается в районе Хальган провинции Фарс. Предполагается, что будущая газоперерабатывающая станция станет использоваться для очистки и переработки добытых ресурсов с газовых месторождений Шахини, Гордан, Хальган, Сефид-Багун и Дей.

По заявлению иранских властей, в июле 2012 г. в нефтеперерабатывающей индустрии ИРИ ощущалась острая нехватка средств, необходимых для реализации начатых проектов. Оценочно, для ввода в эксплуатацию основных объектов требовались вливания на сумму около 4 млрд долл. США (из них только 2 млрд долл. США промышленный сектор мог привлечь в форме кредитов). Для решения проблемы нехватки финансовых средств правительство ИРИ прорабатывало несколько сценариев возможного поведения. Так, с одной стороны, оно вело активные переговоры с банковским сектором о предоставлении кредитов нефтехимическому сектору, а, с другой стороны, приняло решение внести 19 строящихся объектов в так называемый список приоритетного финансирования по программе «Мехр-е Мандегар». Изначально реализация этой программы была направлена на развитие инфраструктуры, способствующей улучшению условий жизни малоимущих слоев населения и слаборазвитых регионов ИРИ. В первую очередь, средства по ней выделялись на строительство жилищных объектов в городах и сельских населенных пунктах. Очевидно, что внести в этот список объекты нефтехимической отрасли руководство ИРИ заставила существующая нехватка финансовых средств за пределами программы «Мехр-е Мандегар». Формальным оправданием этого шага стали заявления чиновников ИРИ, о том, что реализация указанных проектов существенно улучшит ситуацию на рынке труда страны, создав дополнительные рабочие места.

Валютно-финансовый рынок

По состоянию на конец июля 2012 г. стоимость полновесной монеты «Весна Свободы» старого образца составляла 7450000 иранских риалов, нового образца – 7430000 иранских риалов, при стоимости одного грамма золота восемнадцати карат в 757190 иранских риалов. Стоимость доллара на свободном рынке по отношению к иранскому риалу составила 19940 иранских риалов, евро – 24620 иранских риалов и британского фунта стерлингов – 31310 иранских риалов.

Продовольственная безопасность и сельское хозяйство

К началу августа 2012 г. властям удалось остановить рост цен на куриное мясо в стране и даже частично снизить его стоимость. По сообщениям официальных источников, на конец июля 2012 г. цена килограмма указанного продукта сократилась на 10 тыс. иранских риалов (около 0,5 долл. США) и составила 56 тыс. иранских риалов (2,8 долл. США). Достичь этого результата удалось благодаря активному импорту курятины из-за рубежа. Всего в последнюю неделю июля 2012 г. правительством ИРИ в экстренном порядке было ввезено в страну 10 тыс. тонн мяса. Помимо этого на начало августа 2012 г. в планах руководства ИРИ значился импорт дополнительных 2700 тонн мяса из Бразилии и еще 1400 тонн из Турции, что, по мнению официального Тегерана, должно было привести к дальнейшему снижению цен на куриное мясо. Первым импортное мясо начало поступать в Тегеран. В соответствии с планами правительства, в другие крупные города страны оно должно было поступить в августе 2012 г. (очевидно, по мере наращивания ввозимых объемов). В целом же, госорганы ИРИ обязались стабилизировать ситуацию на рынке куриного мяса и существенно снизить цены к середине сентября 2012 г.

По сообщениям иранских властей, в середине июля 2012 г. в порту Амирабад, расположенном в провинции Мазандеран, было введено в эксплуатацию зернохранилище, мощностью 25 тыс. тонн. Проект стоимостью 10 млн долл. США был выполнен на средства частного сектора и связан с планами руководства ИРИ активно развивать региональную торговлю сельхозтоварами. Необходимо отметить, что важным преимуществом порта Амирабад является его связь с железнодорожной системой страны, что значительно увеличивает возможности по дальнейшей транспортировке поступающих в порт сельхозтоваров, в частности, открывая для стран СНГ доступ на зерновые рынки Персидского залива и Индийского океана.

В июле 2012 г. в ИРИ продолжились работы по заготовке зерновых. Так, по информации Государственной торговой корпорации Ирана, госзакупки пшеницы уже были произведены в провинциях Илам, Бушер, Хузестан, Систан и Белуджистан, Фарс, Керман, Керманшах, Кухгилуйе и Бойерахмад, Хормозган, а также Белуджистан. Наибольший объем закупок пшеницы у населения был произведен в провинции Хузестан (600 тыс. тонн), а наименьший в провинции Голестан (5 тыс. тонн).

Транспорт

По сообщениям иранских властей, иностранные инвесторы примут участие в строительстве второго и третьего терминалов главного аэропорта страны – международного аэропорта им. имама Хомейни. По словам заместителя министра дорожного и городского развития, М. Расулинежада, общая стоимость проекта составляет 2,5 млрд долларов США. Готовность инвестировать средства в развитие аэропорта якобы уже выразили малайзийско-китайский и турецко-немецкий консорциумы. Также было отмечено, что на текущий момент еще ведутся работы по завершению первой фазы развития аэропорта. В ближайшее время на это Ирану потребуется еще 500 млн долларов США. Чиновники ИРИ уверяют, что к концу августа им удастся на 70% завершить работы. Необходимо отметить, что аэропорт им. имама Хомейни является одним из старейших иранских долгостроев. Когда действительно будет завершена первая фаза его строительства – неизвестно. Несмотря на то, что первый терминал функционирует уже значительное время, транспортный потенциал самого аэропорта еще не развит. Без иностранного капитала и внешней помощи сделать это властям ИРИ будет сложно. У аналитиков существуют вопросы и относительно того, насколько упомянутые М.Расулинежадом иностранные консорциумы действительно готовы прийти в Иран: у зарубежных инвесторов еще свежи воспоминания о том, как при участии КСИР были незаконно, с точки зрения международного права, расторгнуты договора с предыдущими иностранными инвесторами, вкладывавшими свои средства в развитие указанного аэропорта.

В конце июля 2012 г. Иран заявил о завершении производства танкера класса Афрамакс. По данным иранской стороны, это был первый танкер, собранный на верфях Ирана за всю историю судостроения ИРИ. При этом останавливаться на достигнутом Иран не намерен. Уже сейчас на верфях страны идет сборка второго корабля схожего класса. Характерно, что оба танкера строятся не для Ирана, а по заказу Венесуэлы. Всего же в рамках венесуэльско-иранского договора планируется построить 4 танкера класса Афрамакс.

Металлургия

В период с конца марта по начало августа 2012 г. в Иране было добыто 10 млн тонн железной руды, что на 7,2% больше по сравнению со схожим периодом 2011 г. Основной объем руды был добыт на шахтах Чадормалю (Центральная провинция), Мишдован (провинция Язд), Гольгохар и Джалалабад (провинция Керман), а также Сянган (провинция Хорасан-Разави). В указанный период Иран произвел 73 тыс. тонн глинозема и 112 тыс. тонн чушкового алюминия. Основными производителями чушкового алюминия были заводы ИРАЛКО (Центральная провинция), а также Ал-Махди и Хормозал (провинция Хорасан-Разави).

Электроэнергетика

По словам главы энергетической комиссии ТПП Ирана, М.Парса, электроэнергетическая отрасль ИРИ нуждается в инвестициях на сумму 10 млрд долл. США. Только при условии вкладывания указанных средств можно добиться существенного увеличения производственных мощностей энергетического сектора. Более того, с точки зрения М.Парса, обеспечить растущие потребности страны в электроэнергии, а также значительно увеличить объемы ее поставок зарубеж Тегеран сможет лишь при ежегодном наращивании производства на 5 тыс. мегаватт в год. Иранец также отметил, что его страна продолжает развивать и альтернативные источники электроэнергии. По его оценкам, 100 – 150 мегаватт электричества уже производились в ИРИ нетрадиционным способом. В ближайшее время Иран намерен ввести в эксплуатацию еще несколько проектов альтернативных электростанций мощностью 500 мегаватт. Стоимость производимой на таких электростанциях электроэнергии в два – четыре раза выше обычной и, по этой причине, их строительство не привлекает инвестиции частного сектора. Однако государство не собирается отказываться от дальнейшего развития альтернативных источников электроэнергии и всецело берет на себя с этим связанные расходы.

Уровень производства электроэнергии в ИРИ в июле 2012 г. достиг 67 тыс. мегаватт. Из них 2 тыс. мегаватт шло на экспорт. Из оставшегося объема 20% электроэнергии потреблялось Тегераном.

Космонавтика

Иран намерен четко придерживаться плана по развитию собственной космической программы. В частности, в ближайшее время руководство ИРИ намерено запустить в космос три спутника – Фаджр, Нахид и Зафар. По имеющимся данным полетная, высота Фаджра составит 370 – 400 км. при продолжительности цикла функционирования до 18 месяцев.

Автомобилестроение

В июле 2012 г. автопроизводители Ирана заявили о том, что в условиях применяемых в отношении ИРИ санкций, высоких темпов инфляции, а также необходимости повышать заработную плату рабочему персоналу, их затраты возросли на 25% по сравнению с прошлым годом. В этой ситуации, крупнейшие производители автомобилей в Иране вскоре будут вынуждены обратиться к иранским банкам за займом в размере 1 млрд долларов США. Руководство ИРИ в лице Организации по индустриальному развитию и реновации заявило, что с готовностью поддержит банки в этом вопросе, всячески поощряя их помогать автопроизводителям. В данной связи, в июне-июле 2012 г. Государственный совет по вопросам кредитно-финансовой политики принял решение увеличить допустимый объем кредитов, выделяемых банками промышленным корпорациям, с 15 до 20% от капитала самих банков. Как заявляют иранские чиновники, в июле 2012 г. капитал иранских банков составлял 20 млрд долларов США. При этом чиновники не уточнили, имелся ли в виду фактический объем средств, располагаемый банками или уставной капитал.

Ассоциация иранских автопроизводителей опровергла слухи о том, что французская компания «Пежо» прекратила поставки комплектующих для производства автомобилей марки Пежо 405 и Пежо 206 в Иран. При этом иранские чиновники отмечают, что даже если указанная французская компания под давлением властей своей страны все же решится разорвать контракт, то ИРИ самостоятельно может производить указанные модели, т.к. 98% деталей, необходимых для их сборки либо производятся, либо могут производиться в Иране. Необходимо отметить, что, несмотря на официальные заявления иранских властей, слухи об уходе «Пежо» из ИРИ продолжили циркулировать в иранской прессе.

Внешняя торговля

Введенный к июлю 2012 г. комплекс экономических мер против ИРИ существенным образом повлиял на систему внешнеторговых связей Тегерана. Так, в своих расчетах по внешнеторговым операциям Иран был вынужден не только перейти на национальную валюту стран-контрагентов, но и производить торговые операции по бартерной схеме. В частности, к июлю 2012 г. при ведении торговых операций с Индией, Тегеран не только рассчитывался с Нью-Дели в рупиях, но и получал в обмен на поставки нефти индийский рис, что в условиях растущих цен на продовольствие внутри Ирана позволяло властям ИРИ сдерживать рост стоимости этого важного продукта из рациона питания иранского населения.

В период с апреля по июль 2012 г. объем экспорта ненефтяных товаров (без учета экспорта газовых конденсатов) из Ирана достиг 15,7 млн тонн при его стоимости в 6,67 млрд долл. США. Из них 2,28 млрд.долл. США пришлось на долю промышленных товаров, 529 млн на долю минеральных ресурсов, а 94 млн долл. США – ковров ручной работы и предметов ремесленного производства. 189 млн долл. США пришлось на экспорт технических и инжиниринговых услуг. В этот же период 4,32 млн тонн промышленных товаров стоимостью 8,93 млрд долл. США, а также 208 млн тонн минерального сырья стоимостью 106 млн долл. США были импортированы ИРИ.

Внешнеэкономические связи

Армения

В середине июля 2012 г. Иран и Армения подписали меморандум о создании совместной свободной торговой зоны (СТЗ). По имеющимся данным, новая зона будет создана на базе и при содействии иранской СТЗ «Арас», обеспечивающей иранскую торговлю со странами Закавказского региона.

ЕС

С введением европейских санкций на торговлю нефтью с Ираном руководство ИРИ объявило о своем намерении все же продолжать поставки нефти в ЕС. Для этого, по словам иранских чиновников, ИРИ через частные компании создает совместный с некими западными фирмами концерн. Якобы через этот концерн и будут осуществляться операции по торговли нефтью с ЕС. В Иране также подчеркивают, что в условиях существующего санкционного режима, затрагивающего в первую очередь государственные компании ИРИ, официальный Тегеран планирует реализовывать значительную часть своей нефти через частные фирмы, запретить работу с которыми без достаточного доказательства их непосредственной связи с ядерной и ракетной программами ИРИ, а также КСИР ни США, ни ЕС не в состоянии. Доказать же эту связь весьма сложно.

Индонезия

В июле 2012 г. заместитель главы Объединения иранских производителей и экспортеров ремесленных товаров, М.Мусавизаде, и его индонезийский коллега, Р.Ленгконг, подписали соглашение о сотрудничестве в области торговли ремесленными товарами. В первую очередь, указанное сотрудничество будет осуществляться в форме информационной поддержки, то есть путем проведения выставок, семинаров и обмена делегациями.

Ирак

Иран намерен активно развивать торгово-экономические связи с Курдским региональным правительством. Это желание Тегерана было позитивно встречено властями Иракского Курдистана. В частности, в конце июля 2012 г. премьер-министр Курдского регионального правительства Б.А.Салих провел встречу с главой Совместной ирано-иракской торговой палаты Я.Эшаком. В ходе нее Б.А.Салих призвал активнее развивать ирано-курдское торгово-экономическое сотрудничество в рамках существующих и будущих совместных торгово-экономических зон, а также создать совместную промышленную ирано-иракскую компанию.

К июлю 2012 г. торговая палата Сулеймании подписала соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с рядом иранских провинций, включая такие провинции как Курдистан, Керманшах, Мазандеран и Исфахан. Власти Иракского Курдистана также отметили существенно выросший объем товарооборота с иранской стороной и возросший объем грузопотоков через пропускные пункты Башмак и Парвизхан. Особое значение для торговли между Иракским Курдистаном и ИРИ имеет расположенная близ пропускного пункта Парвизхан торговая зона Каср-е Ширин. На этом фоне руководство Курдского регионального правительства призвало существенно увеличить присутствие представителей иранских деловых кругов в своем регионе, подчеркнув, что небольшой торговый иранский центр в Сулеймании явно недостаточен для удовлетворения нужд растущего торгово-экономического сотрудничества между странами.

Италия

В июле 2012 г. Национальная иранская нефтяная компания разорвала контракт с итальянской нефтяной компанией Эдисон на разработку нефтяного месторождения Дайер. Стоимость контракта оценивается в 107 млн долл. США. Формальным поводом для отказа стало отставание работ, выполняемых итальянской компанией, от согласованного графика.

Кыргызстан

В конце июля 2012 г. посол ИРИ в Кыргызстане, М.Муради, передал официальному Бишкеку информацию о готовности своей страны инвестировать средства в строительство кыргызской части железной дороги Иран-Афганистан-Таджикистан-Кыргызстан-Китай. По словам М.Муради, согласие о строительстве железной дороги было достигнуто в ходе недавней встречи представителей указанных стран в Афганистане. По словам посла, реализация указанного проекта находит поддержку не только в Кабуле, Душанбе и Бишкеке, но и в Тегеране. В частности, впервые за последнее время, идея присоединения ИРИ к железной дороге на тот момент в формате Афганистан-Таджикистан-Китай была озвучена в мае 2012 г. министром дорожного и городского строительства ИРИ, А.Никзадом, в ходе его встречи с министром транспорта Таджикистана, Н.Хакимовым. К началу августа 2012 г. Иран уже активно вел работы по инженерной оценке возможностей строительства таджикского отрезка дороги, который бы соединил китайский Кашгар с афганским Гератом. С присоединением к проекту Кыргызстана сложность стоящих перед Тегераном инженерных и финансовых задач значительно возрастет: протяженность дороги в этом случае составит 392 км в то время как основное бремя по финансированию и строительству работ должен будет взять на себя исключительно Иран.

КНР

После введения в отношении Ирана эмбарго на торговлю нефтью со стороны ЕС китайское руководство немедленно поспешило заверить официальный Тегеран, что оно продолжит закупать у ИРИ сырье. По словам китайских аналитиков, КНР пошла на этот шаг не для того, чтобы продемонстрировать свою независимость от внешней политики США и ЕС. Не отрицая, что Китай все же до определенной степени фрондирует перед Западом, аналитики указывают, что экономика этой страны существенно завязана на поставки иранской нефти. Необходимо напомнить, что, несмотря на все попытки еще в 2010 – 2011 гг. снизить закупки иранской нефти за счет наращивания поставок из КСА и других членов ССАГПЗ, Пекин так и не смог исключить Тегеран из списка своих основных поставщиков. Более того, по существующим оценкам объемы импорта иранской нефти в июле 2012 г. в Китай были на 20% больше по сравнению с январем 2012 г. (по другим данным, по сравнению с июлем 2011 г.). Как заявляют все те же китайские эксперты, значительная, если не большая часть НПЗ КНР перерабатывают именно иранскую нефть. Отказаться от нее в ближайшее время Пекин будет не в состоянии. Более того, китайцы вряд ли пойдут на этот шаг: сокращение количества официальных покупателей иранской нефти в 2012 г. поставила КНР в весьма выгодные условия, когда Иран готов продавать Пекину свое сырье по ценам ниже рыночных.

Малайзия

В конце июля 2012 г. представители Ирана и Малайзии обсудили возможности развития туристических связей между двумя странами. Официальный Тегеран обеспокоен тем фактом, что количество малазийских туристов, а также студентов, посещающих ИРИ, значительно уступает количеству иранцев, выбирающих Малайзию как место своего отдыха и учебы. Так, в прошлом году эту страну посетило 70 тыс. иранских туристов и 15 тыс. иранских студентов.

ОЭС

В рамках прошедших еще весной межправительственных консультаций по линии Организации экономического сотрудничества (ОЭС, ЭКО) иранское руководство приняло решение о строительстве новых и существенной модернизации существующих таможенных пропускных пунктов (как пассажирских, так и грузовых). Приоритетными названы модернизация терминалов Лотфабад на туркменской границе, Парвизхан, Чеззабе, Шаламче и Башмак на иракской границе, Махируд на афганской границе, а также Базарган на границе с Турцией.

Пакистан

В июле 2012 г. Иран и Пакистан договорились по ряду деталей, связанных с экспортом электричества из ИРИ в Пакистан. Так, стороны согласовали возможность увеличения объемов поставок электроэнергии на 1 тыс. мегаватт, которые будут вырабатываться силами новой электростанции, чье строительство предполагается начать в ближайшее время на территории провинции Систан и Белуджистан. Помимо этого совместными ирано-пакистанскими усилиями предполагается проложить дополнительную ЛЭП пропускной способностью 500 киловольт до Кветты. Стоимость электричества стороны договорились привязать к цене барреля нефти. Иран уже выразил свою готовность вложить в реализацию проекта до 800 – 900 млн долл. США. В долгосрочной перспективе власти ИРИ планируют еще больше нарастить объемы экспорта электроэнергии в Пакистан, добавив к уже имеющимся возможностям 10 тыс. мегаватт.

Россия

В июле 2012 г. в иранских СМИ получили циркуляцию слухи о готовности российских деловых кругов наладить связи между банковскими системами ИРИ и РФ. В этой связи, в частности, упоминались ЦБ России и Внешторгбанк. Также сообщалось о готовности российских финансовых институтов предоставлять аккредитивы иранским компаниям, ведущим внешнеторговые операции. Источники указанных слухов весьма ненадежны, равно как и их происхождение вызывает серьезные сомнения.

Тунис

В июле 2012 г. в Тунисе прошло 11 заседание туниско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Стороны договорились вывести объемы товарооборота между странами на уровень 500 млн, а, в последующем, увеличить их и до 1 млрд долл. США. По результатам визита иранской делегации был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере экономики, а также 15 других документов, касающихся развития взаимоотношений между ИРИ и Тунисом в сфере промышленности, энергетики, здравоохранения, образования, торговли, науки и средств массовой информации.

Туркменистан

В июле 2012 г. Иран и Туркменистан провели очередное – 12 по счету – заседание совместной межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Среди достигнутых договоренностей было увеличение поставок электричества и природного газа в ИРИ, а также вывод показателя товарооборота между странами с нынешних 5 на уровень 10 млрд долл. США в среднесрочной перспективе.

Япония

В июле 2012 г. власти Японии объявили о своем решении продолжить импорт сырой нефти из ИРИ. При этом, японские страховщики увеличили страховую премию покрывающую риски танкерных перевозчиков на 30% (до 491 млн долл. США). Этот опыт был скопирован властями Индии.

Начало