Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Размышления об американо-пакистанском компромиссе по Афганистану

Ю.Б.Щегловин

Специальный представитель США по Афганистану Марк Гроссман в рамках своего последнего турне по Афганистану четко обозначил условия будущих переговоров с талибами. Они должны отказаться от проведения терактов против правительственных чиновников и военнослужащих НАТО в Афганистане, а также войти в переговорный процесс не только с американцами, но и администрацией Х.Карзая. Другими словами, талибам предложено мирно инкорпорироваться во власть, формальным руководителем которой будет продолжать оставаться все тот же Х.Карзай. Талибы же в свою очередь отрицают всякую возможность такого формата переговоров, настаивая на диалоге исключительно с американцами и характеризуя нынешний афганский режим как марионеточный.

Отметим, что М.Гроссман сделал свое заявление в рамках беседы с афганским лидером. Касаясь темы открытия офиса талибов в столице Катара Дохе, он отметил, что эта площадка без сомнения может стать местом будущих консультаций, но только при наличии вышеперечисленных условий.

Вчера из Исламабада пришел ответ. Пакистанское руководство, комментируя доклад Пентагона о гибели в результате удара американской авиации 24 пакистанских военнослужащих в ноябре прошлого года, заявило «о своем неприятии ряда положений доклада». В частности, упоминались тезисы о том, что «пакистанцы сами спровоцировали инцидент», открыв первыми огонь. Напомним, что этот эпизод явился кульминацией кризиса американо-пакистанских отношений и привел к сворачиванию американской военно-воздушной базы в Шамси. Если перевести «недовольство Исламабада» в практическую плоскость, то формально понятно, что пакистанцы абсолютно не удовлетворены не сколько высказывания М.Гроссмана, сколько попыткой Вашингтона предложить свой сценарий будущего устройства Афганистана.

Это выглядит именно так, если рассматривать ситуацию с точки зрения публичных высказываний. Но она обстоит несколько иначе, если рассмотреть некие скрытые процессы.

М.Гроссман просто не мог сказать по-другому. Напомним, что консультации между американцами и талибами несколько раз начинались и заканчивались как раз в формате катарского посредничества. Именно Доха взяла на себя основную роль посредника после того, как Эр-Рияд категорически отказался участвовать в этом качестве в организации переговорного процесса. Консультации в Катаре носили закрытый характер, что не мешало присутствовать на них очень представительным лицам. Со стороны американцев были высокопоставленные сотрудники ЦРУ США и Госдепартамента, а со стороны талибов – личный секретарь муллы Омара. Эти консультации были свернуты по инициативе талибов после утечки в прессу. Для талибов на тот период времени это являлось принципиальным моментом. Скорее всего, люди из окружения Х.Карзая с его санкции тогда и организовали утечку, тем самым сорвав переговоры. Для Х.Карзая было неприемлемо его игнорирование, что, в общем-то, было логичным. Другой вопрос, что, несмотря на всю риторику Госдепа, в администрации президента США абсолютно согласны с выводами талибов о том, что режим Х.Карзая широкой поддержкой населения не пользуется, и в силу этого рассматривать его как равноценного партнера по консультациям бессмысленно. Речь Гроссмана таким образом необходимо рассматривать как «успокоительный зонтик» для Х.Карзая и как следствие компромисса между последним и американской администрацией по вопросу формата будущих консультаций с талибами. Другими словами, афганский президент согласился на то, что в Дохе не будут присутствовать его представители.

Решение возобновить переговоры в Катаре является плодом компромисса между Вашингтоном и Исламабадом, несмотря на всю их публичную перепалку и осложнение отношений. Пакистанцы в данном случае брали на себя соответствующую обработку руководителей талибов в рамках их готовности к прямому диалогу с американцами. Эту задачу, по нашим данным, очень успешно решила Межведомственная разведка Пакистана. Ее сотрудники стояли и за открытием офиса талибов в Дохе. Американцы же в свою очередь должны были договориться с Х.Карзаем, что и сделал во время своего последнего визита в Афганистан Х.Гроссман. Вот и вся подоплека того, что стоит за взаимными раздраженными публичными уколами. Таким образом, переговоры между американцами и талибами начнутся в самом скором времени, и, судя по всему, они будут по настоящему плодотворными.

Начало