Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Присоединилась ли Индия к войне НАТО в Афганистане?

В.И. Сотников

На фоне последних налетов американских БПЛА 10 и 12 января на пакистанскую территорию в районе Северного Вазиристана, в результате чего были убиты четыре предполагаемых террориста, и обмена посланиями между госсекретарем США Хилари Клинтон и ее пакистанской коллегой Хины Раббани Кхар по поводу возможной нормализации отношений между двумя странами, неожиданно (на самом деле — предсказуемо) возник вопрос о том, что Индия может стать составным членом многоходового «афганского» уравнения, где ставки США и НАТО по-прежнему очень высоки. В чем же состоит этот вопрос?

Пакистанские транзитные пути для конвоев НАТО, поставляющих военные грузы в Афганистан, закрыты уже два месяца (после «ошибочного» удара авиации НАТО по КПП пакистанской армии в пакистано-афганском приграничье в ноябре прошлого года. – В.С.). Конца этому пока не видно, и все зависит от ожидаемой «перезагрузки» американо-пакистанских отношений. В то же время Вашингтон и Брюссель смело настаивают на том, что НАТО имеют альтернативные средства доставки грузов и что Пакистан сам себя загоняет в угол. Однако события последних двух месяцев, пока так называемый Южный маршрут натовских грузов не действует, демонстрируют, что НАТО чувствует «болезненный укол» для своей успешной активности в Афганистане.

По сообщению американского информационного агентства Ассошиэйтед Пресс, стоимость перевозки натовских грузов, возможно, выросла на 512% в результате закрытия пакистанского маршрута. Ежемесячная стоимость этих перевозок сегодня составляет до 115 млн долларов (по так называемому Северному маршруту) против 17 млн долларов, если используется транзитный маршрут через пакистанскую территорию. Кроме того, существует и политический риск и политическая цена. Вашингтон должен заручиться поддержкой со стороны России для расширения масштабов использования «Северного маршрута» доставки натовских грузов. А это при нынешнем состоянии российско-американских отношений, когда Москва прямо выступает против стремления администрации президента Обамы к смене режимов в Сирии и Иране, а также учитывая разногласия по поводу американской системы ПРО (Москва по-прежнему не согласна с планами США по созданию систем ПРО в Европе и считает, что они направлены против России), не так просто.

Так каковы варианты в такой ситуации для Вашингтона? Конечно, для США, на наш взгляд, предпочтительно, чтобы Пакистан вновь открыл транзитный маршрут для конвоев НАТО по своей территории в ближайшее время, что, однако, представляется делом все же отдаленным, учитывая вышесказанное о новых ударах американских беспилотников по пакистанской территории, которые, как эмоционально прокомментировали пакистанские военные, «по-прежнему нарушают суверенитет Пакистана». Поэтому и возник вопрос о привлекательности для Вашингтона Индии в целях задействования новых альтернативных маршрутов. Если верить на слово американским комментаторам, этот вопрос возник недавно.

По словам Луиса Мартинеса, военного комментатора телеканала ABC, американские официальные лица утверждают, что большая часть добавленной стоимости перевозки натовских грузов исходит из переключения этой перевозки грузов, изначально предназначенных для пакистанской территории и в настоящее время прибывающих на морских судах в другие страны региона для последующей воздушной транспортировки в Афганистан. Например, существует добавленная стоимость в переключении некоторых видов грузов из пакистанских портов в индийские порты, откуда эти грузы либо перевозятся самолетами в Афганистан, либо транспортируются далее на север товарными поездами для последующей перевозки через один из маршрутов «Северного пути».

Таким образом, на наш взгляд, налицо дежа-вю. Когда в 2001 г. войска США вошли в Афганистан для свержения режима талибов, Нью-Дели предложил свои услуги «на тарелочке» в качестве страны — партнера США по антитеррористической коалиции. Как говорил бывший президент Пакистана генерал Первез Мушарраф, это судьбоносное предложение индийцев лишь подстегнуло его к сотрудничеству с США в деле борьбы Вашингтона в Афганистане (Исламабад не мог допустить, что его «вечный антагонист» опередит его в сотрудничестве с США. – В.С.).

Любопытно, что в 2001 г. Вашингтон вежливо отклонил индийское предложение, поскольку считал партнерство с Пакистаном по Афганистану более ценным. Сегодня для воздействия на Пакистан с целью того, чтобы последний возобновил свою роль ценного партнера США, Вашингтон, похоже, «постучал в индийские двери». Нью-Дели открыл «эти двери», не обращая внимания на то, что его предложение 2001 г. было отклонено. То есть, на наш взгляд, в регионе и вокруг него идет большая игра с участием США, Индии, Пакистана, Афганистана и других вовлеченных в нее игроков. Цена победы в этой игре — дальнейшее укрепление стратегического партнерства Вашингтона и Нью-Дели, но прежде всего давление на Исламабад, чтобы тот все же предпринял шаги к изменению своей позиции по отношению к США и вновь стал «ценным стратегическим союзником».

Примечательно, что США могли бы использовать индийский маршрут для перевозки чувствительного военного оборудования. Чтобы там ни было, если в действительности Индия рассматривается в качестве точки транзита для военных грузов НАТО в Афганистане, это будет первым случаем, когда Нью-Дели «сделает большой бизнес» с Атлантическим сообществом. Это, как считают многие индийские аналитики, будет историческим поворотом в политике Индии относительно сотрудничества с США и НАТО в Афганистане (сегодняшнее сотрудничество Нью-Дели с Кабулом здесь не в счет. – В.С.).

Так что Индия, похоже, с выгодой для себя использует нынешний кризис в американо-пакистанских отношениях. Причем на сей раз Нью-Дели действует очень прагматично — он дождался, когда Вашингтон сам обратится к нему с просьбами и у индийского руководства появится еще один козырь в торге с Пакистаном. К чему это приведет в индийско-пакистано-американском треугольнике взаимоотношений при высокой цене урегулирования афганского кризиса, остается только предполагать. Но кое-что можно спрогнозировать уже сейчас. Первое: у правительства президента А.А. Зардари в Пакистане (при его нынешнем шатком положении внутри страны) возникнет желание пойти на уступки Вашингтону и, несмотря ни на что, все же вновь открыть транзитный маршрут для грузов НАТО в Афганистан по пакистанской территории. В этом, кстати, его поддержат пакистанские военные, большая часть которых по-прежнему настроены резко против какого-то ни было усиления роли Индии в афганских делах. Они даже отложат свое острое недовольство и политикой США, и политикой гражданской администрации Пакистана. Второе, менее вероятное, на наш взгляд: начавшийся процесс «потепления» в пакистано-индийских отношениях приостановится, потому что опять-таки для пакистанских военных, и прежде всего для них, Индия главная угроза. А маловероятно это потому, что Вашингтон, играя на пакистано-индийских противоречиях для решения своих проблем, одновременно подталкивает Пакистан к «разрядке» в его взаимоотношениях с Индией, чтобы обеспечить себе поддержку и Нью-Дели и Исламабада в урегулировании афганского кризиса и создании наиболее благоприятной обстановки для вывода своих войск из Афганистана. Так что Вашингтон играет в регионе по-крупному, но вместе с ним в свою игру играют и Индия, и Пакистан. Ведь может сложиться и такая ситуация, чисто условно, что Индия предложит свои услуги США в деле мирных переговоров последнего с талибами с участием, скажем, Северного альянса, с которым у Нью-Дели давно сложились доверительные отношения. Но это уже относится к области весьма смелых политических прогнозов.

Начало