Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Размышления об антииранских санкциях ЕС

Ю.Б.Щегловин

Введение экономических санкций вряд ли серьезно сможет повлиять на развитие экономической ситуации в Иране, способности его властей проводить прежнюю политику в отношении своей ядерной программы и поддержки лояльных ему сил на Ближнем Востоке. С таким анализом выступает ряд американских аналитиков, которые специализируются на этой теме. Здесь, прежде всего, рассматривается вопрос о прекращении поставок иранской нефти в Европу.

Европа получает в настоящее время порядка 450 тыс. баррелей иранской нефти в сутки. При этом основными импортерами являются Италия, Испания и Греция, которые сейчас наиболее «проблемны» в ЕС с точки зрения экономической уязвимости. В той же Греции доля иранской нефти составляет треть от всего импорта, в Испании и Италии – 13%. В двух последних случаях отказ от поставок иранской нефти ощутим, но не смертелен, особенно с учетом надвигающейся на Европу рецессии. С Грецией все значительно хуже. Гипотетически после 1 июля с.г., а именно этот срок официально называется в качестве последнего рубежа для прекращения импорта нефтепродуктов из Ирана, эти объемы должны покрыть поставки из Ливии. Именно из Ливии, что, безусловно, выгоднее географически и экономически, чем из стран Персидского залива. Особенно с учетом того, что за счет саудовских углеводородов планируется замещать иранскую нефть в Японии, Китае и странах Юго-Восточной Азии. Но здесь все упирается в ситуацию в самой Ливии, и способности ее новых властей обеспечить наращивание добычи и экспорта нефти хотя бы на уровне «довоенных» объемов. Пока этого нет. В такой ситуации любая диверсия на ливийских нефтепроводах будет означать для Европы большие проблемы. При этом Иран явно пошел «на опережение» и объявил о прекращении экспорта углеводородов в шесть европейских стран, явно рассчитывая на то, что ЕС не успеет перестроиться и попадет в капкан. Так, собственно и произойдет, поскольку лето нынешнего года было оптимальным сроком для того, чтобы найти пути замещения иранской нефти. Этот рынок работает в основном на фьючерсах, и та же Саудовская Аравия или ОАЭ вряд ли смогут быстро найти «брешь» в своих уже заключенных контрактах. Другой вопрос – это увеличение добычи нефти, но здесь необходимо проводить анализ с учетом свободных танкеров и мощностей перерабатывающих заводов. Их вполне возможно может и не хватить на всех. Разговоры о создании новых трубопроводов, которые позволят «обойти» проблемный Ормузский пролив, пока остаются в большей степени в области теории. Да и даже в случае реализации этих проектов основной артерией все равно останется морской путь. Мы уже говорили о малой вероятности того, что Тегеран первым начнет какие-то шаги по блокаде Ормузского пролива. Повторим это и сейчас, особенно с учетом важности этой артерии и для самого Ирана.

Отсюда очень простой вывод. Заставить большинство стран мира отказаться от импорта иранской нефти без соответствующего решения об эмбарго на экспорт иранской нефти со стороны Совета Безопасности ООН нереально. В этой связи снова необходимо и уместно вспомнить о российско-китайском альянсе, который блокирует усилия Запада и «заливников» по сирийскому досье. Ровно то же будет и в случае с Ираном. Напомним, что Иран имеет и более солидных импортеров своих углеводородов, нежели Европа. Это, прежде всего Турция, которая потребляет 180 тыс. баррелей иранской нефти в сутки, что составляет в общем годовом объеме импорта 51%. Это уже более чем серьезно, и в этом также кроется одна из причин осторожной позиции Анкары и по вопросу возможного военного удара по Ирану, и по вопросу сирийских событий. Далее китайцы – 11% годового импорта, Южная Корея – 10%, Япония – 10%, ЮАР – 25%, Индия – 10%. Из них, только Сеул и Токио пойдут на прессинг американцев и возможно самостоятельно присоединятся к эмбарго. Правда, только при условии гарантий замещения, а это в любом случае потребует времени.

Теперь о самом эмбарго. Идею о том, что такой шаг послужит ослаблению потенциальных конкурентов американцев в лице ЕС, Японии и Южной Кореи, обсуждать не будем, это очевидно. Добавим еще и удар по БРИКС. Предполагается, что его введение в состоянии нанести серьезный ущерб иранской экономике, примерно в 15-20 млрд долларов в год. Это очень лукавая цифра по ряду причин. В условиях отсутствия санкций ООН торговля нефтью, по данным ряда экспертов, будет продолжаться на прежнем уровне. Только теперь она будет идти через посредников-трейдеров, прежде всего из Индии, по более «длинным схемам». Причем Дели готово скупить в этом году все «излишки», которые образуются из-за европейских санкций. Что-то мешает поверить, что такие намерения не подтверждены детальным изучением рынка. Примерно той же линии поведения придерживается и Пекин. Китайцы ведут сейчас консультации с саудитами на предмет возможных закупок нефти в случае введения «иранского» эмбарго, но это пока не более чем перестраховка. Очевидно, что Пекин не будет «в одиночку» накладывать вето на возможные антииранские решения в Совбезе ООН. Но при этом он, безусловно, поддержит российскую позицию «против». В этих условиях не стоит ожидать какого-либо изменения позиции ЕС по вопросу санкций, но очень много будет зависеть от того, насколько эффективно заработают «схемы» замещения иранской нефти, которые предлагают американцы. В «знаменитом» 1973 году с этим были проблемы. Рискнем предсказать, что ряд европейских стран будет в ближайшее время продолжать закупать иранскую нефть, но только через цепочку посредников. Это вполне вероятно, особенно с учетом того, что принципиальная позиция Тегерана в данном случае состоит в том, чтобы ни в коем случае не допустить повышение цены на «свое топливо». И что важно, в отличие от саудитов и других «заливников» им для этого не надо наращивать мощности и объем добычи.

Начало