Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Германский вектор кувейтских инвестиций: традиционные отрасли и неосвоенные ниши

И.С.Берг

По оценкам экспертов, которые участвуют в работе совместной межправительственной экономической комиссии, на Германию приходится сегодня 60 процентов всех инвестиций в Европу. Данный факт говорит о приоритетном направлении потока капиталов этого государства. Это приобретает особую значимость в контексте ряда арабских национальных программ, схожих как по содежанию, так и времени. В Кувейте есть план «Кувейт-2035», в Объединенных Арабских Эмиратах имеется схожий план «Абу Даби-2030", в Катаре «Национальная стратегия- 2030». Подобный соревновательный процесс в надежде завоевать германский рынок символичен: он свидетельствует о желании стран Персидского залива освоить германский рынок. В целом, это свидетельство того, что арабские инвестиции стремятся расширить зону влияния в Европе, делая упор на Германии.

На фоне конкуренции между странами Персидского залива за германский рынок предложений, которая, по мнению экспертов ФРГ и Арабского Востока, является весьма позитивным явлением, примечательным звеном является Кувейт. Он в настоящее время сосредоточен в основном на сотрудничестве с Германией, и с этой целью инвестирует в экономику ФРГ 30 млрд евро. Называя эту цифру, посол Государства Кувейт в Берлине Мусаед Аль-Гарун, считает, что она вполне отражает уровень стабильности кувейтско-германских отношений, в том числе инвестиций в Германию и их значительную доходность, особенно в области передачи технологий возобновляемых источников энергии. «Соревновательный процесс считаю отличным, поскольку он ведет к развитию арабо-германских отношений», подчеркивает Мусаед Аль-Гарун. К тому же доходы от нефтяного сектора на Арабском Востоке служат развитию инфраструктуры, таких как транспортные сети, мостостроение, строительство больниц и развитие медицинских услуг. Одновременно 30 млрд евро следует рассматривать лишь как стартовую кувейтскую цифру на фоне общей суммы зарубежных инвестиций нефтяных шейхов Арабского Востока 700 млрд долларов.

Однако и 30 млрд– достаточно серьезная заявка. История германо-кувейтского инвестиционного успеха убеждает в том, что обе стороны имеют основания для оптимистических перспектив. Создание Kuwait Investment Authority после получения государством независимости было изначально нацелено на инвестирование части доходов от нефтяного сектора для будущих поколений. Первые иностранные инвестиции были осуществлены в экономику Великобритании. Несмотря на то, что ФРГ была не первой страной Старого Света, куда переместились арабские капиталы, сделка с Daimler (1973-1974) считалась в те годы наиболее масштабной. Кувейтский капитал, наконец, оказавшись на немецком рынке с 20 процентами акций, оказался совладельцем концерна, образовавшегося в результате слияния Daimler и Chrysler, но ввиду последующей реструктуризации стал обладателем доли в 7,2 процента. Вдохновленный успехом, Кувейт осуществил прямые инвестиции в такие ведущие компании, как Volkswagen (VW) и Siemens. Надежды оправдались. За 2011 год концерну VW удалось более чем вдвое увеличить чистую прибыль (15,8 млрд евро против 7,2 млрд в 2010 году), и выйти на второе место в мире по объему продаж, опередив японского конкурента Toyota. Таковы предварительные итоги деятельности VW. Полный отчет о своей деятельности в 2011 г. компания обнародует 12 марта с.г. на ежегодной пресс-конференции. В связи с существенным ростом финансовых показателей более высокие дивиденды выплатят держателям акций VW, среди которых есть и представители Арабского Востока. Наше достижение в полной мере разделяют акционеры – как из Нижней Саксонии, так и из эмирата Катар, говорится в заявлении руководства концерна.

Все эти примеры показывают, что кувейтского инвестора изначально привлекали в ФРГ масштабные сделки с долгосрочной перспективой, причем, исключительно в сфере машиностроения. (В 2010 году ФРГ была на третьем месте после США и Китая среди поставщиков продукции, при этом первенствуя в секторе грузового автотранспорта, оборудования для электростанций, электротехники). Примечательно, что средства и риски поделены пополам – государству и частному инвестору принадлежат равные доли инвестиций, то есть в актуальной ситуации по 15 млрд евро. Это исключает приоритет любой из сторон, обеспечивает согласованность действий и единое решение. Оба сектора – государственный и частный – тем не менее стремятся к расширению собственных инвестиций, что рассматривается как гарант долгосрочной перспективы инвестиций в экономику ФРГ. Данная перспектива составлена на основе договоренностей в ходе визитов: Федерального канцлера Ангелы Меркель в Кувейт (февраль 2007), эмира Кувейта шейха Сабах аль-Ахмада аль-Джабера ас-Сабаха в Германию (апрель 2010) и Федерального президента Кристиана Вульфа в Кувейт (февраль 2011). Высокие официальные лица инициировали подписание соглашения о сотрудничестве в области безопасности (2007), договоренность о работе совместной межправительственной экономической комиссии, заседаний которой состоялись вначале в ФРГ (ноябрь 2008), а затем в Кувейте (декабрь 2010).

Вместе с тем, кувейтский пятилетний план показывает, что роль частного сектора по-прежнему недостаточно высока. Лидеры Кувейта, по свидетельству посла Кувейта в ФРГ, стремятся к реструктуризации с тем, чтобы частный сектор играл более существенную роль в процессе развития. В долгосрочной перспективе предусмотрено: государство должно лишь следить за ходом экономической системы, играть роль регулятора и контролера.

Главная тема в переговорном германо-кувейтском процессе - вопрос о передаче высоких технологий. Проблема очень чувствительная, особенно в сфере альтернативных и возобновляемых источников энергии. С этой целью кувейтские лидеры делают все возможное, чтобы обеспечить максимальное участие немецких инвесторов в развитии экономики страны. Для прямых иностранных инвестиций предусмотрены соответствующие льготы, в том числе при соблюдении ряда условий освобождение от налогов в течение первых десяти лет, отсутствие вероятности экспроприирования или национализации, избежание двойного налогообложения и поощрение инвестиций.

Экономические приоритеты немецко-кувейтских отношений разнообразны. Однако в центре их - учет взаимных интересов на разных уровнях.

Если говорить о самом высоком, имея в виду визит эмира Кувейта шейха Сабах аль-Ахмада аль-Джабера ас-Сабаха в Германию и визит Федерального канцлера Ангелы Меркель в Кувейт, то это сходство идей обеих стран в отношении всех вопросов. В рамках этого уровня был в том числе подписан меморандум об укреплении двухсторонних отношений в политической и экономической сфере. Особо выделены договорные обязательства о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, медицины, туризма и воздушного транспорта. Качественный этап в двухсторонних отношениях уже был установлен созданием и работой немецко-кувейтского экономического комитета по содействию экономическому и инвестиционному сотрудничеству. Конечно, необходимы дальнейшие усилия для укрепления отношений, отмеченные в пятилетнем плане развития инфраструктуры и открывающие новые возможности для экономического сотрудничества между Германией и Кувейтом, считает Мусаед Аль-Гарун. Учитывая особенности геостратегического положения Кувейта в качестве важного маршрута на соседние рынки, где открываются новые инвестиционные возможности, можно расширять отношения между Европой в целом и Германией в частности с Арабским Востоком, особенно если эмират Кувейт станет одним из звеньев соглашения о свободной торговле между Европой и странами Персидского залива.

Кувейт стремится стать ключевым звеном будущего соглашения о свободной торговле между Европой и странами Персидского залива и формирует необходимый задел уже сегодня, подчеркивает Язид Шамо, исполнительный директор компании DANA GmbH со штаб-квартирой в Ганновере, которая ведает обслуживанием 17 домов престарелых в Нижней Саксонии и Шлезвиг-Гольштейн, в ведении которых 1,6 тыс. людей, нуждающихся в повседневном уходе. Кувейт инвестирует в компанию DANA GmbH, которая не является, на первый взгляд, доходной отраслью? В чем резон подобных вложений?

Самый большой вызов для немецкой экономики сегодня – незаполненные вакансии для дипломированных профессионалов. Нехватка квалифицированных работников стала повседневной реальностью и в развивающейся отрасли по уходу за престарелыми и инвалидами. Проблема обостряется. Германия - не единственная страна в Европе, которая получила эту проблему. Схожие обстоятельства наблюдаются в Великобритании, во Франции, странах Скандинавии. Однако уровень комфорта, к которому оказались привычны жители ФРГ, делает проблематичным вопрос об обслуживании на высшем уровне.

При этом коренные жители Германии проявляют недостаточное желание участвовать в уходе за престарелыми, не совсем осознавая, что со временем эта проблема коснется лично их. Как сохранить в таких обстоятельствах высокий уровень обслуживания престарелых в ФРГ при отсутствии высококвалифицированных кадров медсестер, социальных педагогов, спортивных инструкторов? Учитывая, что ЕС расширяется на восток, должен открываться путь соискателям рабочих мест из стран Восточной Европы. Однако немцы не спешат в поискам в данном направлении. Их останавливают такие обстоятельства, как отсутствие желания работать много и напряженно и другие особенности восточно-европейского менталитета. Язид Шамо говорит: «Я, как и многие профессионалы в этом секторе рынка, выступаю за прием на работу квалифицированных специалистов из арабских стран. В ряде стран Северной Африки есть масса первоклассных медработников, которые в настоящее время не заняты. Я лично хотел бы увидеть их здесь. Мастерство у них есть, остается лишь адаптировать эти навыки к Германии».

Зная это, в настоящее время Кувейт меняет интересы в Германии в пользу частных предприятий среднего и малого бизнеса. Он учитывает, что на рынке в Германии доминирует до 60 процентов учреждений бытового, религиозного и благотворительных характера, 40 процентов которых находятся в частных руках. В ФРГ две трети доли частных малых и микро- предприятий, жилых домов представляют собой сферу ухода за престарелыми с преобладанием учреждений на 15, 20 и 30 мест. Другие малые предприятия той же группы обслуживают от 5 до 10 престарелых, которые являются самыми привлекательными с точки зрения инвестиций. По сути, это пансионы для избранных. Именно этот сектор считается самым интересным и перспективным, поскольку известна тенденция старения немецкого общества и наличия в нем известного слоя состоятельных пенсионеров, которые могут позволить себе вполне обеспеченную старость и соответствующий уход.

В данном случае на привлекательность влияет демографическая ситуация в ФРГ. Мы точно знаем, сколько пожилых людей появится в течение десяти лет, какого уровня уход им потребуется и, соответственно, извлекаем пользу из этой статистики, убежден Язид Шамо. Он уверен, что в этой сфере сложно надеяться на высокие доходы, однако постоянный и устойчивый рост потребности в подобном уходе очевиден, и этим следует воспользоваться. «У кувейтских инвесторов чисто номинальные контакты и тем более вмешательств в нашу профессиональную деятельность, в которой заняты 900 сотрудников. В этом состоит существенное отличие от американских инвесторов, которые считают: поскольку мои деньги вложены в данную фирму, у меня есть полное право вмешиваться в любую частность». Инвестиционная культура, свойственная менталитету в арабском мире, более осторожна и, следовательно, более привлекательна для немецких компаний. Конечно, арабские инвесторы хотят принимать участие в некоторых процессах, и, случается, принимают, но поведение арабских доноров в значительной степени более сдержанное, чем заокеанских партнеров.

Господин Шамо, как и многие его сподвижники в развитии германо-кувейтских связей, считают, что экономические отношения между ними плодотворные. Арабский мир имеет чрезвычайно высокий экономический потенциал. С одной стороны, экспорт нефти, который следует рассматривать как важный экономический актив, с другой стороны, арабские страны также являются одними из главных потребителей немецкой продукции. Создано разнообразие товаров и услуг, которое может принести обоюдную пользу, в частности, чувствовать себя защищенней в эпоху социальных потрясений на Ближнем Востоке и на Севере Африки.

Перспективы развития германо-арабского сотрудничества могут просматриваться в аспекте различных подходов. В том числе сквозь призму демографической ситуации: тогда как Старый Свет стареет, арабский мир молодеет. Это означает, что все большее число жителей Германии будут задаваться вопрос: кто позаботиться о моей старости? В многодетных семьях Алжире, Тунисе, Египте, Сирии, Ливана подросли молодые люди, обладающие достаточными навыками, чтобы подумать о достойной старости своих родителей. И делать это можно, выполняя те же обязанности и находясь на сходной работе, которая достаточно высоко оплачивается в ФРГ. Гарантией занятости послужат в данном случае немецкие законы и кувейтские инвестиции в отрасль. При этом потребность в домах престарелых и инвалидов становится в Германии весьма актуальной. Для ФРГ это весьма заманчивый аспект, поскольку обучение кадров может занять считанные месяцы, для арабских инвесторов на фоне стареющей Германии это означает беспроигрышное вложение средств.

ВЫВОДЫ

Первый. Характерная особенность кувейтского инвестора, которую отмечают немецкие эксперты: он ищет гарантированно надежного партнера, при этом не пытаясь глубоко вникнуть в его проблемы и не вмешиваясь в его политику. С одной стороны, таким образом выказывается доверие партнеру, в данном случае немецкому, с другой стороны, Кувейт действует как классический бизнесмен: цель оправдывает средства.

Второй. Кувейт и Германия расценивают реальную возможность сотрудничества не только на уровне бизнес-элит и не только в сфере высоких технологий, указывают немецкие эксперты. В настоящее время задача состоит в расширении базы для бизнеса и развитии отношений в различных сферах совместной жизни. Это соответствует идее социально ориентированной рыночной экономики, которую воплощает Германия и которую пытается реализовать Кувейт.

Третий. Недвижимость непромышленного назначения на территории ФРГ, которая принадлежит Кувейту на специально оговоренных условиях, - показатель того, что кувейтский инвестор осваивает те ниши рынка, которые не освоены другими донорами.

Использованы данные сайта Arab-German Chamber of Commerce and Industry.

Начало