Институт Ближнего Востока
вернуться на страницу назад

Визит президента Южного Судана С.Киира в Китай

А.А.Быстров

На фоне своих непростых отношений с Хартумом Южный Судан пытается вернуть в регион потенциальных инвесторов. Политика Джубы, направленная на консолидацию местны элит путем поддержания нации в состоянии постоянной тлеющей конфронтации, приносит противоречивые результаты.

Недавняя громко распиаренная договоренность с Найроби о строительстве нового нефтепровода в Момбасу по прошествии времени натолкнулась на обычный дефицит финансовых средств, а их обладатели в лице крупнейших американских и французских компаний и банков не спешат вкладываться в долгосрочные инвестиционные проекты в Южном Судане. Это новообразованное государство входит в «красную зону» риска в силу непредсказуемости поведения его руководителей, а также тлеющих на его территории этнических конфликтов. К этому необходимо приплюсовать бандитов Кони из «Армии гнева господня» (LRA), которые продолжают совершать вылазки в регионе, несмотря на все усилия угандийских военных и расквартированных недавно в Южном Судане американских «зеленых беретов».

На этом «неутешительном» фоне президент ЮжногоСудана С.Киир и генеральный секретарь Суданского народно-освободительного движения (СНОД) П.Амум совершают визит в Пекин. Основная цель – пригласить китайцев в качестве основных инвесторов строительства будущего нефтепровода, который должен стать альтернативой «порт-суданскому» маршруту и окончательно разорвать «экономическую пуповину» с Хартумом. Цена вопроса – более чем 300 млрд долларов США по самым скромным оценкам. Помимо нефтепровода необходимо прокладывать в джунглях скоростную шоссейную дорогу и строить нефтеперерабатывающий завод неподалеку от Момбасы.

В заявлении П.Амума, которое он сделал по прилету в Пекин, звучал оптимизм. По его словам, «Китай согласился присоединиться к международному консорциуму и оказать техническую помощь в строительстве альтернативного трубопровода». Он также признал, что «возобновление экспорта нефти по северосуданскому пути представляется проблематичным в силу существующих противоречий между сторонами по разделу экспортной выручки и существующим между ними противоречий по спорным территориальным вопросам». Напомним, что в феврале с.г. Джуба сократила на 350 тыс. баррелей подачу нефти со своих месторождений в северосуданский трубопровод под предлогом хищения нефтепродуктов суданским руководством. Хартум в свою очередь настаивал на том, что он изымал нефть в счет уплаты за транзит. После последнего вооруженного конфликта в нефтеносном районе Хеглиг суданский президент О.Аль-Башир заявил о том, что «Хартум больше не позволит никогда транспортировать нефть через Порт-Судан». Кстати, этот трубопровод и нефтеперерабатывающий завод также в свое время были выстроены при активном участии КНР. П.Амум заявил в Пекине примерно тоже самое: «Я не думаю, что наша нефть когда-нибудь в дальнейшем будет течь по суданской территории».

Китай при этом является основным и крупнейшим инвестором в нефтяной сектор и в Судане, и в Южном Судане. При активном участии китайских компаний добывалось около 75% всей суданской нефти. Теперь перед китайцами стоит серьезная дилемма: им представилась прекрасная возможность воочию показать в деле свою хваленую концепцию «деидеологизированного подхода к африканским делам». Пекин должен сохранить баланс отношений с двумя государствами, которые находятся в состоянии, как минимум, «холодной войны» друг с другом.

Совсем недавно этого сделать ему не удалось. Достаточно вспомнить провал посреднической миссии Пекина по поводу решения вопроса о разделе нефтяной выручки между двумя государствами. Более того, Джуба обвинила тогда китайскую сторону в «ангажированности» в пользу Хартума и выслала китайского руководителя консорциума «ПЕТРОДАР» по обвинению в соучастии «хищения южносуданской нефти».

Но экономика диктует свои законы, и теперь южносуданцы приехали в Пекин «вилять хвостом». Тот же П.Амум заявил, что «отношения с Пекином в перспективе приобретут беспрецедентный характер стратегического сотрудничества». К таким заявлениям Джубу вынуждает катастрофическая ситуация в экономике и надвигающийся голод.

При этом Пекин является на сегодняшний день единственным (по экономическим соображениям прежде всего) потенциальным инвестором в проект альтернативного нефтепровода. Помимо инвестиционных рисков, о которых мы уже говорили, необходимо сказать и о схеме финансирования строительства указанного трубопровода. Джуба предлагает классическую для африканских стран схему кредитования путем погашения кредитов за счет продажи будущих экспортных поставок. При этом сам трубопровод и сопутствующую инфраструктуру будут строить не менее четырех лет. Замечания того же П.Амума о том, что это время страна продержится на существующих запасах, необходимо отнести к области утопических размышлений: в Южном Судане просто не существует хранилищ для такого объема нефти. Экспортировать ее автоцистернами также невозможно в силу отсутствия надлежащей автодороги. Кроме того, скважины невозможно без ущерба «законсервировать» на столь долгий срок.

Пойдут ли китайцы на такую схему? Скорее всего да, ибо в противном случае южносуданцы просто не приехали бы в Пекин. Последний очень серьезно «вложился» в теперь уже южносуданские скважины, и терять эти капиталовложения не собирается. Об этом говорит и недавний «подарок» Джубе в виде восьмидесяти бронетранспортеров.

Другой вопрос, что эксклюзивное право китайцев в данном случае позволяет им диктовать условия сделки. Это, прежде всего, оплата построенного нефтепровода из расчета не менее 70% проданной в будущем нефти. По мнению ряда экспертов, Пекин несомненно выставит в качестве одного из условий снятие напряженности с соседним Суданом. Это необходимо китайцам по двум причинам. Первое: стабилизировать ситуацию в регионе, которая, безусловно, вредит добыче ими полезных ископаемых. Второе: реально совершить маленький подвиг и сделать серьезную заявку на полноправное участие в клубе «держав-миротворцев». Одновременно Пекин серьезно укрепляет таким образом свои отношения с Афросоюзом, который пока безуспешно посредничает в сфере межсуданского урегулирования При этом, скорее всего, южносуданцев заставят «под предлогом технологической необходимости» возобновить (пусть и не в полном объеме и без излишнего афиширования) экспорт нефти через уже существующий нефтепровод в Порт-Судан. Это позволит сохранить дружеские отношения с Хартумом, без которых строительство новой «трубы» может натолкнуться на дополнительные сложности в виде противодействия лояльных суданскому режиму повстанческих групп.

Начало